26 апреля 2018

Вера – это как передача огня

В рамках Большого Пасхального фестиваля и проекта «Открытая библиотека» в Поморской филармонии прошла встреча с протоиереем Алексеем Уминским. Священнику было задано много вопросов – о промысле Божием, чем привлечь молодежь в церковь, правильно ли говорить «я верующий, но не религиозный». Но главная тема беседы была о том, нужна ли Церковь современному человеку.

Все в прошлом?

– Этот вопрос сродни тому, что есть ли жизнь на Марсе… Потому что Церковь как институт для многих – очень-очень далекая планета, потребность побывать на которой не так уж и велика. Тем более на фоне складывающегося в последнее время у некоторых людей негативного внешнего образа, часто скандализированного, на фоне скоростного режима сегодняшнего мира. Создается ощущение, что Церковь все время смотрит назад, в прошлое, где все было прекрасно, где красивые облачения, торжественные крестные ходы, где чудеса были на каждом шагу. А сейчас никаких тебе чудес.

Раньше Церковь была своеобразной социальной скрепой. Ты рожден был в православной стране и веру не выбирал, а наследовал от своей семьи, вместе с ней тебе передавались культурные коды своего народа – архитектура, музыка, поэзия, икона… Даже в университет нельзя было поступить без справки об исповеди и причастии (вспомним Ленина, которому именно это стало препоной, а не то, что его брат был террористом).

Но двадцатый век все разрушил. И человеку стало все равно – не обязательно креститься, венчаться, каждый отвечает за себя. Он может найти все что хочет, не посещая богослужения. Живет здесь и сейчас, а Церковь – она так и осталась для него где-то в прошлом. Понадобится только как духовная больница, когда случится плохое, когда нужна поддержка.

Подсвечник для мира

Однако приходим в храм и что просим у Бога? Примерно того, что каждый из нас желает друг другу на Новый год и на день рождения. Успеха в труде, счастья в личной жизни и крепкого здоровья. Тебе объяснят, как это все получить. Надо заказать молебен, поставить свечу, исповедоваться и причаститься. Исполнить формальный круг священных действий, после которого все должно получиться. Главное – сделать правильно.

То есть Церковь нужна для улучшения качества земной жизни, чтобы было еще лучше, проще, светлее и благодатнее. И поэтому так популярно в нашей жизни водосвятие, крещение, освещение чего-либо. Кажется, что это должно сработать само по себе. А оно – бац! – и не очень работает. Потому что оказывается, что Церковь гарантии никакой не дает. И человек перестает в этом нуждаться. Или получит помощь, а потом к этому не возвращается.

Дело же в том, что, исполняя с рвением все религиозные предписания, человек не оставляет себе сил и времени для самого главного – встречи с Богом, любви и внимания по отношению к близким и окружающим. Ведь Церковь не для освящения куличей, колодцев или даже ракет, не такой всемирный подсвечник…

Все, что тебе нужно, – это любовь

Для чего же? Кто-то считает ее вроде религиозного министерства культуры, которое всегда знает, как надо, все готово объяснить. Но ведь министерство культуры и великая русская культура – это не одно и то же. А Церковь это второе – то, чем дышишь, что волнует твое сердце, наполняет тебя содержанием и дает возможность вдруг понять, почему ты живешь, почувствовать что-то такое, чего ты не чувствовал никогда, она дает тебе возможность стать человеком. И эта сторона Церкви, где настоящая жизнь, оказывается, не очень видна.

Фото: Людмила Ашиток

Так какая же Церковь нужна современному человеку? Прекрасный музей-заповедник, духовная больница, министерство культуры? Иоанну Богослову принадлежат такие великие слова: «Бог есть любовь». Когда-нибудь мы задумывались, что эти слова приложимы к Церкви? Что, если на какой-нибудь торжественный крестный ход все христиане выйдут не с иконами и хоругвями, а с табличками, на которых написано «Церковь есть любовь». Несколько странно даже для нас самих. Мы не привыкли думать о ней с этой точки зрения. Нужна такая Церковь? А может, она только такая и нужна? Может, только это и нужно человеку?

В свое время Beatles так и пели: «Все, что тебе нужно, – это любовь».

Он рядом

Но где она? Где мы? А мы и есть Церковь – место встречи с Богом на земле. Он – невидим, непостижим, неописан, вездесущ, всемогущ. Как мне, маленькому человеку, с ним встретиться, как я с ним буду говорить, на каком языке он меня поймет, что я ему скажу о себе? Вы понимаете, мы сейчас здесь сидим, а Бог – вот он, совсем рядом. А мы этого не понимаем, не чувствуем совсем, потому что Бог настолько тактичен, что, будучи всегда рядом, не вламывается в нашу жизнь, пока мы сами чего-то не сделаем. И сколько же надо человеку по-настоящему потрудиться над собой, чтобы этого захотеть, чтобы это понять и это принять.

И вот Церковь – она существует только ради этого. Чтобы человек и Бог смогли зажить одной жизнью. Ему не нужно ваших свечей, постов, поклонов, чтения наизусть «Символа веры», даже ваших добрых дел… Нужен сам человек, его сердце. Тяжело это, открывать себя для Бога. Верить не только в Него, но и Ему самому.

Я однажды у матери с ребенком спросил: «Кто он для вас?» Ответила: «Плоть и кровь моя». И Христос говорит: «Все мое – твое». Больше родства не бывает! И получаем мы его через причастие, вот как эта встреча происходит, вот для чего нужна нам Церковь.

Все в наших руках

Меня спрашивают, как научить вере, на каких уроках… Невозможно это. Передача веры происходит как передача олимпийского огня. Но мне больше нравится аналогия с языком. Ведь мы начинаем говорить на русском, потому что на нем говорят наши родители, так и вера передается. А изучение в школе – это уже как иностранному языку учиться.

«Все в руках Божьих» – как понимать? Сидеть и ждать, пока проявится промысел Божий? Конечно, на каждого у Него есть свой замысел. Но Бог в седьмой день творения почил от своих трудов, и этот день все продолжается… Теперь мы должны действовать. В Книге Бытия Адаму дано право называть животных именами, возделывать райский сад – ведь рай не место отдыха, а труда! И на земле мы все делаем своими руками – войны, революции, расстрельные рвы, пожары в торговых центрах… Своими грехами каждый раз распинаем Христа. Грех сделал человека смертным, но у Бога нет мертвых – все живы. По большому счету нет ни рая, откуда человек был изгнан, ни ада, откуда Христос вывел всех… А что есть? Вечная жизнь. Мы уже спасены в этой надежде, хотя точного ответа мы не знаем, это остается тайной…

Следующая встреча в рамках «Открытой библиотеки» пройдет 21 мая с автором онлайн-проекта «Полка» Юрием Сапрыкиным на тему «Зачем нужна русская классика в XXI веке».

Вера – это как передача огня

Все в прошлом?

– Этот вопрос сродни тому, что есть ли жизнь на Марсе… Потому что Церковь как институт для многих – очень-очень далекая планета, потребность побывать на которой не так уж и велика. Тем более на фоне складывающегося в последнее время у некоторых людей негативного внешнего образа, часто скандализированного, на фоне скоростного режима сегодняшнего мира. Создается ощущение, что Церковь все время смотрит назад, в прошлое, где все было прекрасно, где красивые облачения, торжественные крестные ходы, где чудеса были на каждом шагу. А сейчас никаких тебе чудес.

Раньше Церковь была своеобразной социальной скрепой. Ты рожден был в православной стране и веру не выбирал, а наследовал от своей семьи, вместе с ней тебе передавались культурные коды своего народа – архитектура, музыка, поэзия, икона… Даже в университет нельзя было поступить без справки об исповеди и причастии (вспомним Ленина, которому именно это стало препоной, а не то, что его брат был террористом).

Но двадцатый век все разрушил. И человеку стало все равно – не обязательно креститься, венчаться, каждый отвечает за себя. Он может найти все что хочет, не посещая богослужения. Живет здесь и сейчас, а Церковь – она так и осталась для него где-то в прошлом. Понадобится только как духовная больница, когда случится плохое, когда нужна поддержка.

Подсвечник для мира

Однако приходим в храм и что просим у Бога? Примерно того, что каждый из нас желает друг другу на Новый год и на день рождения. Успеха в труде, счастья в личной жизни и крепкого здоровья. Тебе объяснят, как это все получить. Надо заказать молебен, поставить свечу, исповедоваться и причаститься. Исполнить формальный круг священных действий, после которого все должно получиться. Главное – сделать правильно.

То есть Церковь нужна для улучшения качества земной жизни, чтобы было еще лучше, проще, светлее и благодатнее. И поэтому так популярно в нашей жизни водосвятие, крещение, освещение чего-либо. Кажется, что это должно сработать само по себе. А оно – бац! – и не очень работает. Потому что оказывается, что Церковь гарантии никакой не дает. И человек перестает в этом нуждаться. Или получит помощь, а потом к этому не возвращается.

Дело же в том, что, исполняя с рвением все религиозные предписания, человек не оставляет себе сил и времени для самого главного – встречи с Богом, любви и внимания по отношению к близким и окружающим. Ведь Церковь не для освящения куличей, колодцев или даже ракет, не такой всемирный подсвечник…

Все, что тебе нужно, – это любовь

Для чего же? Кто-то считает ее вроде религиозного министерства культуры, которое всегда знает, как надо, все готово объяснить. Но ведь министерство культуры и великая русская культура – это не одно и то же. А Церковь это второе – то, чем дышишь, что волнует твое сердце, наполняет тебя содержанием и дает возможность вдруг понять, почему ты живешь, почувствовать что-то такое, чего ты не чувствовал никогда, она дает тебе возможность стать человеком. И эта сторона Церкви, где настоящая жизнь, оказывается, не очень видна.

Фото: Людмила Ашиток

Так какая же Церковь нужна современному человеку? Прекрасный музей-заповедник, духовная больница, министерство культуры? Иоанну Богослову принадлежат такие великие слова: «Бог есть любовь». Когда-нибудь мы задумывались, что эти слова приложимы к Церкви? Что, если на какой-нибудь торжественный крестный ход все христиане выйдут не с иконами и хоругвями, а с табличками, на которых написано «Церковь есть любовь». Несколько странно даже для нас самих. Мы не привыкли думать о ней с этой точки зрения. Нужна такая Церковь? А может, она только такая и нужна? Может, только это и нужно человеку?

В свое время Beatles так и пели: «Все, что тебе нужно, – это любовь».

Он рядом

Но где она? Где мы? А мы и есть Церковь – место встречи с Богом на земле. Он – невидим, непостижим, неописан, вездесущ, всемогущ. Как мне, маленькому человеку, с ним встретиться, как я с ним буду говорить, на каком языке он меня поймет, что я ему скажу о себе? Вы понимаете, мы сейчас здесь сидим, а Бог – вот он, совсем рядом. А мы этого не понимаем, не чувствуем совсем, потому что Бог настолько тактичен, что, будучи всегда рядом, не вламывается в нашу жизнь, пока мы сами чего-то не сделаем. И сколько же надо человеку по-настоящему потрудиться над собой, чтобы этого захотеть, чтобы это понять и это принять.

И вот Церковь – она существует только ради этого. Чтобы человек и Бог смогли зажить одной жизнью. Ему не нужно ваших свечей, постов, поклонов, чтения наизусть «Символа веры», даже ваших добрых дел… Нужен сам человек, его сердце. Тяжело это, открывать себя для Бога. Верить не только в Него, но и Ему самому.

Я однажды у матери с ребенком спросил: «Кто он для вас?» Ответила: «Плоть и кровь моя». И Христос говорит: «Все мое – твое». Больше родства не бывает! И получаем мы его через причастие, вот как эта встреча происходит, вот для чего нужна нам Церковь.

Все в наших руках

Меня спрашивают, как научить вере, на каких уроках… Невозможно это. Передача веры происходит как передача олимпийского огня. Но мне больше нравится аналогия с языком. Ведь мы начинаем говорить на русском, потому что на нем говорят наши родители, так и вера передается. А изучение в школе – это уже как иностранному языку учиться.

«Все в руках Божьих» – как понимать? Сидеть и ждать, пока проявится промысел Божий? Конечно, на каждого у Него есть свой замысел. Но Бог в седьмой день творения почил от своих трудов, и этот день все продолжается… Теперь мы должны действовать. В Книге Бытия Адаму дано право называть животных именами, возделывать райский сад – ведь рай не место отдыха, а труда! И на земле мы все делаем своими руками – войны, революции, расстрельные рвы, пожары в торговых центрах… Своими грехами каждый раз распинаем Христа. Грех сделал человека смертным, но у Бога нет мертвых – все живы. По большому счету нет ни рая, откуда человек был изгнан, ни ада, откуда Христос вывел всех… А что есть? Вечная жизнь. Мы уже спасены в этой надежде, хотя точного ответа мы не знаем, это остается тайной…

Следующая встреча в рамках «Открытой библиотеки» пройдет 21 мая с автором онлайн-проекта «Полка» Юрием Сапрыкиным на тему «Зачем нужна русская классика в XXI веке».

Поделиться
26738