13 февраля 2014

Поморская дорога жизни

Строительство дороги между деревнями Нижней и Верхней Золотицей стало острой необходимостью для развивающихся и крепнущих в конце 1990-х деревень Зимней Золотицы.

Денег было на счету у колхоза «Северный рыбак» в то время, как говорил его председатель Владимир Лыткин, «куры не клюют». Основные поступления денежных средств шли от успешной работы рыболовецких траулеров, принадлежащих колхозу и добывающих рыбу в Атлантике. Только вот все затраты, связанные с финансированием строительства дороги, легли на плечи колхозников.

Четыре пути на «большую землю»

Золотицкие мужики во все времена, несмотря на затраты, должны были иметь хотя бы сезонное сообщение с Архангельском. Нам удалось проследить четыре варианта зимнего пути, которым пользовались зимнезолотицкие крестьяне.

1. Устройство зимнего пути по припаю. Очень тяжелый, опасный, связанный с риском для жизни путь. Интенсивно эксплуатировался в зимний период в течение полутора-двух месяцев. Начало освоения этого пути не прослеживается. Думается, конец XVI века, но может, и раньше. Просуществовал до середины 50-х годов ХХ века.

2. Попытку устройства зимника по Зимним горам предприняли еще в конце XIX века. Из государственной казны были выделены значительные средства на строительство, но дорога не прижилась, хотя прорубили просеку, закрепили трассу на местности, устроили гати на болотах, провели необходимые земляные работы, построили кушнецкие избы. Потом централизованное финансирование прекратилось и все обязанности, связанные с содержанием дороги, согласно договору легли на плечи крестьян Золотицкой волости тяжелой, обременительной повинностью.

3. Была еще одна попытка проложить постоянный зимний путь через Летние озера с выходом на побережье Белого моря в районе речки Куица. Дорога интенсивно эксплуатировалась во время Великой Отечественной. На озерах велась постоянная зимняя добыча рыбы, и в то голодное время была организована ее доставка как для населения Зимней Золотицы, так и для жителей Архангельска. Дорога эта действовала недолго, практически сразу после окончания войны прекратила свое существование.

4. Существующая в настоящее время зимняя дорога от поселка «Поморье» до деревни Нижняя Золотица появилась в 1987–1988 годах и стала вынужденной мерой. У строителей автодороги между деревнями Верхняя и Нижняя Золотица не было другого пути для перегона строительной техники к объекту. Поджимало и время, был конец марта, близилась оттепель, тогда начало работ пришлось бы отложить на целый год. Срочно сформировали строительный отряд из нескольких бульдозеров, погрузчиков и самосвалов большой грузоподъемности. Тащили за собой на санях горючее и рабочие бытовки. Внушительная колонна во главе с проводником из топографов без предварительной рекогносцировки отправилась в путь.

Изрядно проплутав в тайге, переломав бульдозерами деревья, перепахав гусеничной техникой болота, преодолели 80-километровый путь почти за месяц и к началу распуты приступили к работе. При прокладке трассы топограф частично использовал ранее изысканный путь из Золотицы в Мезень. Построенная дорога между деревнями вышла добротная, только требует уважения к себе и хорошего хозяина.

По морю – сложно, по воздуху – дорого

Но труды прокладывавших зимнюю трассу от поселка строителей до деревни Нижняя Золотица не пропали даром. Золотицкие мужики воспользовались уже проложенным, хотя и не очень удачно, направлением. Лишенные связи с внешним миром, они не могли хотя бы на короткое время не воспользоваться сухопутной связью с Архангельском.

Водный путь по морю действует только с июня по август включительно, и то нерегулярно, с задержками из-за погодных условий.

Конечно, есть самолет. Только цены на билеты очень «кусачие», а пешие переходы по берегу Белого моря подходят туристам, а не пенсионерам, основным жителям деревень.

Естественно, не имея оформленной и настоящим образом закрепленной зимней дороги, на высокопроходимой технике люди ездили где можно и нельзя, исполосовав поморскую землю глубокими бороздами. 

А начало положили еще геологи во время изыскательских работ. Алмазы искали.

Несформированная дорога Тучкино—Нижняя Золотица (2013 г.). Фото: Борис ЖДАНОВ

Зимник необщего пользования

Вот что рекомендовал краевед Александр Леонтьев для устройства зимника от местечка Тучкино до деревни Нижняя Золотица в январе 2013 года:

«Что такое зимник? Это обычно зимняя дорога по замерзшим рекам, болотам, непроходимым летом местам. Эта дорога зимой есть, а летом ее нет. Но без зимников не обойтись, ведь значительная часть России находится в холодных приполярных и полярных областях. Как показала жизнь, очень необходим он и для нашей деревни. Как же его узаконить? Может, поступить так же, как это сделал губернатор Ненецкого округа, введя в окружной закон о дорогах понятие зимника как «дороги необщего пользования». Действительно, ФЗ о дорогах позволяет это сделать».

Причем, самое главное, «перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления», т. е. представительным органом МО «Зимне-Золотицкое» (не обращайте внимания на слово «автомобильный», это не принципиально, может, и автомашины когда-нибудь зимой пойдут, теперь есть стимул). Тогда, на мой взгляд, зимняя дорога деревня Золотица–местечко Тучкино сможет получить официальный статус и законно финансироваться из местного бюджета по статье «зимнее содержание дорог». И конечно, надо соблюсти при этом федеральный закон о № 94-ФЗ о муниципальном заказе. В других северных поселениях, как показывает практика, выделяются средства из бюджета на содержание зимников, так чем же мы хуже?

Только надо принять местное решение, что эта дорога является для Золотицы действительно дорогой жизни. Если бы в деревне был ТОС, то с прокладкой ее, думаю, больших проблем не возникло. Наверняка помогли бы наши соседи – алмазники, а не засыпали, как сейчас, дорогу на мост по чьей-то глупости.

Будем с молоком и рыбой

Дорога эта нужна не только жителям Зимней Золотицы, но и будет востребована будущими жителями нового строящегося поселка «Севералмаза». Срок его существования, по некоторым данным, около 50 лет, а численность населения – несколько тысяч человек. Но в эту дорогу, чтобы она существовала, нужно будет вкладывать существенные средства. Только на проектно-изыскательские работы на один километр дороги, по ориентировочным данным института, требуется до 80 с лишним тысяч рублей.

Жителям вахтового поселка нужна и сельхозпродукция, которую пока в ограниченном количестве может поставить колхоз «Зимняя Золотица», и дары моря. На них колхоз имеет существенные квоты. С увеличением спроса на продукцию и оказанием помощи «Зимней Золотице» на реконструкцию хозяйственных строений и возведение новых объектов можно частично решить проблему с молочной продукцией на месте. Не надо будет завозить ее из Вельского района и Вологодской области.

На мой взгляд, главе администрации деревень Зимняя Золотица Николаю Точилову, председателю колхоза «Зимняя Золотица» Геннадию Бурых необходимо занять более активную позицию в продвижении этого проекта, привлечь к его реализации и председателя совета потребительского общества Надежду Мезеневу. Глядишь, общими усилиями дело сдвинется с мертвой точки.

 

Поморская дорога жизни

Денег было на счету у колхоза «Северный рыбак» в то время, как говорил его председатель Владимир Лыткин, «куры не клюют». Основные поступления денежных средств шли от успешной работы рыболовецких траулеров, принадлежащих колхозу и добывающих рыбу в Атлантике. Только вот все затраты, связанные с финансированием строительства дороги, легли на плечи колхозников.

Четыре пути на «большую землю»

Золотицкие мужики во все времена, несмотря на затраты, должны были иметь хотя бы сезонное сообщение с Архангельском. Нам удалось проследить четыре варианта зимнего пути, которым пользовались зимнезолотицкие крестьяне.

1. Устройство зимнего пути по припаю. Очень тяжелый, опасный, связанный с риском для жизни путь. Интенсивно эксплуатировался в зимний период в течение полутора-двух месяцев. Начало освоения этого пути не прослеживается. Думается, конец XVI века, но может, и раньше. Просуществовал до середины 50-х годов ХХ века.

2. Попытку устройства зимника по Зимним горам предприняли еще в конце XIX века. Из государственной казны были выделены значительные средства на строительство, но дорога не прижилась, хотя прорубили просеку, закрепили трассу на местности, устроили гати на болотах, провели необходимые земляные работы, построили кушнецкие избы. Потом централизованное финансирование прекратилось и все обязанности, связанные с содержанием дороги, согласно договору легли на плечи крестьян Золотицкой волости тяжелой, обременительной повинностью.

3. Была еще одна попытка проложить постоянный зимний путь через Летние озера с выходом на побережье Белого моря в районе речки Куица. Дорога интенсивно эксплуатировалась во время Великой Отечественной. На озерах велась постоянная зимняя добыча рыбы, и в то голодное время была организована ее доставка как для населения Зимней Золотицы, так и для жителей Архангельска. Дорога эта действовала недолго, практически сразу после окончания войны прекратила свое существование.

4. Существующая в настоящее время зимняя дорога от поселка «Поморье» до деревни Нижняя Золотица появилась в 1987–1988 годах и стала вынужденной мерой. У строителей автодороги между деревнями Верхняя и Нижняя Золотица не было другого пути для перегона строительной техники к объекту. Поджимало и время, был конец марта, близилась оттепель, тогда начало работ пришлось бы отложить на целый год. Срочно сформировали строительный отряд из нескольких бульдозеров, погрузчиков и самосвалов большой грузоподъемности. Тащили за собой на санях горючее и рабочие бытовки. Внушительная колонна во главе с проводником из топографов без предварительной рекогносцировки отправилась в путь.

Изрядно проплутав в тайге, переломав бульдозерами деревья, перепахав гусеничной техникой болота, преодолели 80-километровый путь почти за месяц и к началу распуты приступили к работе. При прокладке трассы топограф частично использовал ранее изысканный путь из Золотицы в Мезень. Построенная дорога между деревнями вышла добротная, только требует уважения к себе и хорошего хозяина.

По морю – сложно, по воздуху – дорого

Но труды прокладывавших зимнюю трассу от поселка строителей до деревни Нижняя Золотица не пропали даром. Золотицкие мужики воспользовались уже проложенным, хотя и не очень удачно, направлением. Лишенные связи с внешним миром, они не могли хотя бы на короткое время не воспользоваться сухопутной связью с Архангельском.

Водный путь по морю действует только с июня по август включительно, и то нерегулярно, с задержками из-за погодных условий.

Конечно, есть самолет. Только цены на билеты очень «кусачие», а пешие переходы по берегу Белого моря подходят туристам, а не пенсионерам, основным жителям деревень.

Естественно, не имея оформленной и настоящим образом закрепленной зимней дороги, на высокопроходимой технике люди ездили где можно и нельзя, исполосовав поморскую землю глубокими бороздами. 

А начало положили еще геологи во время изыскательских работ. Алмазы искали.

Несформированная дорога Тучкино—Нижняя Золотица (2013 г.). Фото: Борис ЖДАНОВ

Зимник необщего пользования

Вот что рекомендовал краевед Александр Леонтьев для устройства зимника от местечка Тучкино до деревни Нижняя Золотица в январе 2013 года:

«Что такое зимник? Это обычно зимняя дорога по замерзшим рекам, болотам, непроходимым летом местам. Эта дорога зимой есть, а летом ее нет. Но без зимников не обойтись, ведь значительная часть России находится в холодных приполярных и полярных областях. Как показала жизнь, очень необходим он и для нашей деревни. Как же его узаконить? Может, поступить так же, как это сделал губернатор Ненецкого округа, введя в окружной закон о дорогах понятие зимника как «дороги необщего пользования». Действительно, ФЗ о дорогах позволяет это сделать».

Причем, самое главное, «перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления», т. е. представительным органом МО «Зимне-Золотицкое» (не обращайте внимания на слово «автомобильный», это не принципиально, может, и автомашины когда-нибудь зимой пойдут, теперь есть стимул). Тогда, на мой взгляд, зимняя дорога деревня Золотица–местечко Тучкино сможет получить официальный статус и законно финансироваться из местного бюджета по статье «зимнее содержание дорог». И конечно, надо соблюсти при этом федеральный закон о № 94-ФЗ о муниципальном заказе. В других северных поселениях, как показывает практика, выделяются средства из бюджета на содержание зимников, так чем же мы хуже?

Только надо принять местное решение, что эта дорога является для Золотицы действительно дорогой жизни. Если бы в деревне был ТОС, то с прокладкой ее, думаю, больших проблем не возникло. Наверняка помогли бы наши соседи – алмазники, а не засыпали, как сейчас, дорогу на мост по чьей-то глупости.

Будем с молоком и рыбой

Дорога эта нужна не только жителям Зимней Золотицы, но и будет востребована будущими жителями нового строящегося поселка «Севералмаза». Срок его существования, по некоторым данным, около 50 лет, а численность населения – несколько тысяч человек. Но в эту дорогу, чтобы она существовала, нужно будет вкладывать существенные средства. Только на проектно-изыскательские работы на один километр дороги, по ориентировочным данным института, требуется до 80 с лишним тысяч рублей.

Жителям вахтового поселка нужна и сельхозпродукция, которую пока в ограниченном количестве может поставить колхоз «Зимняя Золотица», и дары моря. На них колхоз имеет существенные квоты. С увеличением спроса на продукцию и оказанием помощи «Зимней Золотице» на реконструкцию хозяйственных строений и возведение новых объектов можно частично решить проблему с молочной продукцией на месте. Не надо будет завозить ее из Вельского района и Вологодской области.

На мой взгляд, главе администрации деревень Зимняя Золотица Николаю Точилову, председателю колхоза «Зимняя Золотица» Геннадию Бурых необходимо занять более активную позицию в продвижении этого проекта, привлечь к его реализации и председателя совета потребительского общества Надежду Мезеневу. Глядишь, общими усилиями дело сдвинется с мертвой точки.

 

Поделиться
440