22 января 2019

Обзор 2018-3

Зрелость и молодость –

Основа свежего номера журнала «Двина»

Всякий раз, формируя третий номер нашего ежеквартальника, я подолгу — дольше обычного — перебираю различные рукописи и размышляю, чем наполнить очередной традиционно молодёжный выпуск. Хочется, чтобы он стал стартовой площадкой для начинающих литераторов, чтобы это был своеобразный журнальный мастер-класс. Чтобы выпуск нёс просветительское и образовательное начало, а ещё – и воспитывал. Но главное условие, а следовательно, — и задача, чтобы содержание выпуска соответствовало традициям родной словесности.

Эту мысль в поэтической форме хорошо передаёт стихотворение Елены Кузьминой, чья подборка «Заоконные скрижали» открывает свежий номер:

***

Волны круче, ветер злее,
Мир по-прежнему немирен...
Мне с годами стал роднее
Слог Давидовой «Псалтыри».
Но сажусь я в скорый поезд
И дорогой непременно
Не спеша читаю повесть
Русской прозы драгоценной
На скрижалях заоконных:
На просёлках, полустанках...
Вот смотритель станционный,
Вот и барышня-крестьянка,
С чемоданчиком заветным
Заполошною синицей
В одну сторону билетик
Предъявляет проводнице.
...И займёт своё местечко,
Сядет с краешка сторожко.
И до станции конечной
Не посмотрит из окошка.
Будет скучен ей унылый
Вид за серой занавеской,
Перегонов долгих мили,
Переезды, перелески...
Помню, мне когда-то тоже
Был невиден, незатейлив,
На страницах придорожных
Почерк пушкинской метели.
И не верилось, беспечной,
Грезившей о дальних далях,
Что душа моя навечно
В эти вписана скрижали.
Ничего тут не поделать,
Стоит радоваться только,
Что в заснеженных пределах
Так чиста над полем зорька,
Что звучит ясней и строже
Эта повесть в светлой рани,
И грехи тех лет, быть может,
Мне Господь да не помянет.

Воплотятся ли эти чувства и мысли в судьбе и творчестве нынешних молодых – покажет время. Но мы постарались представить лучшее из их работ.

Многообразен в номере раздел молодёжной поэзия. Здесь есть индивидуальные подборки: Александры Мурашевой — «Распустились зайчики на вербе» и Александра Францева – «Тёмные речи на белом листе». В подборке «Поэтический трилистник» — стихи трёх авторов: Анны Садовской, Виталия Акуленко, Надежды Келаревой. А в своде «Живительный сок молодых подорожников», — подготовленном Галиной Рудаковой, членом нашей редколлегии, — печатаются работы почти десятка начинающих поэтов.

Прозу представляют три молодых автора: Денис Макурин (рассказы «Зимы и вёсны»), Егор Демидов ( рассказ «Рыбалка») и Владимир Орлов (новелла «Ночное»). С этим блоком смыкается ещё две публикации. Одна посвящена первой книге Антона Шушарина, уже известного за пределами области, он печатался в «Нашем современнике», моя рецензия называется «Главное наследие пращуров». Другая – это читательский опыт Кати Суворовой, известной у нас оригинальной прозой, — «Мои книги – это картина мира, которая мне близка».

Уровень письма в стихах и прозе у наших молодых авторов разный. Поднимутся ли они выше – вопрос времени и собственных усилий. А мы, публикуя первые литературные опыты, даём им шанс: оценивай себя, сравнивая с работами сверстников, но главное — вдумчиво и сердечно читай произведения уже состоявшихся прозаиков и поэтов, которые публикуются в этом же номере, — ведь это подлинный мастер-класс.

О стихах Елены Кузьминой, лауреате ряда всероссийских и международных премий, я уже упоминал. Отмечу памятную подборку Валентина Устинова, чей творческий путь начинался на Архангельском севере, — «Полёт яблока». А ещё – юбилейную подборку Александра Логинова, поэта из Каргополя, чьи стихи включены в антологию «Любимые дети Державы», — «Мы неизбывной памяти верны».

Публикация упоминавшейся здесь Галины Рудаковой «Нет голоса – пой про себя» — это уже прямая учёба, ведь в ней идёт предметный разбор книг самодеятельных авторов, изданных в нашей области.

Пытливый целеустремлённый ум да прилежное сердце найдёт для себя немало интересного и полезного и в прозе, которую публикуют наши ведущие авторы. Здесь продолжение повествования «Уйдома» Сергея Кириллова, где речь идёт о судьбе глубинной северной деревни и нескольких поколений её насельников. Рассказ Владислава Попова «Последний козёл деревни» наполнен мифологией, мистикой, но главное — весь пронизан тихим светом любви и доброты, которые несёт в сердце главный герой произведения Пётр Порохин. А проза Игоря Чеснокова, моряка по профессии, погружена в ХУ111 век – здесь печатается отрывок из его приключенческого романа, озаглавленный грозно — «Сдавайся, или пуля в лоб!».

Душевным подспорьем для начинающего литератора и, само собой, для всех наших читателей, будет, убеждён, очерк Елены Галимовой, посвящённый новым открытиям в судьбе классика отечественной словесности, уроженца Архангельска, Бориса Шергина, он называется строкой из автобиографии — «Родитель мой был старинного роду…». А публикация, посвящённая другому сыну Русского Севера («Михаил Сидоров – русский человек во всём его размахе» — автор Юрий Канев) напрямую обращена к «юноше, обдумывающему житьё», и печатается под рубрикой «Делать жизнь с кого».

Таково далеко не полное содержание свежего номера архангельского журнала «Двина».

Михаил ПОПОВ,

главный редактор журнала «Двина»

Основа свежего номера журнала «Двина»

Всякий раз, формируя третий номер нашего ежеквартальника, я подолгу — дольше обычного — перебираю различные рукописи и размышляю, чем наполнить очередной традиционно молодёжный выпуск. Хочется, чтобы он стал стартовой площадкой для начинающих литераторов, чтобы это был своеобразный журнальный мастер-класс. Чтобы выпуск нёс просветительское и образовательное начало, а ещё – и воспитывал. Но главное условие, а следовательно, — и задача, чтобы содержание выпуска соответствовало традициям родной словесности.

Эту мысль в поэтической форме хорошо передаёт стихотворение Елены Кузьминой, чья подборка «Заоконные скрижали» открывает свежий номер:

***

Волны круче, ветер злее,
Мир по-прежнему немирен...
Мне с годами стал роднее
Слог Давидовой «Псалтыри».
Но сажусь я в скорый поезд
И дорогой непременно
Не спеша читаю повесть
Русской прозы драгоценной
На скрижалях заоконных:
На просёлках, полустанках...
Вот смотритель станционный,
Вот и барышня-крестьянка,
С чемоданчиком заветным
Заполошною синицей
В одну сторону билетик
Предъявляет проводнице.
...И займёт своё местечко,
Сядет с краешка сторожко.
И до станции конечной
Не посмотрит из окошка.
Будет скучен ей унылый
Вид за серой занавеской,
Перегонов долгих мили,
Переезды, перелески...
Помню, мне когда-то тоже
Был невиден, незатейлив,
На страницах придорожных
Почерк пушкинской метели.
И не верилось, беспечной,
Грезившей о дальних далях,
Что душа моя навечно
В эти вписана скрижали.
Ничего тут не поделать,
Стоит радоваться только,
Что в заснеженных пределах
Так чиста над полем зорька,
Что звучит ясней и строже
Эта повесть в светлой рани,
И грехи тех лет, быть может,
Мне Господь да не помянет.

Воплотятся ли эти чувства и мысли в судьбе и творчестве нынешних молодых – покажет время. Но мы постарались представить лучшее из их работ.

Многообразен в номере раздел молодёжной поэзия. Здесь есть индивидуальные подборки: Александры Мурашевой — «Распустились зайчики на вербе» и Александра Францева – «Тёмные речи на белом листе». В подборке «Поэтический трилистник» — стихи трёх авторов: Анны Садовской, Виталия Акуленко, Надежды Келаревой. А в своде «Живительный сок молодых подорожников», — подготовленном Галиной Рудаковой, членом нашей редколлегии, — печатаются работы почти десятка начинающих поэтов.

Прозу представляют три молодых автора: Денис Макурин (рассказы «Зимы и вёсны»), Егор Демидов ( рассказ «Рыбалка») и Владимир Орлов (новелла «Ночное»). С этим блоком смыкается ещё две публикации. Одна посвящена первой книге Антона Шушарина, уже известного за пределами области, он печатался в «Нашем современнике», моя рецензия называется «Главное наследие пращуров». Другая – это читательский опыт Кати Суворовой, известной у нас оригинальной прозой, — «Мои книги – это картина мира, которая мне близка».

Уровень письма в стихах и прозе у наших молодых авторов разный. Поднимутся ли они выше – вопрос времени и собственных усилий. А мы, публикуя первые литературные опыты, даём им шанс: оценивай себя, сравнивая с работами сверстников, но главное — вдумчиво и сердечно читай произведения уже состоявшихся прозаиков и поэтов, которые публикуются в этом же номере, — ведь это подлинный мастер-класс.

О стихах Елены Кузьминой, лауреате ряда всероссийских и международных премий, я уже упоминал. Отмечу памятную подборку Валентина Устинова, чей творческий путь начинался на Архангельском севере, — «Полёт яблока». А ещё – юбилейную подборку Александра Логинова, поэта из Каргополя, чьи стихи включены в антологию «Любимые дети Державы», — «Мы неизбывной памяти верны».

Публикация упоминавшейся здесь Галины Рудаковой «Нет голоса – пой про себя» — это уже прямая учёба, ведь в ней идёт предметный разбор книг самодеятельных авторов, изданных в нашей области.

Пытливый целеустремлённый ум да прилежное сердце найдёт для себя немало интересного и полезного и в прозе, которую публикуют наши ведущие авторы. Здесь продолжение повествования «Уйдома» Сергея Кириллова, где речь идёт о судьбе глубинной северной деревни и нескольких поколений её насельников. Рассказ Владислава Попова «Последний козёл деревни» наполнен мифологией, мистикой, но главное — весь пронизан тихим светом любви и доброты, которые несёт в сердце главный герой произведения Пётр Порохин. А проза Игоря Чеснокова, моряка по профессии, погружена в ХУ111 век – здесь печатается отрывок из его приключенческого романа, озаглавленный грозно — «Сдавайся, или пуля в лоб!».

Душевным подспорьем для начинающего литератора и, само собой, для всех наших читателей, будет, убеждён, очерк Елены Галимовой, посвящённый новым открытиям в судьбе классика отечественной словесности, уроженца Архангельска, Бориса Шергина, он называется строкой из автобиографии — «Родитель мой был старинного роду…». А публикация, посвящённая другому сыну Русского Севера («Михаил Сидоров – русский человек во всём его размахе» — автор Юрий Канев) напрямую обращена к «юноше, обдумывающему житьё», и печатается под рубрикой «Делать жизнь с кого».

Таково далеко не полное содержание свежего номера архангельского журнала «Двина».

Михаил ПОПОВ,

главный редактор журнала «Двина»

Поделиться
30543