"Архангельск"

Объединиться для ускорения темпов развития

Русский Север вновь стал предметом экспертного обсуждения

Автор: Алексей Синичкин. Газета «Архангельск» № 14 от 11 апреля 2019 года. Фото: Павел Кононов.

Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» проводится пятый раз и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Форум проходил 9–10 апреля в Санкт-Петербурге.

Международная кооперация и сотрудничество

В рамках сессии «Комплексные научно-технические программы и проекты для освоения Арктики: диалог потенциальных партнеров» Международного арктического форума (МАФ) участники обсуждали комплексные и научно-технические задачи, требующие первоочередного решения для освоения и устойчивого развития Арктического региона.

Среди выступающих были первый заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Трубников, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных, директор департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «Роснефть» Александр Пашали, вице-президент Международного арктического научного комитета (IASC), директор центра морских исследований Финского института окружающей среды Паула Канкаанпаа.

– Одной из главных задач стратегии научно-технологического развития Российской Федерации является содействие международному научно-техническому сотрудничеству и международной интеграции в области исследований и технологического развития. Основным инструментом реализации приоритетов научно-технологического развития являются комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла. Международный диалог научно-технического сообщества на площадке МАФ позволяет объединить усилия заинтересованных стран для ускорения темпов развития Арктического региона, – пояснил цели дискуссий на данной площадке форума Григорий Трубников.

Среди участников сессии были первый заместитель генерального директора АО «Наука и инновации» (Научный дивизион госкорпорации «Росатом») Алексей Дуб, начальник НТК биоэнергетики НИЦ «Курчатовский институт» Раиф Василов, заместитель директора Института космических исследований РАН Евгений Лупян, ректор Университета Тромсе – Арктического университета Анне Хусебекк, ректор Университета Оулу Юкка Ниинимяки.

– Наша задача – посмотреть на текущие задачи и понять, как они могут решаться в перспективе 10–15 лет, а также решение каких научно-технических задач, актуальных для освоения и устойчивого развития Арктического региона, может стать предметом для международной кооперации и сотрудничества, – отметил ректор ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт», председатель комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации Михаил Погосян.

Сквозь льды

Развитие транспортной инфраструктуры Арктики – одна из базовых тем V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога».

В специальной сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики», обсуждались различные подходы к развитию Северного морского пути (СМП) как транспортно-логистического проекта национального масштаба.

Модератор заседания – ведущий телеканала «Россия 24» Дмитрий Щугорев. Участники заседания обсуждали пути решения целевой задачи по развитию Севморпути, сформулированной Президентом России, а именно – довести к 2024 году грузопоток по СМП до 80 миллионов тонн.

– Чтобы реализовать поставленную задачу, мы планируем работу сразу по нескольким направлениям. Необходимо иметь мощную арктическую атомную ледокольную группировку, и в наших планах значится обновление ледокольного парка, строительство новых атомоходов (в том числе с использованием смешанного финансирования, когда из федерального бюджета выделяется только 50 процентов требуемых средств). Вторая глобальная задача – создание новой инфраструктуры в этом регионе и модернизация действующей. Все это мы планируем обсудить с партнерами, – прокомментировал генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Тема развития арктической логистики рассматривалась в рамках трека деловой программы «Открытый океан», где проходила сессия «Транспортная взаимосвязь: Арктика, Дальний Восток, Сибирь, Урал». В контексте развития общей транспортной системы региона большое значение приобретает взаимосвязь бизнеса, поисково-спасательных служб, исследовательских экспедиций, а также туризма.

В качестве специального выездного мероприятия на полях форума на борту атомного ледокола «50 лет Победы» проводился круглый стол «Перспективы развития Северного морского пути». Его участники обсудили предложения по совершенствованию мониторинга ледовой обстановки и навигационно-гидрографического обеспечения в акватории Северного морского пути, развитию инфраструктуры морских портов, а также формирование грузовой базы и создание ледокольного флота. Мероприятие было организовано при поддержке Росатома и проходило в реальных условиях зимне-весенней навигации в акватории Обской губы Карского моря.

В интересах молодежи

В дискуссиях деловой программы Молодежного дня, который проходил в рамках V Международного арктического форума в Санкт-Петербурге, приняли участие представители власти, научного и бизнес-сообщества.

Модератором первой сессии деловой программы «Экологическая деятельность молодежи регионов Севера в интересах устойчивого развития» выступил заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Фишкин.

Среди выступающих – кандидат технических наук, доцент кафедры градостроительства Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Илья Дуничкин, председатель комитета по природопользованию и экологии общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Ильдар Неверов, председатель подкомитета по развитию предпринимательства в сфере нового качества жизни и устойчивого развития регионов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Ольга Штемберг.

Дискуссию по альтернативной энергетике возглавил вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» Олег Нарайкин. Среди выступающих были президент Российского гидрометеорологического общества Александр Бедрицкий и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

В обсуждении перспектив освоения нефтегазовых месторождений в Арктике приняли участие несколько представителей структур корпорации «Газпром»: спикерами выступили сотрудники ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ООО «Газпром нефть шельф», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», ООО «Газпромнефть-Сахалин». Модератор сессии – Александр Оганов, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин ФГАОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина».

Карьера в Арктике

Вопрос обеспечения Арктического региона молодыми профессиональными кадрами и создания подходящих условий для профессиональной и социальной самореализации молодежи был поднят в рамках пленарной сессии «Арктика объединяет молодежь: возможности для самореализации и карьерного роста».

Среди выступающих были первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, советник ректора Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Нина Вейсалова, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Андрей Платонов, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» Артур Чилингаров.

Инфраструктурное развитие региона в условиях Крайнего Севера – один из ключевых вопросов деловой повестки форума. В поиске решений для полноценного обеспечения портов и Северного морского пути подъездными путями приняли участие советник аппарата генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица, директор по стратегии и развитию АО «Объединенная теплоэнергетическая компания» Антон Зубков.

В рамках дискуссии «Поддержка молодежного предпринимательства Арктической зоны» участники обсудили создание единого механизма поддержки молодежных проектов по развитию региона. Ключевыми спикерами сессии были директор ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» Анатолий Зорин, заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников, генеральный директор агентства инвестиционного развития Республики Саха (Якутия) Александр Кондрашин и вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков.

Важное место с учетом развития Северного морского пути и потребностей международных деловых партнеров играет подготовка квалифицированных кадров и развитие современной образовательной инфраструктуры в Арктическом регионе. Среди участников дискуссии по разработке социальной модели присутствия в регионе были председатель совета Общероссийского союза общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы» Лариса Пастухова, руководитель направления по работе с партнерами АНО «Россия − страна возможностей» Антон Сериков, заместитель проректора по международной деятельности ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» Екатерина Соколова.

Строить на Севере

На V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» обсудили особенности строительства в условиях вечной мерзлоты.

В треке деловой программы «Прибрежные территории» проходила дискуссия «Строительство на Севере: долговечность и надежность», в рамках которой прорабатывались масштабные проекты по модернизации и реконструкции социальной, промышленной, жилищной, транспортной и иной инфраструктуры в Российской Арктике.

В дискуссии приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов, заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев.

Арктические регионы – стратегически важные для России территории. Сегодня масштабные проекты по модернизации и реконструкции социальной, промышленной, жилищной, транспортной и иной инфраструктуры в Арктике требуют новых регламентов в строительстве с учетом экстремальных условий вечной мерзлоты.

– В 2019 году в России будет продолжена актуализация нормативной базы в строительстве, в первую очередь в части внедрения новых материалов и технологий. Наша задача – разработать нормативную базу проектирования и строительства в Арктической зоне. С учетом того что перспективные нефтегазодобывающие районы нашей страны все более смещаются в арктические регионы, разработка новых технологий строительства, применимых в условиях Крайнего Севера, имеет стратегическое значение, – отметил советник Президента РФ Антон Кобяков.

Арктические регионы обладают целым рядом особенностей, которые затрудняют или делают невозможным разработку и строительство инфраструктуры нефтегазодобывающих предприятий только с использованием технологий, ранее апробированных на уже действующих месторождениях. Техногенные воздействия коренным образом изменяют тепловое состояние пород Арктической зоны, что приводит к развитию процессов, увеличивающих риск деформации или разрушения зданий.

– Удаленность от промышленно развитых регионов, отсутствие развитой инфраструктуры и невозможность ее опережающего создания, неблагоприятные географические и климатические, инженерно-геологические условия – все это создает весомые трудности в освоении регионов Арктики. Наша задача – найти способы минимизации всех видов нагрузки на природную среду как во время строительства, так и во время эксплуатации объектов. Для достижения этой цели необходимы разработка и применение современных технических решений, в которых оптимизированы все аспекты взаимодействия с окружающей средой, включая использование малолюдных, энергосберегающих, экологически чистых технологий, – сообщил Владимир Якушев.

В тему

Освоение Арктического шельфа РФ является долгосрочной стратегической задачей государства на ближайшие десятилетия. На государственную экспертизу поступают проекты строительства морских ледостойких платформ, реконструкции отдельных платформ, строительства скважин с нефтегазодобывающих платформ, подводных добычных комплексов и другие. К ним относятся морская ледостойкая платформа «Приразломная» в Печорском море, плавучие буровые установки – ППБУ «Северное сияние», ППБУ «Полярная звезда», стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал ОАО «Лукойл» в Печорском море для перевалки до 12 миллионов тонн нефти в год.

В тему

Ни одно масштабное мероприятие не обходится без помощи волонтеров. Архангельскую область на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» представляла делегация из 41 добровольца. Направления работы у волонтеров самые разные: от помощи в аккредитации гостей и участников до организации транспортной логистики. 2 апреля делегация отправилась в Санкт-Петербург, где прошла необходимую подготовку и обучение.

– Волонтерский опыт открывает перед человеком большие возможности. Добровольцы не просто оказывают помощь на мероприятиях, они постоянно развиваются. От участия в форуме мы в первую очередь ждем нового опыта, который будем транслировать у себя в регионе. Стоит отметить, что работу волонтеров Архангельской области на таких массовых мероприятиях всегда оценивают с самой положительной стороны, – комментирует Елизавета Олейникова, волонтер Международного арктического форума и руководитель делегации волонтеров Архангельской области.

Отправка участников к месту проведения форума была организована при поддержке регионального правительства за счет средств областного бюджета.