5 апреля 2019

Любимое дело – всегда движение вперед

Так считает Галина Дегтева

Автор: Ольга Бондаренко. Газета «Архангельск» № 13 от 4 апреля 2019 года.

Галина Николаевна – профессор кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ. За многолетний труд, вклад в развитие науки она удостоена знака отличия «За заслуги перед Архангельской областью».

Галина Дегтева поделилась воспоминаниями о пути в профессию, рассказала о преподавательской работе, учениках…

От педагогики отговорила мама

– Почему решили посвятить себя медицине?

– В жизни человека часто все происходит не так, как он планирует. Меня судьба повернула к медицине, хотя мне всегда хотелось стать педагогом. Это очень достойное дело. Училась я в шестой школе Архангельска. Начиная с пятого класса и до ее окончания была вожатой у первоклассников у своей же учительницы Антонины Андреевны Агапитовой.

Хотела поступать в педагогический институт, но мама-педагог, которая для меня была авторитетом, стала меня отговаривать, поясняя, что это очень тяжелое и не всегда благодарное дело, а медицина – совсем другая история.

К сожалению, в АГМИ после школы сразу не поступила. В то время был большой набор мальчишек, стажистов. Расстроилась, конечно. На следующий год повторять попытку не стала, работала в мединституте секретарем-машинисткой деканата. Эту профессию освоила еще в школе. Следующая попытка поступить в АГМИ оказалась удачной. Успешно сдала три экзамена и стала студенткой.

На втором курсе вышла замуж. Родилась дочь. Совмещать обучение и семейные дела оказалось непросто. Надо было скорее завершать учебу. Тогда с лечебного факультета перешла на стоматологический, ведь там время обучения короче. Совмещала учебу с работой. Это для меня не стало чем-то необычным. Еще школьницей я всегда подрабатывала в каникулы. Студенткой занималась в кружке терапевтической стоматологии, увлеклась научной работой, являлась старостой научного кружка. И вот учеба завершена. Мне предлагали остаться в институте в аспирантуре по терапевтической стоматологии, но затем поменяли направление на ортопедическое, к которому я была равнодушна, поэтому отказалась.

После института отправилась в Верхнетоемский район. Туда же распределили и моего мужа после окончания АЛТИ. Это были прекрасные годы становления меня как врача-специалиста и личности в целом. Принимала активное участие в общественной работе, художественой самодеятельности, была секретарем комсомольской организации поселка. Отработав положенное время, вернулись в Архангельск. У нас родился сын. Устроиться на работу стоматологом в городе в то время было сложно. Стала трудиться в лаборатории кожвендиспансера, это дело мне было знакомо, так как в студенческие годы после учебы подрабатывала лаборантом в патологоанатомическом отделении Архангельской областной больницы. Однако однообразная работа была не по душе.

Увлекла Арктика

– Вы стремились в науку…

– Преподаватели АГМИ пригласили меня в общество «Знание» читать лекции на предприятиях области. Справляться с этим оказалось нетрудно, ведь я когда-то занималась в студии художественного слова. Мне всегда нравилось делать что-то новое, интересное. Сидеть на месте никогда не любила. К разнообразию и активности приучала и своих детей. При открытии в Архангельске филиала НИИ морфологии человека (Москва) профессор АГМИ Владимир Петрович Пащенко, учитывая мою студенческую научную деятельность, пригласил туда работать, там и было положено начало труда над кандидатской диссертацией, посвященной адаптации человека на Севере. Тогда у меня начались экспедиционные поездки по обследованию населения. И как всегда, в этот период меня выручала мама, которая заботилась о детях. Побывала я в очень многих местах, объехала всю нашу область – от Котласа до Приморского района. Самыми северными точками стали остров Колгуев и Амдерма Ненецкого автономного округа. Занималась наукой серьезно, что требовало полной отдачи сил, но мысль о педагогической деятельности все же не отпускала меня. Окончила школу лекторского мастерства.

– Затем начали преподавать?

– Да, со временем стала преподавателем Архангельского медицинского института. В 1984-м пригласили на кафедру гигиены. Тогда ее возглавлял Юрий Рудольфович Теддер. К тому времени у меня была уже почти готова диссертация, над которой я работала около десяти лет под руководством директора Архангельского филиала НИИ морфологии человека профессора Артура Георгиевича Марачева. Впоследствии защищала ее в Москве во Втором медицинском институте в 1986 году.

Так я пришла к педагогике, сделав большой крюк. Вела занятия по гигиене у студентов сначала стоматологического факультета, а затем и на других.

– Галина Николаевна, научную работу вы продолжали…

– Да, не останавливаясь, научная тематика осталась прежней, только она стала направлена на изучение адаптации человека к трудовой деятельности в Арктике. Занимались здоровьем геологов. В тот период быстро развивалась нефтегазодобывающая промышленность на Севере. На нашей кафедре стали изучать здоровье рабочих, которые трудились вахтовым методом. Интересного оказалось много, ведь специалисты приезжали в Арктику и с Украины, и из Белоруссии в необустроенные помещения. Для этих людей работа в условиях Севера была большим стрессом. Как сохранить их здоровье? Это был большой вопрос.

– К каким выводам пришли?

– Полученные результаты публиковались в монографиях и статьях. Давали рекомендации вахтовым работникам, как персонально, так и в целом на предприятия. Мы выясняли, как долго может продолжаться вахта без ущерба для здоровья человека. Изучали многие виды вахтового труда, как по времени пребывания, так и вариантам перемещения от основного места жительства: восьми-пятнадцати-, двадцатичетырех-, пятидесятидвухдневные… Весь этот период мы находились рядом с обследуемыми. Изучали состояние их здоровья ежедневно на протяжении всего вахтового периода. В центре внимания были три системы организма: дыхательная, сердечно-сосудистая и система крови.
В дальнейшем диапазон научных исследований расширялся. Нам предстояло сделать вывод о том, какая вахта самая оптимальная по срокам и откуда лучше брать специалистов для работы в Арктике. Следовало определить, как должны питаться люди, работая на Севере, во что одеваться, какие должны быть условия быта. Изучали и гигиенические аспекты проживания во время вахты, а также психологическое состояние работников. Необходимостью была и разработка кабинета психологической разгрузки, ведь люди находятся в условиях замкнутого социума. Отрицательное влияние на самочувствие приехавших работать в Арктику оказывали снижение информационного фона общения, отрыв от семьи, отсутствие информации о близких и другое. Тогда ведь сотовых телефонов еще не было. Только рации для связи с управлением.

Моя докторская диссертация и посвящалась жизнедеятельности тех, кто приехал трудиться на Север вахтовым методом.

– Результаты ваших исследований нашли применение в жизни?

– Меня в конце 1990-х пригласили на Ардалинское нефтяное месторождение, что в НАО, где работало российско-американское предприятие. Ознакомилась как гигиенист со всем: питанием, оснащением, режимом труда, обустройством жилья… Условия труда и проживания работников там оказались намного лучше, чем у нас. Конечно, определенные недочеты тоже были. Учитывая более высокий уровень производства и напряженность трудовой деятельности, а также риски чрезвычайных ситуаций, руководству дополнительно было рекомендовано иметь на местрождении специалиста-психолога. Через полгода в АГМА пришло письмо с благодарностью за визит, выявление недостатков и рекомендации.

– Над чем работаете сейчас?

– Продолжаем научный поиск новых решений, расширяя свои научные интересы во благо здоровья северян. В период нового витка освоения Арктики снова в поле зрения вахтовики нефте-газовых месторождений. Побывали на нескольких дочерних месторождениях «Газпрома». Выполнили медико-гигиенические научно-изыскательские работы по Штокмановскому месторождению. Сначала обобщили весь материал, связанный с адаптацией человека к климатическим условиям Арктики в целом, а также вопросы охраны труда, касающиеся защиты от вредных производственных факторов, таких как шум, вибрация, химические реагенты и других. А далее сделали обоснование проведения необходимых мероприятий по охране здоровья сотрудников при выполнении работ на Штокмановском месторождении. Две недели назад я побывала на двух месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ» в Ненецком автономном округе.

– Расскажите об экологической составляющей ваших научных работ.

– Сейчас в Арктике появились особенности, связанные с потеплением климата. Вместе с таянием вечной мерзлоты оседают и рушатся здания и другие строительные конструкции. Условия, которые прописаны в санитарных нормах и правилах, рассчитаны в целом для России, без учета сегодняшней ситуации в северных регионах, где последствия потепления более выражены. Ухудшение экологической ситуации в северных регионах влияет и на водные объекты, увеличивая тем самым эпидемиологическую опасность. Отдельных требований с учетом этих явлений в Арктике сегодня нет, а они очень нужны.

В связи с чем и появилось распоряжение Главного санитарного врача России о создании новых санитарных правил и норм (СанПиН) «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих вахтовых поселков Арктики» и «Водоснабжение и водоотведение в вахтовых поселках Арктики», которые призваны предложить современный гигиенический регламент для обеспечения оптимальных условий проживания работников в вахтовых поселках Арктики, сохранения их здоровья. Работа поручена ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» (Санкт-Петербург). Так как мы имеем большой опыт работы в Арктике, были привлечены к этому.

– Вы еще и директор НИИ арктической медицины в СГМУ.

– Так получилось, что с 2003 года возобновило работу структурное подразделение – Научная лаборатория по акклиматизации человека на Севере, позже получившее другое название – НИИ арктической медицины – в связи с изменением вектора научных изысканий. Поскольку основные работы велись на нашей кафедре, то ректор утвердил на это место меня, и эти обязанности я выполняю по настоящее время.

Появились новые научные направления, вызванные временем, вовлекаются в работу новые сотрудники, принося свои идеи и методы исследования.
И действительно, Россия огромна, занимает большую территорию с разными климатическими условиями, к которым приспосабливается человек. В Арктической зоне Российской Федерации проживают разные люди. Это и коренные народы, и пришлое население, и вахтовые работники. Все имеют разный пищевой статус с метаболическими особенностями организма, особенно дети. Но Север суров и откладывает свой негативный отпечаток на продолжительности жизни человека в этих условиях. Однако приезжие люди, отработав в северных городах, например в Нарьян-Маре, уезжают обратно на юг или в среднюю полосу. Там и доживают. Поэтому, по статистическим данным, продолжительность жизни у нас не ниже. Здоровье северян формируется с детства в приближенных к Арктике условиях, что имеет целесообразность использования трудовых ресурсов северных территорий. Так что дело за подрастающим поколением северян, здоровье которого нужно формировать грамотно, используя современные медицинские технологии.

Школьную медицину надо менять

– Гигиена детей и подростков – особая тема.

– Гигиеной детей и подростков у нас на кафедре занималась Нина Петровна Байдалова. Но она ушла из жизни, и завфафедрой предложил мне продолжить начатое ею дело. Сейчас занятия по гигиене детей и подростков у студентов в основном веду я. Новое учебное направление вдохновило меня на новые научные исследования, которые внедрялись в практику жизни.

Дети для меня – это что-то особенное. Отмечу, что их здоровье – это еще и правильное питание. Нельзя одинаково кормить детей на Севере и в Сочи, а в санитарных правилах и нормах требования для всех регионов одни и те же. Северным детям необходимы мясо и жирная рыба, а южным – нет, им такая пища не подходит. Им нужно больше овощей, фруктов. Сколько лет мне потребовалось, чтобы это доказать! Во всех аспектах жизнедеятельности человека в стране, имеющей разные климатические зоны, должны быть региональные особенности. Я долго работала над этим вопросом, доказывая в разных инстанциях такой подход. Наконец-то это услышано. Нами созданы так необходимые методические рекомендации. Сейчас они находятся на утверждении у Главного санитарного врача Российской Федерации.

В 2005 году наша научная группа получила Ломоносовскую премию, а СГМУ награжден бронзовой медалью V Московского международного салона инноваций и инвестиций (диплом за подписью министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко) за разработку уникальной одноместной школьной парты с подлокотниками, которая оказалась очень эффективной для профилактики нарушений осанки у школьников. Разработана она на основе парты Эрисмана. Да, того классического варианта, за которыми сидели мы, бывшие школьники 1960-х. Но, увы, для школ их приобретение – дело дорогое. Наша парта внесена в международную классификацию и в учебник по гигиене, она обозначена как парта Дегтевой.

Будучи деканом медико-профилактического факультета СГМУ, поняла, что в школе нужен врач по гигиене детей и подростков, так как именно средовые школьные факторы наносят ущерб здоровью учащихся. А это прерогатива врачей профилактического направления. Школьная медицина требует коренных изменений, нужно делать ставку на профилактику. Работа по этому направлению также заняла годы. Только в 2012-м в штат отделений оказания медицинской помощи обучающимся при детских поликлиниках согласно приказу Минздрава России включен такой специалист. Ратую за школьную медицину в хорошем варианте, о чем выступала и в Госдуме.

Надеюсь, что-то полезное в этой жизни я все-таки сделала.

Об учениках, коллегах и стихах

– У вас, несомненно, немало достойных учеников.

– Среди них Наталия Владимировна Афанасенкова, она первая защитила кандидатскую диссертацию под моим руководством, а также Иван Георгиевич Парфенов. Сейчас они работают в САФУ. Кандидатскую диссертацию защитила и Алла Павловна Муратова – заведующая детской поликлиникой Ненецкой окружной больницы.

Докторские диссертации защитили Михаил Альбертович Калинин, заведующий кафедрой лор-болезней, Ольга Владимировна Тарасова, теперь она профессор кафедры педиатрии СГМУ, и Людмила Евгеньевна Громова – ныне профессор кафедры фармакологии. Со всеми учениками поддерживаю деловые отношения. Интересуюсь их успехами.

– Галина Николаевна, при вашей занятости время на общение с близкими людьми, на любимые занятия остается?

– Люблю моего заботливого мужа, свою семью, где понимают друг друга, стараются вникать в проблемы и помогать чем могут. Видя мою насыщенную жизнь, они ведут такой же творческий образ жизни. Радует, что моя дочь уже профессор, признанный ученый, преподаватель высшей школы, сын – кандидат наук, он тоже педагог.

Для ученых, на мой взгляд, полностью завершенных научных работ не бывает. Чем глубже что-то изучаешь, тем больше появляется новых вопросов. Мир не стоит на месте, и хочется познать еще и то, что уже заинтересовало.

Иногда, когда бывает грустно, пишу стихи. Сборника нет, так как я пишу для себя, но некоторые из них опубликованы.

А еще я очень люблю цветы, выращиваю их на дачном участке – георгины, розы, гладиолусы. Экспериментирую с разными
сортами земляники.

– Чем для вас стала новая награда?

– Мне кажется, что я осмыслила все сделанное ранее. Поняла, что мой труд не напрасен. Значит, есть еще повод смотреть вперед, насколько позволит мне это сделать жизнь.

В тему

Среди наград профессора кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ Галины Дегтевой медаль Н. М. Амосова, орден Архангела Михаила, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, многочисленные грамоты и благодарности. За заслуги в гигиене и охране здоровья детей и подростков награждена большой бронзовой медалью Гааза «Спешите делать добро».

Любимое дело – всегда движение вперед

Галина Николаевна – профессор кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ. За многолетний труд, вклад в развитие науки она удостоена знака отличия «За заслуги перед Архангельской областью».

Галина Дегтева поделилась воспоминаниями о пути в профессию, рассказала о преподавательской работе, учениках…

От педагогики отговорила мама

– Почему решили посвятить себя медицине?

– В жизни человека часто все происходит не так, как он планирует. Меня судьба повернула к медицине, хотя мне всегда хотелось стать педагогом. Это очень достойное дело. Училась я в шестой школе Архангельска. Начиная с пятого класса и до ее окончания была вожатой у первоклассников у своей же учительницы Антонины Андреевны Агапитовой.

Хотела поступать в педагогический институт, но мама-педагог, которая для меня была авторитетом, стала меня отговаривать, поясняя, что это очень тяжелое и не всегда благодарное дело, а медицина – совсем другая история.

К сожалению, в АГМИ после школы сразу не поступила. В то время был большой набор мальчишек, стажистов. Расстроилась, конечно. На следующий год повторять попытку не стала, работала в мединституте секретарем-машинисткой деканата. Эту профессию освоила еще в школе. Следующая попытка поступить в АГМИ оказалась удачной. Успешно сдала три экзамена и стала студенткой.

На втором курсе вышла замуж. Родилась дочь. Совмещать обучение и семейные дела оказалось непросто. Надо было скорее завершать учебу. Тогда с лечебного факультета перешла на стоматологический, ведь там время обучения короче. Совмещала учебу с работой. Это для меня не стало чем-то необычным. Еще школьницей я всегда подрабатывала в каникулы. Студенткой занималась в кружке терапевтической стоматологии, увлеклась научной работой, являлась старостой научного кружка. И вот учеба завершена. Мне предлагали остаться в институте в аспирантуре по терапевтической стоматологии, но затем поменяли направление на ортопедическое, к которому я была равнодушна, поэтому отказалась.

После института отправилась в Верхнетоемский район. Туда же распределили и моего мужа после окончания АЛТИ. Это были прекрасные годы становления меня как врача-специалиста и личности в целом. Принимала активное участие в общественной работе, художественой самодеятельности, была секретарем комсомольской организации поселка. Отработав положенное время, вернулись в Архангельск. У нас родился сын. Устроиться на работу стоматологом в городе в то время было сложно. Стала трудиться в лаборатории кожвендиспансера, это дело мне было знакомо, так как в студенческие годы после учебы подрабатывала лаборантом в патологоанатомическом отделении Архангельской областной больницы. Однако однообразная работа была не по душе.

Увлекла Арктика

– Вы стремились в науку…

– Преподаватели АГМИ пригласили меня в общество «Знание» читать лекции на предприятиях области. Справляться с этим оказалось нетрудно, ведь я когда-то занималась в студии художественного слова. Мне всегда нравилось делать что-то новое, интересное. Сидеть на месте никогда не любила. К разнообразию и активности приучала и своих детей. При открытии в Архангельске филиала НИИ морфологии человека (Москва) профессор АГМИ Владимир Петрович Пащенко, учитывая мою студенческую научную деятельность, пригласил туда работать, там и было положено начало труда над кандидатской диссертацией, посвященной адаптации человека на Севере. Тогда у меня начались экспедиционные поездки по обследованию населения. И как всегда, в этот период меня выручала мама, которая заботилась о детях. Побывала я в очень многих местах, объехала всю нашу область – от Котласа до Приморского района. Самыми северными точками стали остров Колгуев и Амдерма Ненецкого автономного округа. Занималась наукой серьезно, что требовало полной отдачи сил, но мысль о педагогической деятельности все же не отпускала меня. Окончила школу лекторского мастерства.

– Затем начали преподавать?

– Да, со временем стала преподавателем Архангельского медицинского института. В 1984-м пригласили на кафедру гигиены. Тогда ее возглавлял Юрий Рудольфович Теддер. К тому времени у меня была уже почти готова диссертация, над которой я работала около десяти лет под руководством директора Архангельского филиала НИИ морфологии человека профессора Артура Георгиевича Марачева. Впоследствии защищала ее в Москве во Втором медицинском институте в 1986 году.

Так я пришла к педагогике, сделав большой крюк. Вела занятия по гигиене у студентов сначала стоматологического факультета, а затем и на других.

– Галина Николаевна, научную работу вы продолжали…

– Да, не останавливаясь, научная тематика осталась прежней, только она стала направлена на изучение адаптации человека к трудовой деятельности в Арктике. Занимались здоровьем геологов. В тот период быстро развивалась нефтегазодобывающая промышленность на Севере. На нашей кафедре стали изучать здоровье рабочих, которые трудились вахтовым методом. Интересного оказалось много, ведь специалисты приезжали в Арктику и с Украины, и из Белоруссии в необустроенные помещения. Для этих людей работа в условиях Севера была большим стрессом. Как сохранить их здоровье? Это был большой вопрос.

– К каким выводам пришли?

– Полученные результаты публиковались в монографиях и статьях. Давали рекомендации вахтовым работникам, как персонально, так и в целом на предприятия. Мы выясняли, как долго может продолжаться вахта без ущерба для здоровья человека. Изучали многие виды вахтового труда, как по времени пребывания, так и вариантам перемещения от основного места жительства: восьми-пятнадцати-, двадцатичетырех-, пятидесятидвухдневные… Весь этот период мы находились рядом с обследуемыми. Изучали состояние их здоровья ежедневно на протяжении всего вахтового периода. В центре внимания были три системы организма: дыхательная, сердечно-сосудистая и система крови.
В дальнейшем диапазон научных исследований расширялся. Нам предстояло сделать вывод о том, какая вахта самая оптимальная по срокам и откуда лучше брать специалистов для работы в Арктике. Следовало определить, как должны питаться люди, работая на Севере, во что одеваться, какие должны быть условия быта. Изучали и гигиенические аспекты проживания во время вахты, а также психологическое состояние работников. Необходимостью была и разработка кабинета психологической разгрузки, ведь люди находятся в условиях замкнутого социума. Отрицательное влияние на самочувствие приехавших работать в Арктику оказывали снижение информационного фона общения, отрыв от семьи, отсутствие информации о близких и другое. Тогда ведь сотовых телефонов еще не было. Только рации для связи с управлением.

Моя докторская диссертация и посвящалась жизнедеятельности тех, кто приехал трудиться на Север вахтовым методом.

– Результаты ваших исследований нашли применение в жизни?

– Меня в конце 1990-х пригласили на Ардалинское нефтяное месторождение, что в НАО, где работало российско-американское предприятие. Ознакомилась как гигиенист со всем: питанием, оснащением, режимом труда, обустройством жилья… Условия труда и проживания работников там оказались намного лучше, чем у нас. Конечно, определенные недочеты тоже были. Учитывая более высокий уровень производства и напряженность трудовой деятельности, а также риски чрезвычайных ситуаций, руководству дополнительно было рекомендовано иметь на местрождении специалиста-психолога. Через полгода в АГМА пришло письмо с благодарностью за визит, выявление недостатков и рекомендации.

– Над чем работаете сейчас?

– Продолжаем научный поиск новых решений, расширяя свои научные интересы во благо здоровья северян. В период нового витка освоения Арктики снова в поле зрения вахтовики нефте-газовых месторождений. Побывали на нескольких дочерних месторождениях «Газпрома». Выполнили медико-гигиенические научно-изыскательские работы по Штокмановскому месторождению. Сначала обобщили весь материал, связанный с адаптацией человека к климатическим условиям Арктики в целом, а также вопросы охраны труда, касающиеся защиты от вредных производственных факторов, таких как шум, вибрация, химические реагенты и других. А далее сделали обоснование проведения необходимых мероприятий по охране здоровья сотрудников при выполнении работ на Штокмановском месторождении. Две недели назад я побывала на двух месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ» в Ненецком автономном округе.

– Расскажите об экологической составляющей ваших научных работ.

– Сейчас в Арктике появились особенности, связанные с потеплением климата. Вместе с таянием вечной мерзлоты оседают и рушатся здания и другие строительные конструкции. Условия, которые прописаны в санитарных нормах и правилах, рассчитаны в целом для России, без учета сегодняшней ситуации в северных регионах, где последствия потепления более выражены. Ухудшение экологической ситуации в северных регионах влияет и на водные объекты, увеличивая тем самым эпидемиологическую опасность. Отдельных требований с учетом этих явлений в Арктике сегодня нет, а они очень нужны.

В связи с чем и появилось распоряжение Главного санитарного врача России о создании новых санитарных правил и норм (СанПиН) «Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих вахтовых поселков Арктики» и «Водоснабжение и водоотведение в вахтовых поселках Арктики», которые призваны предложить современный гигиенический регламент для обеспечения оптимальных условий проживания работников в вахтовых поселках Арктики, сохранения их здоровья. Работа поручена ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» (Санкт-Петербург). Так как мы имеем большой опыт работы в Арктике, были привлечены к этому.

– Вы еще и директор НИИ арктической медицины в СГМУ.

– Так получилось, что с 2003 года возобновило работу структурное подразделение – Научная лаборатория по акклиматизации человека на Севере, позже получившее другое название – НИИ арктической медицины – в связи с изменением вектора научных изысканий. Поскольку основные работы велись на нашей кафедре, то ректор утвердил на это место меня, и эти обязанности я выполняю по настоящее время.

Появились новые научные направления, вызванные временем, вовлекаются в работу новые сотрудники, принося свои идеи и методы исследования.
И действительно, Россия огромна, занимает большую территорию с разными климатическими условиями, к которым приспосабливается человек. В Арктической зоне Российской Федерации проживают разные люди. Это и коренные народы, и пришлое население, и вахтовые работники. Все имеют разный пищевой статус с метаболическими особенностями организма, особенно дети. Но Север суров и откладывает свой негативный отпечаток на продолжительности жизни человека в этих условиях. Однако приезжие люди, отработав в северных городах, например в Нарьян-Маре, уезжают обратно на юг или в среднюю полосу. Там и доживают. Поэтому, по статистическим данным, продолжительность жизни у нас не ниже. Здоровье северян формируется с детства в приближенных к Арктике условиях, что имеет целесообразность использования трудовых ресурсов северных территорий. Так что дело за подрастающим поколением северян, здоровье которого нужно формировать грамотно, используя современные медицинские технологии.

Школьную медицину надо менять

– Гигиена детей и подростков – особая тема.

– Гигиеной детей и подростков у нас на кафедре занималась Нина Петровна Байдалова. Но она ушла из жизни, и завфафедрой предложил мне продолжить начатое ею дело. Сейчас занятия по гигиене детей и подростков у студентов в основном веду я. Новое учебное направление вдохновило меня на новые научные исследования, которые внедрялись в практику жизни.

Дети для меня – это что-то особенное. Отмечу, что их здоровье – это еще и правильное питание. Нельзя одинаково кормить детей на Севере и в Сочи, а в санитарных правилах и нормах требования для всех регионов одни и те же. Северным детям необходимы мясо и жирная рыба, а южным – нет, им такая пища не подходит. Им нужно больше овощей, фруктов. Сколько лет мне потребовалось, чтобы это доказать! Во всех аспектах жизнедеятельности человека в стране, имеющей разные климатические зоны, должны быть региональные особенности. Я долго работала над этим вопросом, доказывая в разных инстанциях такой подход. Наконец-то это услышано. Нами созданы так необходимые методические рекомендации. Сейчас они находятся на утверждении у Главного санитарного врача Российской Федерации.

В 2005 году наша научная группа получила Ломоносовскую премию, а СГМУ награжден бронзовой медалью V Московского международного салона инноваций и инвестиций (диплом за подписью министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко) за разработку уникальной одноместной школьной парты с подлокотниками, которая оказалась очень эффективной для профилактики нарушений осанки у школьников. Разработана она на основе парты Эрисмана. Да, того классического варианта, за которыми сидели мы, бывшие школьники 1960-х. Но, увы, для школ их приобретение – дело дорогое. Наша парта внесена в международную классификацию и в учебник по гигиене, она обозначена как парта Дегтевой.

Будучи деканом медико-профилактического факультета СГМУ, поняла, что в школе нужен врач по гигиене детей и подростков, так как именно средовые школьные факторы наносят ущерб здоровью учащихся. А это прерогатива врачей профилактического направления. Школьная медицина требует коренных изменений, нужно делать ставку на профилактику. Работа по этому направлению также заняла годы. Только в 2012-м в штат отделений оказания медицинской помощи обучающимся при детских поликлиниках согласно приказу Минздрава России включен такой специалист. Ратую за школьную медицину в хорошем варианте, о чем выступала и в Госдуме.

Надеюсь, что-то полезное в этой жизни я все-таки сделала.

Об учениках, коллегах и стихах

– У вас, несомненно, немало достойных учеников.

– Среди них Наталия Владимировна Афанасенкова, она первая защитила кандидатскую диссертацию под моим руководством, а также Иван Георгиевич Парфенов. Сейчас они работают в САФУ. Кандидатскую диссертацию защитила и Алла Павловна Муратова – заведующая детской поликлиникой Ненецкой окружной больницы.

Докторские диссертации защитили Михаил Альбертович Калинин, заведующий кафедрой лор-болезней, Ольга Владимировна Тарасова, теперь она профессор кафедры педиатрии СГМУ, и Людмила Евгеньевна Громова – ныне профессор кафедры фармакологии. Со всеми учениками поддерживаю деловые отношения. Интересуюсь их успехами.

– Галина Николаевна, при вашей занятости время на общение с близкими людьми, на любимые занятия остается?

– Люблю моего заботливого мужа, свою семью, где понимают друг друга, стараются вникать в проблемы и помогать чем могут. Видя мою насыщенную жизнь, они ведут такой же творческий образ жизни. Радует, что моя дочь уже профессор, признанный ученый, преподаватель высшей школы, сын – кандидат наук, он тоже педагог.

Для ученых, на мой взгляд, полностью завершенных научных работ не бывает. Чем глубже что-то изучаешь, тем больше появляется новых вопросов. Мир не стоит на месте, и хочется познать еще и то, что уже заинтересовало.

Иногда, когда бывает грустно, пишу стихи. Сборника нет, так как я пишу для себя, но некоторые из них опубликованы.

А еще я очень люблю цветы, выращиваю их на дачном участке – георгины, розы, гладиолусы. Экспериментирую с разными
сортами земляники.

– Чем для вас стала новая награда?

– Мне кажется, что я осмыслила все сделанное ранее. Поняла, что мой труд не напрасен. Значит, есть еще повод смотреть вперед, насколько позволит мне это сделать жизнь.

В тему

Среди наград профессора кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ Галины Дегтевой медаль Н. М. Амосова, орден Архангела Михаила, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, многочисленные грамоты и благодарности. За заслуги в гигиене и охране здоровья детей и подростков награждена большой бронзовой медалью Гааза «Спешите делать добро».

Поделиться
31660