6 мая 2021

Команда из Архангельска привезла на родину кубок национального чемпионата по робототехнике

Команда «Малиновый медведь» из Архангельска приняла участие в Национальном чемпионате по робототехнике «First Robotics Championship — Нижний Новгород 2.0», который завершился в конце апреля. Свои проекты представили 194 команды из 45 регионов России, а это более тысячи участников.

Команда из Архангельска привезла на родину кубок национального чемпионата по робототехнике

Ребята из детской студии «Дом робототехники» заняли первое место в номинации «За мотивацию». О том, как проходил турнир,  рассказала руководитель студии «Дом робототехники» в Архангельске Ирина Чашина.

— Почему команду назвали «Малиновый медведь»?

— В ней семь человек с 10 до 13 лет.  Мы решили, что название нужно связать с нашим регионом, а как все знают, по Архангельску иногда ходят медведи. Еще у нас очень красивые закаты, и как раз на закатах медведи становятся малиновыми. У нас всегда названия очень интересные, они привлекают внимание на соревнованиях. 

Сейчас в Доме робототехники занимается примерно 100 человек в возрасте 4-14 лет. Совсем недавно открылось новое  направление для детей 4 лет.

— Как прошел чемпионат?

— Каждый сезон в Дании компания «Лего» придумывает тему, связанную с мировыми проблемами, например: рациональное потребление воды,  освоение космоса, а в этом году у нас была тема, связанная со здоровым образом жизни.

На протяжении года команды со всей страны создают инновационный проект и едут с ним на всероссийские соревнования. В этом году они проходили в Нижнем Новгороде, а именно в помещении Нижегородской ярмарки. Там были обустроены целые павильоны. В нашем распоряжении был свой бокс, который  мы оформили для представления своего проекта.

— Расскажите о проекте…

Как я уже говорила, он затронул тему здорового образа жизни. Наша задача была замотивировать людей больше двигаться, нужно было придумать что-то такое, чтобы люди сами хотели вести активный образ жизни. Для начала мы провели исследование, и оказывается, что меньше всего люди двигаются, когда едут в транспорте. Поэтому решили сделать фитнес-вагон, в котором установлены тренажеры, и люди могут в нем заниматься.

В процессе подготовки ребята общались с экспертами и проводили анкетирование. В этом году экспертом выступил фитнес-тренер, с которым они разработали специальную программу тренировок и даже посчитали экономику проекта. 

Далее встал вопрос, из каких материалов создавать проект. Были предложения сделать его из фанеры и оргстекла, но мы отбросили эту идею. Как решили ребята, стеклянных вагонов не бывает. Итоговым вариантом для нас стал вагон из лего. Внутри вагона мы сделали настоящие мини-копии тренажеров, которые напечатали на 3D-принтере.

Проект был очень большим, и чтобы его перевезти из Архангельска в Нижний Новгород, пришлось упаковать в несколько коробок.  Все это было не зря, ребята защитились блестяще. К нам даже  подошла эксперт из Москвы. Ей до такой степени понравилась  наша презентация, что она пообещала выйти на компанию РЖД, посчитав, что там могут заинтересоваться нашей идеей.

— По каким критериям оценивалась команда?

В этом году я ездила и в качестве судьи, поэтому могу точно сказать, по каким критериям судили ребят, — это новизна проекта, его грамотная презентация и умение ребят делиться знаниями о проекте с окружающими.

Также проект оценивается не только по установленным критериям, но и по ценностям, которых придерживаются не только участники команд, но и тренеры, судьи.

Одна из главных ценностей – это командная работа, ведь мы сильнее, когда работаем вместе. Дальше следует ценность удовольствия, которое мы получаем от того, чем занимаемся. Также это инновации, при помощи которых мы делаем мир лучше, и исследование всего, что происходит вокруг.

Благодаря ценностям и несмотря на то что все команды борются за победу, чемпионат всегда проходит в обстановке позитива и дружбы. Наверное, именно взаимодействие и общение с другими командами — самое главное, что там происходит.

Кроме этого, ребята представляли свою инженерную книгу. Это летопись команды, в которой отражаются все моменты работы над проектом. В ней ребята описывают проделанную работу и события, которые происходят внутри команды.  Например, мы написали о том, как праздновали дни рождения вместе.

— Уже известна тематика чемпионата следующего года?

— Пока подробностей задания не было, но мы их очень ждем. Наша главная  задача сейчас – провести работу над ошибками, проанализировать,  какие были недочеты. Над следующим проектом мы начнем работать сразу после уточнения задания, для того чтобы уже летом провести исследования.

— Вам удалось посмотреть сам город?

 Для этого мы поехали на соревнования специально на два дня раньше. Первый день ребята готовились и собирали проект. Второй день посвятили знакомству с городом: ходили на экскурсии, прокатились на канатной дороге, побывали в планетарии.

— Почему детям следует заниматься робототехникой?

Я всегда говорю, что робототехника это не сама цель, а больше инструмент для развития. Мы развиваем не только какие-то специфические навыки и умения по конструированию и программированию роботов, но и развиваем ребят как личностей. 

Очень часто через занятия робототехникой они раскрывают возможности, практически никак не связанные с направлением студии. Да, сначала они стесняются высказывать идеи и мнения, но с каждым  занятием становятся все увереннее, постоянно друг с другом общаются, делятся впечатлениями и новостями. Это гораздо важнее, чем просто научиться роботехнике, особенно в современном мире. 

— Для того чтобы заниматься робототехникой, нужен особый склад ума?

— Это стереотип, что робототехника только для ребят с математическим складом ума, здесь находят себя абсолютно все. В робототехнику может прийти любой. Классно, что именно на этих занятиях ребята учатся не бояться ошибаться. И на обычных занятиях, и при подготовке к соревнованиям это очень важно. Они учатся видеть свои ошибки и возможности.

Робототехника молодеет! C самыми маленькими мы работаем со специальными наборами лего, в нем большие детали и механизмы, с которыми не только удобно, но и безопасно.  Кстати, после появления младшей группы родители стали просить открыть еще одно направление для детей трех лет, для того чтобы развить моторику и креативность у малышей.

— На каком оборудовании занимаются ребята?

На образовательных наборах лего. Есть специальная серия Lego Education — это наборы для каждой возрастной категории. Мы изобретаем и делаем новые открытия на каждом занятии. В нашей студии  ребята изучают работу механизмов, заставляют роботов двигаться в определенном направлении, с определенной скоростью.

— Несколько громко звучит — «Дом робототехники»

Это аббревиатура  — ДОМ: делай, общайся, мечтай. У нас студия, в которой мы пытаемся сохранить домашнюю атмосферу, где можно пообщаться и обсудить свои идеи. Поэтому основными традициями для нас стали соревнования, которые проводим между группами, и совместные занятия с родителями.

Мы открылись  2,5 года назад.  Я работала преподавателем робототехники в другой студии, а потом я и моя старшая дочь Мария, которая преподает со мной, решили, что надо идти дальше и  открыли студию.

Мы за то, чтобы дети и взрослые общались. Кстати, основываясь на этом принципе, ввели еще одну традицию — занятия младших ребят с бабушками и дедушками. Причем они занимаются вместе. Так и тем, и другим интереснее и веселее. А дедушки и бабушки не скучают в ожидании внуков!


Яна Кукушкина

Поделиться
94581