11 декабря 2018

Архангельская область начала подготовку к внедрению раздельного сбора ТКО

Перспективы внедрения в регионе системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов обсуждались на рабочем совещании при заместителе председателя правительства области Евгения Фоменко. В ходе откровенного диалога свою точку зрения высказали представители заинтересованных ведомств и организаций, органов местного самоуправления и общественных организаций. Необходимость внедрения раздельного сбора ТКО сомнений не вызывает. В этом были единодушны все участники диалога. Но как сделать переход к этой системе безболезненным для населения и максимально эффективным? Ответ на этот вопрос ещё предстоит найти. — Нельзя упрощать процесс. Нам необходимо тщательно продумать все этапы и нюансы, начиная от размещения контейнеров и заканчивая вопросами логистики и тарификации, – отметил Евгений Фоменко. – Опыт Западной Европы подсказывает, что внедрение раздельного сбора может занять десятилетия. У нас нет столько времени, но двигаться вперед необходимо – именно этого и ждут от нас жители. Пусть и небольшими шагами, поэтапно. Но это лучше, чем строить грандиозные планы, а затем топтаться на месте. К сожалению, действующая редакция территориальной схемы обращения с ТКО недостаточно подробно и последовательно прописывает механизм перехода к раздельному сбору ТКО. Существует ряд нюансов, на которые обратили внимание участники совещания. Далеко не всегда внедрение раздельного сбора ТКО экономически эффективно. В этом вопросе многое зависит от работы организаций, которые готовы работать над утилизацией вторичного сырья. Например, перерабатывать пластик или бумагу. Крайне важно и ответственное поведение самих граждан. — Основной принцип при внедрении раздельного мусора – это простота и удобство, а также максимальная детализация, – считает директор АН «Вариант» Олег Мандрыкин. – В Японии, например, бытовой мусор сами жильцы распределяют по 36 мешкам, по 36 фракциям. И, конечно, крайне важны меры материального стимулирования при внедрении раздельного сбора мусора. При этом Олег Мандрыкин в качестве примера привел опыт Финляндии. В этой северной стране накопительные площадки представляют из себя закрываемые на ключ помещения, в которых расположены 10 контейнеров – каждый предназначен для отдельной фракции: бумага, пластик, стекло и так далее. Но, как было отмечено в ходе совещания, в соответствии с законодательством обустройство и содержание контейнерных площадок – это зона ответственности муниципальных властей. Найдутся ли в местных бюджетах средства для масштабного инвестирования в инфраструктуру или же это придется делать за счет жильцов? Опытом четырехлетней работы по раздельному сбору ТКО (в рамках деятельности пилотной зоны) поделился и директор Архангельского мусороперерабатывающего комбината Андрей Терентьев. — На данный момент до 30 процентов жителей Архангельска и до 80 процентов жителей Новодвинска имеют доступ к контейнерам с раздельным сбором, – отметил он. – Но порядка 50 процентов ТКО из таких контейнеров все равно приходится досортировывать. С моей точки зрения, на первом этапе все же будет достаточно установки двух видов контейнеров – для утилизируемых и для неутилизируемых отходов. Подводя итоги совещания, Евгений Фоменко подчеркнул, что ключевая цель внедрения системы раздельного сбора ТКО – двуедина: необходимо снизить объем отходов, подлежащих захоронению и максимально вовлечь в хозяйственный оборот вторичное сырье. Но для достижения этой цели необходимо на первом этапе внести изменения как в порядок раздельного сбора ТКО, так и в территориальную схему. Евгений Фоменко предложил всем участникам совещания включиться в подготовку соответствующих документов уже в формате специально созданной для реализации этих задач рабочей группы.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

В ходе откровенного диалога свою точку зрения высказали представители заинтересованных ведомств и организаций, органов местного самоуправления и общественных организаций. Необходимость внедрения раздельного сбора ТКО сомнений не вызывает. В этом были единодушны все участники диалога. Но как сделать переход к этой системе безболезненным для населения и максимально эффективным? Ответ на этот вопрос ещё предстоит найти.

— Нельзя упрощать процесс. Нам необходимо тщательно продумать все этапы и нюансы, начиная от размещения контейнеров и заканчивая вопросами логистики и тарификации, – отметил Евгений Фоменко. – Опыт Западной Европы подсказывает, что внедрение раздельного сбора может занять десятилетия. У нас нет столько времени, но двигаться вперед необходимо – именно этого и ждут от нас жители. Пусть и небольшими шагами, поэтапно. Но это лучше, чем строить грандиозные планы, а затем топтаться на месте.

К сожалению, действующая редакция территориальной схемы обращения с ТКО недостаточно подробно и последовательно прописывает механизм перехода к раздельному сбору ТКО.

Существует ряд нюансов, на которые обратили внимание участники совещания. Далеко не всегда внедрение раздельного сбора ТКО экономически эффективно. В этом вопросе многое зависит от работы организаций, которые готовы работать над утилизацией вторичного сырья. Например, перерабатывать пластик или бумагу. Крайне важно и ответственное поведение самих граждан.

— Основной принцип при внедрении раздельного мусора – это простота и удобство, а также максимальная детализация, – считает директор АН «Вариант» Олег Мандрыкин. – В Японии, например, бытовой мусор сами жильцы распределяют по 36 мешкам, по 36 фракциям. И, конечно, крайне важны меры материального стимулирования при внедрении раздельного сбора мусора.

При этом Олег Мандрыкин в качестве примера привел опыт Финляндии. В этой северной стране накопительные площадки представляют из себя закрываемые на ключ помещения, в которых расположены 10 контейнеров – каждый предназначен для отдельной фракции: бумага, пластик, стекло и так далее.

Но, как было отмечено в ходе совещания, в соответствии с законодательством обустройство и содержание контейнерных площадок – это зона ответственности муниципальных властей. Найдутся ли в местных бюджетах средства для масштабного инвестирования в инфраструктуру или же это придется делать за счет жильцов?

Опытом четырехлетней работы по раздельному сбору ТКО (в рамках деятельности пилотной зоны) поделился и директор Архангельского мусороперерабатывающего комбината Андрей Терентьев.

— На данный момент до 30 процентов жителей Архангельска и до 80 процентов жителей Новодвинска имеют доступ к контейнерам с раздельным сбором, – отметил он. – Но порядка 50 процентов ТКО из таких контейнеров все равно приходится досортировывать. С моей точки зрения, на первом этапе все же будет достаточно установки двух видов контейнеров – для утилизируемых и для неутилизируемых отходов.

Подводя итоги совещания, Евгений Фоменко подчеркнул, что ключевая цель внедрения системы раздельного сбора ТКО – двуедина: необходимо снизить объем отходов, подлежащих захоронению и максимально вовлечь в хозяйственный оборот вторичное сырье.

Но для достижения этой цели необходимо на первом этапе внести изменения как в порядок раздельного сбора ТКО, так и в территориальную схему.

Евгений Фоменко предложил всем участникам совещания включиться в подготовку соответствующих документов уже в формате специально созданной для реализации этих задач рабочей группы.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

Поделиться
29901