4 августа 2016

Защитить монастырский устав

Подготовила Светлана Лойченко

Почему возникла в нем необходимость, и что даст этот статус Соловкам? Об этом сегодня размышляет Роман Балашов, руководитель областного агентства по развитию Соловецкого архипелага.

Президент назвал две территории

Хочу напомнить историю вопроса. Судьба этой правовой нормы была довольно сложной. Она готовилась в течение десятка лет. И в 2013 году, во время ежегодного совещания на Соловках, которое проходило под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, правительство Архангельской области поддержало эту инициативу и предложило Соловки в качестве пилотного проекта статуса религиозно-исторического места.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ответ на обращение Святейшего Патриарха дал соответствующее поручение. И назвал две территории, где должен быть отработан механизм реализации этого правового статуса, – Валаам и Соловки.

Конечно, наиболее сложной территорией являются Соловки. Поскольку в отличие от Валаама здесь существует большое переплетение правовых статусов субъектов управления.

Когда мы говорим о том, что такое религиозно-историческое место и почему власти Архангельской области так продвигали идею придания этого статуса Соловкам, то ответ можем поделить на несколько блоков.

Что такое дух места Соловков?

Первый и самый главный блок состоит в том, что все многообразие религиозного, культурного и отчасти природного наследия Соловков является производным от пятисотлетней созидательной деятельности соловецкой братии. Именно благодаря их трудам остров стал таким, какой он есть. А монашеский труд неотделим от молитвы и того уклада, который формировался на архипелаге веками. Этот монастырский уклад является самостоятельной духовной ценностью, и она нуждается в правовом режиме защиты и охраны.

Если речь идет о духовном наследии Соловецкого монастыря, то мы понимаем, что это и уставы скитов, и устав самого монастыря, это и те правила, которые исторически на Соловках складывались. Это посещение скитов – то, как люди должны в скиты заходить, как себя в скитах вести.

Мы констатируем, что у нас появляется правовое поле, которое позволяет защитить монастырский устав. В международном праве есть такое понятие, как «дух места». Это также требование ЮНЕСКО – чтобы дух места Соловков был защищен. И мы должны создать максимально благоприятный режим, чтобы все те традиции, все те правила, которые складывались на Соловках в течение столетий, были максимально защищены. Такую возможность как раз и дает статус религиозно-правового места.

С чем мы можем столкнуться на Соловках? Гиды-гастарбайтеры абсолютно варварски могут завалиться в скиты, когда там идет служба, что недопустимо. Скиты изначально предназначены для молитвы, для общения с Богом. И уж если ты заходишь в чужой дом, то соблюдай правила, которые в этом доме есть, и на все спрашивай разрешения у хозяев этого дома, то есть у братии. В таком месте и одежда должна быть соответствующей.

Это наш русский Афон

Второй блок вопросов связан с той ролью, которую Соловки играли и играют в истории нашей страны, особенно в истории православной веры. Религиозно-историческое место сегодня в российском законодательстве является и аналогом достопримечательного места, и мы понимаем, что должны быть созданы определенные режимы, связанные и с правилами посещения самих Соловецких островов.

Значение Соловецкого архипелага для мирового православия абсолютно сопоставимо со значением Афона. Но если мы говорим об Афоне преимущественно в контексте древнейшей истории, то Соловки засияли новыми гранями в контексте новомучеников и исповедников российских.

Такого количества святых, какое дала соловецкая земля, не дала ни одна территория в мире в новейшей истории.

И человек, попадая на остров, должен понимать, на какой святой земле он находится.

Конечно, мне могут возразить, что есть конституционные права граждан, которые не должны нарушаться, есть у людей право устраивать дискотеки и прочие праздники. Но если мы признаем, что Соловки – это всероссийский антиминс, а на острове каждый квадратный метр полит кровью новомучеников, то подразумеваем, что свою ответственность за это место должны нести и жители поселка.

Понятно, что термин «религиозно-правовое место» требует еще тщательной проработки и подготовки большого количества подзаконных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Для меня совершенно очевидно, что на Соловках не могут проводиться новоязыческие шабаши, которые, как мы знаем, проводят некоторые гиды-гастарбайтеры. На Соловках надо тщательно подходить к любым форматам массовых мероприятий.

Необходимо понимать, что это сложная территория, которая имеет большую внутреннюю глубину и очень большое количество смыслов и содержаний. Для того чтобы это содержание и эта глубина работали на благо России, и должен быть разработан правовой режим охраны.

Миссия ЮНЕСКО 2013 года считает, что Соловецкий архипелаг представляет собой симбиоз культурного и природного наследий, ценностей материальных и нематериальных. Это объединение формирует священный ландшафт, смысл которого вполне ясен: священная неделимая территория, которая на протяжении веков определяла вид всей территории острова.

Механизм не консервации, а развития

Кроме того, шла большая дискуссия – надо ли создавать на Соловках природную охраняемую территорию. Мы понимаем, что эти режимы охраны где-то будут пересекаться. Это тоже большая работа, которую нам предстоит выполнить, чтобы понять, как эти статусы могут существовать, дополняя друг друга, ни в коем случае не противореча друг другу. Если говорить о первенстве, то, конечно, это статус религиозно-исторического места. Что, кстати, было зафиксировано в мониторинговой миссии ЮНЕСКО, которая работала на Соловках в 2015 году. И был констатирован большой прогресс во взаимодействии властей разных субъектов между собой и с Русской православной церковью.

И как раз в качестве положительного примера помимо наших «пяти ключей» говорилось, что разработана новая правовая дефиниция, позволяющая сохранить сакральную среду на Соловках, которая существовала столетиями и, я уверен, будет существовать всегда.

Мы прекрасно понимаем, что ситуация, когда монастырь был единственным местом на Соловках, – в прошлом. И очень здорово, что монастырь вместе с государством шел по пути соработничества по преобразованию внешней инфраструктуры и по преобразованию людей.

По преобразованию духовной составляющей Соловков. Также монастырь вместе с морским музеем ведет большую работу, в том числе и с молодежью, по популяризации нашего православного наследия, по развитию традиционных промыслов и ремесел на Соловках.

И это все является составными частями религиозно-исторического места. И надо понимать, что это не механизм консервации, а механизм развития на самом мощном в мире фундаменте – православной вере.

Защитить монастырский устав

Почему возникла в нем необходимость, и что даст этот статус Соловкам? Об этом сегодня размышляет Роман Балашов, руководитель областного агентства по развитию Соловецкого архипелага.

Президент назвал две территории

Хочу напомнить историю вопроса. Судьба этой правовой нормы была довольно сложной. Она готовилась в течение десятка лет. И в 2013 году, во время ежегодного совещания на Соловках, которое проходило под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, правительство Архангельской области поддержало эту инициативу и предложило Соловки в качестве пилотного проекта статуса религиозно-исторического места.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ответ на обращение Святейшего Патриарха дал соответствующее поручение. И назвал две территории, где должен быть отработан механизм реализации этого правового статуса, – Валаам и Соловки.

Конечно, наиболее сложной территорией являются Соловки. Поскольку в отличие от Валаама здесь существует большое переплетение правовых статусов субъектов управления.

Когда мы говорим о том, что такое религиозно-историческое место и почему власти Архангельской области так продвигали идею придания этого статуса Соловкам, то ответ можем поделить на несколько блоков.

Что такое дух места Соловков?

Первый и самый главный блок состоит в том, что все многообразие религиозного, культурного и отчасти природного наследия Соловков является производным от пятисотлетней созидательной деятельности соловецкой братии. Именно благодаря их трудам остров стал таким, какой он есть. А монашеский труд неотделим от молитвы и того уклада, который формировался на архипелаге веками. Этот монастырский уклад является самостоятельной духовной ценностью, и она нуждается в правовом режиме защиты и охраны.

Если речь идет о духовном наследии Соловецкого монастыря, то мы понимаем, что это и уставы скитов, и устав самого монастыря, это и те правила, которые исторически на Соловках складывались. Это посещение скитов – то, как люди должны в скиты заходить, как себя в скитах вести.

Мы констатируем, что у нас появляется правовое поле, которое позволяет защитить монастырский устав. В международном праве есть такое понятие, как «дух места». Это также требование ЮНЕСКО – чтобы дух места Соловков был защищен. И мы должны создать максимально благоприятный режим, чтобы все те традиции, все те правила, которые складывались на Соловках в течение столетий, были максимально защищены. Такую возможность как раз и дает статус религиозно-правового места.

С чем мы можем столкнуться на Соловках? Гиды-гастарбайтеры абсолютно варварски могут завалиться в скиты, когда там идет служба, что недопустимо. Скиты изначально предназначены для молитвы, для общения с Богом. И уж если ты заходишь в чужой дом, то соблюдай правила, которые в этом доме есть, и на все спрашивай разрешения у хозяев этого дома, то есть у братии. В таком месте и одежда должна быть соответствующей.

Это наш русский Афон

Второй блок вопросов связан с той ролью, которую Соловки играли и играют в истории нашей страны, особенно в истории православной веры. Религиозно-историческое место сегодня в российском законодательстве является и аналогом достопримечательного места, и мы понимаем, что должны быть созданы определенные режимы, связанные и с правилами посещения самих Соловецких островов.

Значение Соловецкого архипелага для мирового православия абсолютно сопоставимо со значением Афона. Но если мы говорим об Афоне преимущественно в контексте древнейшей истории, то Соловки засияли новыми гранями в контексте новомучеников и исповедников российских.

Такого количества святых, какое дала соловецкая земля, не дала ни одна территория в мире в новейшей истории.

И человек, попадая на остров, должен понимать, на какой святой земле он находится.

Конечно, мне могут возразить, что есть конституционные права граждан, которые не должны нарушаться, есть у людей право устраивать дискотеки и прочие праздники. Но если мы признаем, что Соловки – это всероссийский антиминс, а на острове каждый квадратный метр полит кровью новомучеников, то подразумеваем, что свою ответственность за это место должны нести и жители поселка.

Понятно, что термин «религиозно-правовое место» требует еще тщательной проработки и подготовки большого количества подзаконных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Для меня совершенно очевидно, что на Соловках не могут проводиться новоязыческие шабаши, которые, как мы знаем, проводят некоторые гиды-гастарбайтеры. На Соловках надо тщательно подходить к любым форматам массовых мероприятий.

Необходимо понимать, что это сложная территория, которая имеет большую внутреннюю глубину и очень большое количество смыслов и содержаний. Для того чтобы это содержание и эта глубина работали на благо России, и должен быть разработан правовой режим охраны.

Миссия ЮНЕСКО 2013 года считает, что Соловецкий архипелаг представляет собой симбиоз культурного и природного наследий, ценностей материальных и нематериальных. Это объединение формирует священный ландшафт, смысл которого вполне ясен: священная неделимая территория, которая на протяжении веков определяла вид всей территории острова.

Механизм не консервации, а развития

Кроме того, шла большая дискуссия – надо ли создавать на Соловках природную охраняемую территорию. Мы понимаем, что эти режимы охраны где-то будут пересекаться. Это тоже большая работа, которую нам предстоит выполнить, чтобы понять, как эти статусы могут существовать, дополняя друг друга, ни в коем случае не противореча друг другу. Если говорить о первенстве, то, конечно, это статус религиозно-исторического места. Что, кстати, было зафиксировано в мониторинговой миссии ЮНЕСКО, которая работала на Соловках в 2015 году. И был констатирован большой прогресс во взаимодействии властей разных субъектов между собой и с Русской православной церковью.

И как раз в качестве положительного примера помимо наших «пяти ключей» говорилось, что разработана новая правовая дефиниция, позволяющая сохранить сакральную среду на Соловках, которая существовала столетиями и, я уверен, будет существовать всегда.

Мы прекрасно понимаем, что ситуация, когда монастырь был единственным местом на Соловках, – в прошлом. И очень здорово, что монастырь вместе с государством шел по пути соработничества по преобразованию внешней инфраструктуры и по преобразованию людей.

По преобразованию духовной составляющей Соловков. Также монастырь вместе с морским музеем ведет большую работу, в том числе и с молодежью, по популяризации нашего православного наследия, по развитию традиционных промыслов и ремесел на Соловках.

И это все является составными частями религиозно-исторического места. И надо понимать, что это не механизм консервации, а механизм развития на самом мощном в мире фундаменте – православной вере.

Поделиться
16493