25 сентября 2019

Зампредседателя АОСД Игорь Чесноков о новой реформе МСУ: «Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью»

Укрупнение муниципальных районов и поселений – таков новый тренд. Главная цель новаций – сделать местную власть компетентной и финансово эффективной. Какой же видит очередную реформу заместитель председателя областного Собрания Игорь Чесноков? 

Разговор с заместителем председателя областного Собрания, председателем комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления оказался несколько неожиданным. В России взят курс на проведение новой реформы местного самоуправления (МСУ) – объединение муниципальных районов и поселений. Каковы цели этих преобразований и коснутся ли они муниципалитетов Архангельской области? 

— Каковы цели очередного реформирования МСУ в России? 

— 1 мая 2019 года внесены изменения в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новая трактовка закона дает возможность принимать решения об объединении поселений и района в одно муниципальное образование — муниципальный округ. С одним главой, одним депутатским корпусом, одним бюджетом – то, что у нас, в общем-то, было до введения этого закона в начале нулевых. 

Не секрет, что подавляющее большинство поселений и районов испытывают сегодня серьезный дефицит кадров на муниципальной службе, невысокий уровень собственных доходов и нехватку средств на реализацию полномочий. Расходы на содержание администрации поселений нередко уже превышает сумму в 80 процентов от собственных доходов. Эффективность расходования бюджетных средств тоже оставляет желать лучшего, даже когда выделяется значительная финансовая поддержка из регионального бюджета на решение вопросов местного значения. По мнению инициаторов изменений в 131 ФЗ, объединение позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую систему муниципальной власти, понятную населению, обеспечить новые возможности для решения проблем, волнующих жителей. 

АОСД - Игорь Александрович Чесноков

— И сколько времени дал федеральный законодатель для принятия решения? 

— Закон имеет переходный период до 2025 года. Сейчас основная задача, которую предстоит решать  региональной и местной власти, — проработать условия объединения (правовые, финансовые), чтобы было понятно, что будет способствовать дальнейшему развитию вновь создаваемого муниципалитета.  

Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью. Убежден, что действовать здесь нужно аккуратно, заранее готовить необходимую нормативную базу. Важно помнить, что решение об объединении  должно пройти как процедуру общественного обсуждения в каждом поселении района, так и утверждения на сессиях представительных органов поселений и района. Поэтому необходимы будут весомые аргументы. Люди должны почувствовать конкретные результаты от преобразования муниципалитета, главный из которых -  повышение качества жизни на территории. 

— Есть ли уже опыт создания муниципальных округов в других регионах России? 

— Изменения в законе утверждены совсем недавно, но уже приняты решения о создании 24 муниципальных округов: в Пермском крае (10), Кемеровской области (12), Тверской области (2). Обсуждение данного вопроса идет в Республике Удмуртия, Приморском и Камчатском  краях, Орловской, Нижегородской, Челябинской областях и т. д. 

Игорь Чесноков на выездном совещании

Наш комитет совместно с коллегами из исполнительной власти и Совета муниципальных образований внимательно изучает опыт таких преобразований в других регионах страны. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках. 

Так, в начале сентября мне совместно с рядом глав районов и представителями областного правительства удалось побывать в Пермском крае. В этом регионе еще до вступления в силу изменений в 131-й закон шел процесс создания на базе муниципальных районов, имеющих в своем составе хотя бы одно городское поселение, городских округов. В результате, по сравнению с 2006 годом, количество районов за последние пять лет уменьшилось с 42 до 10, а общее количество муниципалитетов — с 363 до 133. В настоящее время в Пермском крае действует 26 городских округов, 10 муниципальных районов, 10 муниципальных округов, 87 сельских поселений. 

В октябре в законодательном Собрании края планируется рассмотрение вопроса о преобразовании в муниципальные округа еще двух районов. В одном из них нам удалось побывать, встретиться с рядом глав поселений, представителями депутатского корпуса, общественных объединений, выслушать их позицию по вопросам будущего объединения. Она в основном положительная.  

Во многом на это повлиял подход, принятый на региональном уровне. Прежде всего законодательно  установленные меры поддержки программ развития преобразованных территорий, в том числе по вопросам ЖКХ, благоустройства, ремонта и содержания муниципальных дорог. Поэтому в  ходе встреч не раз приходилось слышать знакомые слова: «Нам без разницы, чьи это полномочия, за кем они закреплены. Важно, чтобы чистились дороги, благоустраивалась территория». 

— А как в муниципалитетах Пермского края отреагировали на сокращения части муниципальных чиновников? И осталось ли представительство муниципальной власти в населенных пунктах, которые были административными центрами поселений? Не удалится ли местная власть от людей при ликвидации администраций на уровне поселений? 

— Здесь, на мой взгляд, пермяки тоже подошли системно. С одной стороны, на месте администраций поселений образованы территориальные отделы администрации округа. С широким кругом полномочий, в том числе в сфере содержания дорог, жилфонда, благоустройства. Часть теротделов получила статус юридических лиц.  Так что власть на территориях осталась. Еще раз напомню, что подобная система управления была у нас в Архангельской области в начале двухтысячных. 

С другой стороны, всем муниципальным служащим, попавшим под сокращение, регион предложил пройти программу переподготовки за счет средств краевой казны. Кстати, вся экономия от сокращения расходов на содержание администраций поселений осталась в муниципальном округе. Кроме того, региональная власть удвоила эту сумму, чтобы муниципальные округа могли направить ее на развитие территории. Словом, в Пермском крае было что посмотреть. Думаю, что опыт пермяков будет полезен нашему региону при формировании необходимой нормативно-правовой базы. 

— В Архангельской области активно развивается тосовское движение. На ваш взгляд, усилится ли роль и значение ТОСов в муниципальном округе? 

— Думаю, да. Напомню, что ТОС является одной из форм участия населения в местном самоуправлении. Перспективной становится идея создания на территориях бывших поселений объединений ТОС, в том числе со статусом некоммерческих организаций, способных организовать системный диалог между местной властью и жителями, проживающими на территории, закрепленной за ТОСами.  Учитывая, что представительный орган останется только на уровне муниципального округа, это было бы серьезным усилением роли ТОСов во взаимодействии с органами власти. 

К тому же, 131-й закон дает право ТОСам выполнять и ряд полномочий муниципального образования – но только в том случае, если они зарегистрированы как юрлица. У нас есть примеры по НАО, когда ТОС в качестве некоммерческой организации брал на себя по соглашению ряд полномочий поселений. Такие примеры есть и в других субъектах. Так что  для ТОСов тоже есть возможности для развития. 

Думаю, что реформа даст возможность по-новому взглянуть на еще один институт местного самоуправления – на сельских старост. У нас в области закон о сельских старостах был принят в прошлом году, но он пока практически не действует. 

— Как вы думаете, когда в нашей области начнется процесс объединения районов и поселений в муниципальные округа?  

— У нас есть время – переходный период установлен до 2025 года. Но я не исключаю, что в ряде муниципальных районов Архангельской области, в которых к этим изменениям готовы в наибольшей степени, инициатива по объединению поселений в муниципальный округ будет вынесена на обсуждение уже в следующем году.  

— А мнение населения будет учтено? 

— Безусловно. Это четко определено в федеральном законодательстве. Тот опыт, который сегодня имеется в других российских субъектах, показывает, что органам местного самоуправления перед принятием решения необходимо провести с населением как серьезную разъяснительную работу по планируемым преобразованиям, так и широкое обсуждение предложений по дальнейшему развитию территорий. Именно в муниципалитетах принимается решение объединяться или нет. А задача региональной власти, еще раз подчеркну, — делать такого рода преобразования взвешенно, учитывая опыт других субъектов и определяя при этом главный приоритет – интересы жителей Архангельской области. 

Беседовал Иван Дотошный 

Зампредседателя АОСД Игорь Чесноков о новой реформе МСУ: «Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью»

Разговор с заместителем председателя областного Собрания, председателем комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления оказался несколько неожиданным. В России взят курс на проведение новой реформы местного самоуправления (МСУ) – объединение муниципальных районов и поселений. Каковы цели этих преобразований и коснутся ли они муниципалитетов Архангельской области? 

— Каковы цели очередного реформирования МСУ в России? 

— 1 мая 2019 года внесены изменения в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новая трактовка закона дает возможность принимать решения об объединении поселений и района в одно муниципальное образование — муниципальный округ. С одним главой, одним депутатским корпусом, одним бюджетом – то, что у нас, в общем-то, было до введения этого закона в начале нулевых. 

Не секрет, что подавляющее большинство поселений и районов испытывают сегодня серьезный дефицит кадров на муниципальной службе, невысокий уровень собственных доходов и нехватку средств на реализацию полномочий. Расходы на содержание администрации поселений нередко уже превышает сумму в 80 процентов от собственных доходов. Эффективность расходования бюджетных средств тоже оставляет желать лучшего, даже когда выделяется значительная финансовая поддержка из регионального бюджета на решение вопросов местного значения. По мнению инициаторов изменений в 131 ФЗ, объединение позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую систему муниципальной власти, понятную населению, обеспечить новые возможности для решения проблем, волнующих жителей. 

АОСД - Игорь Александрович Чесноков

— И сколько времени дал федеральный законодатель для принятия решения? 

— Закон имеет переходный период до 2025 года. Сейчас основная задача, которую предстоит решать  региональной и местной власти, — проработать условия объединения (правовые, финансовые), чтобы было понятно, что будет способствовать дальнейшему развитию вновь создаваемого муниципалитета.  

Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью. Убежден, что действовать здесь нужно аккуратно, заранее готовить необходимую нормативную базу. Важно помнить, что решение об объединении  должно пройти как процедуру общественного обсуждения в каждом поселении района, так и утверждения на сессиях представительных органов поселений и района. Поэтому необходимы будут весомые аргументы. Люди должны почувствовать конкретные результаты от преобразования муниципалитета, главный из которых -  повышение качества жизни на территории. 

— Есть ли уже опыт создания муниципальных округов в других регионах России? 

— Изменения в законе утверждены совсем недавно, но уже приняты решения о создании 24 муниципальных округов: в Пермском крае (10), Кемеровской области (12), Тверской области (2). Обсуждение данного вопроса идет в Республике Удмуртия, Приморском и Камчатском  краях, Орловской, Нижегородской, Челябинской областях и т. д. 

Игорь Чесноков на выездном совещании

Наш комитет совместно с коллегами из исполнительной власти и Совета муниципальных образований внимательно изучает опыт таких преобразований в других регионах страны. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках. 

Так, в начале сентября мне совместно с рядом глав районов и представителями областного правительства удалось побывать в Пермском крае. В этом регионе еще до вступления в силу изменений в 131-й закон шел процесс создания на базе муниципальных районов, имеющих в своем составе хотя бы одно городское поселение, городских округов. В результате, по сравнению с 2006 годом, количество районов за последние пять лет уменьшилось с 42 до 10, а общее количество муниципалитетов — с 363 до 133. В настоящее время в Пермском крае действует 26 городских округов, 10 муниципальных районов, 10 муниципальных округов, 87 сельских поселений. 

В октябре в законодательном Собрании края планируется рассмотрение вопроса о преобразовании в муниципальные округа еще двух районов. В одном из них нам удалось побывать, встретиться с рядом глав поселений, представителями депутатского корпуса, общественных объединений, выслушать их позицию по вопросам будущего объединения. Она в основном положительная.  

Во многом на это повлиял подход, принятый на региональном уровне. Прежде всего законодательно  установленные меры поддержки программ развития преобразованных территорий, в том числе по вопросам ЖКХ, благоустройства, ремонта и содержания муниципальных дорог. Поэтому в  ходе встреч не раз приходилось слышать знакомые слова: «Нам без разницы, чьи это полномочия, за кем они закреплены. Важно, чтобы чистились дороги, благоустраивалась территория». 

— А как в муниципалитетах Пермского края отреагировали на сокращения части муниципальных чиновников? И осталось ли представительство муниципальной власти в населенных пунктах, которые были административными центрами поселений? Не удалится ли местная власть от людей при ликвидации администраций на уровне поселений? 

— Здесь, на мой взгляд, пермяки тоже подошли системно. С одной стороны, на месте администраций поселений образованы территориальные отделы администрации округа. С широким кругом полномочий, в том числе в сфере содержания дорог, жилфонда, благоустройства. Часть теротделов получила статус юридических лиц.  Так что власть на территориях осталась. Еще раз напомню, что подобная система управления была у нас в Архангельской области в начале двухтысячных. 

С другой стороны, всем муниципальным служащим, попавшим под сокращение, регион предложил пройти программу переподготовки за счет средств краевой казны. Кстати, вся экономия от сокращения расходов на содержание администраций поселений осталась в муниципальном округе. Кроме того, региональная власть удвоила эту сумму, чтобы муниципальные округа могли направить ее на развитие территории. Словом, в Пермском крае было что посмотреть. Думаю, что опыт пермяков будет полезен нашему региону при формировании необходимой нормативно-правовой базы. 

— В Архангельской области активно развивается тосовское движение. На ваш взгляд, усилится ли роль и значение ТОСов в муниципальном округе? 

— Думаю, да. Напомню, что ТОС является одной из форм участия населения в местном самоуправлении. Перспективной становится идея создания на территориях бывших поселений объединений ТОС, в том числе со статусом некоммерческих организаций, способных организовать системный диалог между местной властью и жителями, проживающими на территории, закрепленной за ТОСами.  Учитывая, что представительный орган останется только на уровне муниципального округа, это было бы серьезным усилением роли ТОСов во взаимодействии с органами власти. 

К тому же, 131-й закон дает право ТОСам выполнять и ряд полномочий муниципального образования – но только в том случае, если они зарегистрированы как юрлица. У нас есть примеры по НАО, когда ТОС в качестве некоммерческой организации брал на себя по соглашению ряд полномочий поселений. Такие примеры есть и в других субъектах. Так что  для ТОСов тоже есть возможности для развития. 

Думаю, что реформа даст возможность по-новому взглянуть на еще один институт местного самоуправления – на сельских старост. У нас в области закон о сельских старостах был принят в прошлом году, но он пока практически не действует. 

— Как вы думаете, когда в нашей области начнется процесс объединения районов и поселений в муниципальные округа?  

— У нас есть время – переходный период установлен до 2025 года. Но я не исключаю, что в ряде муниципальных районов Архангельской области, в которых к этим изменениям готовы в наибольшей степени, инициатива по объединению поселений в муниципальный округ будет вынесена на обсуждение уже в следующем году.  

— А мнение населения будет учтено? 

— Безусловно. Это четко определено в федеральном законодательстве. Тот опыт, который сегодня имеется в других российских субъектах, показывает, что органам местного самоуправления перед принятием решения необходимо провести с населением как серьезную разъяснительную работу по планируемым преобразованиям, так и широкое обсуждение предложений по дальнейшему развитию территорий. Именно в муниципалитетах принимается решение объединяться или нет. А задача региональной власти, еще раз подчеркну, — делать такого рода преобразования взвешенно, учитывая опыт других субъектов и определяя при этом главный приоритет – интересы жителей Архангельской области. 

Беседовал Иван Дотошный 

Поделиться
41806