24 июля 2019

За что отвечают администрации районов и городов?

К новым обязанностям готовятся все муниципалитеты

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся четыре главных аспекта: создание и содержание контейнерных площадок; определение схемы их размещения и ведение реестра; формирование экологической культуры и ликвидация несанкционированных свалок. На одном из заседаний координационного совета представительных органов муниципальных образований Архангельской области главам было рекомендовано предельно серьезно отнестись к этим составляющим реформы.

Как напомнил министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик, более года назад министерство и ООО «ЭкоЦентр» подписали соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. С тех пор в регионе выявлено 4896 мест накопления отходов вместо ранее озвучивавшейся цифры 3327. Причина – несоответствие сведений, содержавшихся в старом варианте территориальной схемы по обращению с ТКО, и результатов инвентаризации. Кроме того, не учитывалась сезонность потоков вывозимого мусора, обнаружен ряд других нестыковок. Поэтому возникла необходимость переработать документ и утвердить его в окончательном виде. После обсуждения новой территориальной схемы будет утвержден тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

В области сегодня организовано пять тысяч контейнерных площадок для сбора мусора, необходимо обустроить еще семь тысяч. Их общая стоимость составляет 240 миллионов рублей. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз, то есть по федеральному законодательству обустройством и содержанием площадок он заниматься не должен. Управляющие компании тоже выведены из этой сферы деятельности, вся ответственность возложена на муниципалитеты. Частично решить эту проблему поможет областная казна – строительство будет осуществляться на основе софинансирования с местными бюджетами.

Кроме того, определены пилотные территории по внедрению системы раздельного сбора отходов (РСО). Это Архангельск. Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма. Раздельный сбор также станет осуществляться в школах, детских садах и социальных учреждениях области. Будут организованы пункты при-
ема вторсырья.

Председатель комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству, координатор проекта «Чистая страна» Виктор Заря охарактеризовал ситуацию в сфере обращения с ТКО и пути ее решения:

– Необходимо выполнять то, что прописано в законах. В первую очередь нам нужно заниматься проблемой обращения с ТКО, которая непосредственно коснется наших граждан. Надо как можно быстрее начать работу именно с ними. Потому что вопросы появятся очень быстро.

По словам депутата, самая главная проблема касается обустройства контейнерных площадок. Например, в областном центре не готова даже половина из них. Администрация города разработала свой вариант размещения мест сбора и накопления ТКО: жителям многоквартирных домов предлагается самостоятельно выбрать место для своей площадки, проголосовать на общем собрании собственников и содержать площадки за свой счет.

– Пока мне непонятна позиция муниципальной власти. Она не должна уходить в сторону и оставлять наших собственников, жителей один на один с этой проблемой. Здесь будет проводиться большая работа, будут санкции в случае невыполнения, – отметил Виктор Николаевич.

В ходе дискуссии также был поднят вопрос использования вторсырья. Как пояснил зампред правительства области Евгений Фоменко, в Котласе строится завод по переработке макулатуры, проектная мощность которого позволит принимать 190 тонн в сутки – это закроет вопрос переработки бумажного вторсырья в регионе. Стекло, вероятнее всего, будет вывозиться в другие регионы. Что касается пластика, то, видимо, с этой разновидностью ТКО будут работать на территории Архангельской агломерации.

Что заботит сегодня муниципалов? Отсутствие утвержденных тарифов на вывоз ТКО, из-за чего муниципалитеты будут испытывать сложности с формированием бюджета на следующий год. Нехватка специализированной техники для содержания площадок – на этом заострила внимание глава Холмогорского районного Собрания депутатов Римма Томилова. Кроме того, привлекая подрядчиков в отдаленных районах, регоператор неминуемо столкнется с отсутствием у малого бизнеса необходимого автотранспорта.

Спикер Северодвинского горсовета Михаил Старожилов обеспокоен тем, что возле многоэтажек, имеющих мусоропроводы, отсутствуют оборудованные контейнерные площадки. Мест для контейнеров не предусмотрено. Регоператор не будет заниматься сбором отходов в домах, а управляющие компании должны исключить расходы на вывоз ТКО из платы за содержание. Должно быть больше разъяснительной работы с населением, что в условиях роста протестных настроений в этой сфере особенно актуально, считает он. Кроме того, требует решения вопрос с утилизацией промышленных отходов северодвинских предприятий.

Коснулся в своем выступлении протестных акций и председатель Приморского районного Собрания депутатов. Александр Авилов отметил, что место размещения межмуниципального полигона на тридцатом километре трассы М-8 соответствует 15 из 16 необходимых критериев, но и последний (перевод лесов из одной категории в другую) может быть урегулирован. Однако ситуация продолжает нагнетаться, занимаются этим в основном жители Архангельска и Северодвинска, приезжающие в Катунино (наиболее близкий к площадке под будущий полигон населенный пункт). Александр Николаевич призвал коллег объяснять людям ситуацию, разговаривать с ними, убеждать в необходимости и целесообразности выбранного решения.

– Людей тема волнует, но большинство глав на нее не откликаются, – резюмировал заместитель председателя облсобрания Игорь Чесноков.

За что отвечают администрации районов и городов?

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся четыре главных аспекта: создание и содержание контейнерных площадок; определение схемы их размещения и ведение реестра; формирование экологической культуры и ликвидация несанкционированных свалок. На одном из заседаний координационного совета представительных органов муниципальных образований Архангельской области главам было рекомендовано предельно серьезно отнестись к этим составляющим реформы.

Как напомнил министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик, более года назад министерство и ООО «ЭкоЦентр» подписали соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. С тех пор в регионе выявлено 4896 мест накопления отходов вместо ранее озвучивавшейся цифры 3327. Причина – несоответствие сведений, содержавшихся в старом варианте территориальной схемы по обращению с ТКО, и результатов инвентаризации. Кроме того, не учитывалась сезонность потоков вывозимого мусора, обнаружен ряд других нестыковок. Поэтому возникла необходимость переработать документ и утвердить его в окончательном виде. После обсуждения новой территориальной схемы будет утвержден тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

В области сегодня организовано пять тысяч контейнерных площадок для сбора мусора, необходимо обустроить еще семь тысяч. Их общая стоимость составляет 240 миллионов рублей. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз, то есть по федеральному законодательству обустройством и содержанием площадок он заниматься не должен. Управляющие компании тоже выведены из этой сферы деятельности, вся ответственность возложена на муниципалитеты. Частично решить эту проблему поможет областная казна – строительство будет осуществляться на основе софинансирования с местными бюджетами.

Кроме того, определены пилотные территории по внедрению системы раздельного сбора отходов (РСО). Это Архангельск. Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма. Раздельный сбор также станет осуществляться в школах, детских садах и социальных учреждениях области. Будут организованы пункты при-
ема вторсырья.

Председатель комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству, координатор проекта «Чистая страна» Виктор Заря охарактеризовал ситуацию в сфере обращения с ТКО и пути ее решения:

– Необходимо выполнять то, что прописано в законах. В первую очередь нам нужно заниматься проблемой обращения с ТКО, которая непосредственно коснется наших граждан. Надо как можно быстрее начать работу именно с ними. Потому что вопросы появятся очень быстро.

По словам депутата, самая главная проблема касается обустройства контейнерных площадок. Например, в областном центре не готова даже половина из них. Администрация города разработала свой вариант размещения мест сбора и накопления ТКО: жителям многоквартирных домов предлагается самостоятельно выбрать место для своей площадки, проголосовать на общем собрании собственников и содержать площадки за свой счет.

– Пока мне непонятна позиция муниципальной власти. Она не должна уходить в сторону и оставлять наших собственников, жителей один на один с этой проблемой. Здесь будет проводиться большая работа, будут санкции в случае невыполнения, – отметил Виктор Николаевич.

В ходе дискуссии также был поднят вопрос использования вторсырья. Как пояснил зампред правительства области Евгений Фоменко, в Котласе строится завод по переработке макулатуры, проектная мощность которого позволит принимать 190 тонн в сутки – это закроет вопрос переработки бумажного вторсырья в регионе. Стекло, вероятнее всего, будет вывозиться в другие регионы. Что касается пластика, то, видимо, с этой разновидностью ТКО будут работать на территории Архангельской агломерации.

Что заботит сегодня муниципалов? Отсутствие утвержденных тарифов на вывоз ТКО, из-за чего муниципалитеты будут испытывать сложности с формированием бюджета на следующий год. Нехватка специализированной техники для содержания площадок – на этом заострила внимание глава Холмогорского районного Собрания депутатов Римма Томилова. Кроме того, привлекая подрядчиков в отдаленных районах, регоператор неминуемо столкнется с отсутствием у малого бизнеса необходимого автотранспорта.

Спикер Северодвинского горсовета Михаил Старожилов обеспокоен тем, что возле многоэтажек, имеющих мусоропроводы, отсутствуют оборудованные контейнерные площадки. Мест для контейнеров не предусмотрено. Регоператор не будет заниматься сбором отходов в домах, а управляющие компании должны исключить расходы на вывоз ТКО из платы за содержание. Должно быть больше разъяснительной работы с населением, что в условиях роста протестных настроений в этой сфере особенно актуально, считает он. Кроме того, требует решения вопрос с утилизацией промышленных отходов северодвинских предприятий.

Коснулся в своем выступлении протестных акций и председатель Приморского районного Собрания депутатов. Александр Авилов отметил, что место размещения межмуниципального полигона на тридцатом километре трассы М-8 соответствует 15 из 16 необходимых критериев, но и последний (перевод лесов из одной категории в другую) может быть урегулирован. Однако ситуация продолжает нагнетаться, занимаются этим в основном жители Архангельска и Северодвинска, приезжающие в Катунино (наиболее близкий к площадке под будущий полигон населенный пункт). Александр Николаевич призвал коллег объяснять людям ситуацию, разговаривать с ними, убеждать в необходимости и целесообразности выбранного решения.

– Людей тема волнует, но большинство глав на нее не откликаются, – резюмировал заместитель председателя облсобрания Игорь Чесноков.

Поделиться
39041