7 октября 2022

Высшему педагогическому образованию на Севере 90 лет

Архангельская область всегда славилась высоким уровнем педагогического образования. Расцвет пединститута пришелся на 1960–1980-е годы, когда ректором был Георгий Фруменков – харизматичный эрудит, историк, про которого говорят, что он буквально жил вузом. Тот же вектор продолжали и его последователи на этом посту Анатолий Куратов, Владимир Булатов.

Высшему педагогическому образованию на Севере 90 лет

Этот период памятен многим северянам, выпускники тех лет составляют костяк архангельской системы образования и стоят за успехами сегодняшних школьников. А что было раньше, с чего начиналась история кузницы педагогических кадров?

Что в аттестате Иоанна Кронштадтского?

В музее истории САФУ подготовили выставку, приуроченную к юбилейной дате. Старые фотографии, приказы на пожелтевшей от времени бумаги, сохранившие детали учебного процесса тех времен, множество других экспонатов расскажут об истоках педагогического образования.

– До революции профессию учителя получали в разных учебных заведениях. Например, по окончании семи классов гимназии выпускница могла остаться еще на год в дополнительном педклассе и, сдав экзамены, стать домашним учителем, – рассказывает директор музея истории САФУ Наталья Шулакова. – Можно было преподавать и после окончания профильного факультета в университете. В Архангельске работало много выпускников Санкт-Петербургского и Юрьевского университетов. Еще в начале 1910-х годов в здании духовной семинарии можно было учиться не только для того, чтобы стать церковнослужителем, но и получить гражданскую профессию учителя. Кстати, насколько широк был кругозор выпускников духовной семинарии, можно представить по аттестату Иоанна Кронштадтского, он станет одним из экспонатов выставки. В нем перечислены такие предметы, как физика, психология, биология, сельское хозяйство.

После революции именно на базе духовной семинарии (здание, библиотека, учебное оборудование) началось становление педагогического образования. До 1920 года продолжала работать учительская семинария, с 1920 по 1922-й вместо нее появился Практический институт народного образования (ПИНО), с 1923 по 1930-й – педтехникум.

Но для молодого Советского государства, взявшего курс на всеобщую грамотность, этого не хватало. В 1932 году первых студентов набрал Архангельский вечерний педагогический институт (с 1938-го он стал называться Архангельский государственный педагогический институт). Начиналось все с четырех отделений: истории, русского языка и литературы, физики, биологии. Профессия педагога в то время была не очень популярна, даже возникали проблемы с набором студентов и преподавателей для них.

В первом выпуске 1936 года было всего 57 человек. Сохранилась не только их классическая выпускная фотография, но и отдельный кадр из фотоателье – восемь человек, лучшие из лучших.

– Этот снимок ранее не демонстрировался, он из коллекции Александра Ивановича Сидорова, передан на выставку директором Северного морского музея Евгением Тенетовым, – поясняет Наталья Михайловна. – Восемь отличников, окончивших институт с дипломом первой степени, поощрили за успехи в учебе в том числе таким вот памятным фотоснимком. Интересно, что выпускники – это люди разных возрастов, не только молодежь. Один из них по фамилии Ворохов, например, пошел получать педагогическое образование, уже будучи преподавателем истории. Причем он поступал одновременно со своей выпускницей-десятиклассницей.

Источник фото

Педвуз – это не какие-то курсы!

Сначала пристанищем педвуза стало здание на пересечении набережной Северной Двины и улицы Суворова, в бывшей Ольгинской гимназии. Там он занимал всего несколько комнат, причем делил их с другими организациями – учиться приходилось в третью смену. Первый директор института Евфалия Васильева долго добивалась расширения помещений.

В Госархиве сохранились ее обращения в различные инстанции, в которых сквозит неприкрытая обида за отношение к педвузу как к каким-то курсам… В одном из заявлений она просит прикрепить их к АЛТИ, у которого нет проблем с помещениями и учебными пособиями. Проблема решилась только в 1939 году, пединститут переехал в здание бывшей семинарии на проспекте Ломоносова. Евфалия Васильева это событие уже не застала. Во главе института она стояла недолго, за период с 1932 по 1940 год там сменилось четыре директора.

Интересно, что с 1939 года в Архангельске параллельно существовали педагогический и учительский институты – второй открылся при АГПИ, учились в нем два года вместо четырех. Одни и те же преподаватели, предметы, но учебный план сокращен. После окончания учительского института выпускники получали право работать в школе-семилетке.

– Учительский институт существовал до конца 1950-х, а семилетнее обучение в советской школе было самым распространенным, – рассказывает Наталья Шулакова. – Иногда студенты, окончив учительский институт, оставались еще на год в педагогическом. Тогда они получали диплом, который давал возможность преподавать в средних и высших учебных заведениях.

В годы Великой Отечественной войны учебный процесс в педагогическом институте не останавливался. Более того, в 1941 году открылся факультет иностранных языков – СССР начал сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции, в Архангельск пошли союзные конвои, и срочно требовались переводчики.

В послевоенное время в вуз активно поступали фронтовики, особенно много их было принято в 1947 году. Прием в 1949-м был увеличен с 400 до 450 человек, приняли же на первые курсы всех факультетов 353 человека (224 в педагогический и 129 в учительский институт). Самым многочисленным тогда оказался филологический факультет.

– Работая в архивах, мы нашли интересную историю тех времен. В личном деле студентки Ирины Яковлевны Ястребковой сохранились письма из ненецкой школы в поселке Индига, где она преподавала русский язык и литературу, – говорит директор музея истории САФУ. – В 1939 году она пишет в вуз: «Я, заочница факультета ЛиЯ, пишу Вам вторично об одном и том же. Прошу выслать мне недостающую литературу… Прошу обязательно вызвать на зимнюю сессию, хотя и далеко, но возможность есть… Не знаю, почему вы ничего не отвечаете, отмалчиваетесь. Я очень хочу учиться. Вышеуказанных пособий взять мне негде, находясь в тундровой обстановке. Прошу помогать. Не забывайте, хотя и далеко. Высылайте быстрее, пока ходят пароходы. Прошу ответить, я не отстану до тех пор, пока не получу что-либо». Последнее ее письмо датировано 24 июля 1941 года: «…На летнюю сессию не явилась: нет до сих пор навигации на Индигу. Это письмо пойдет с первым пароходом. Сейчас готовлю школу к новому учебному году. Очень прошу выслать мне следующую литературу…» Мы стали выяснять ее судьбу. Оказалось, что девушка всю войну работала в школе директором. В 1948 году она снова поступила в институт, окончила его и стала директором школы в Неси, работала там более 30 лет. Нам удалось разыскать ее дочь. Она прислала нам фото и трудовую книжку мамы.

Ректоры: от именитых до забытых

С конца 1950-х вуз стал расцветать. Появлялись новые факультеты, расширялся спектр специальностей, увеличивался прием студентов, возникали свои научные школы. В 1957-м, в год двадцатипятилетия, пединституту было присвоено имя М. В. Ломоносова.

В 1962 году ректором АГПИ стал Георгий Фруменков, он возглавлял вуз 18 лет. Он лично участвовал в налаживании эффективной системы распределения учителей по области – учебные планы вуза, специальности менялись в зависимости от потребности школ региона. Самые многочисленные выпуски учителей пришлись именно на время Фруменкова.

При нем были построены новые учебные корпуса, открыты два благоустроенных общежития. Сам ректор не ограничивался руководством: он первым в истории АГПИ защитил докторскую диссертацию. А уж сколько издано и переиздано его книг по истории края, вышло его статей в газетах, сколько интервью и радиоэфиров… Он был одним из главных участников подготовки 400-летнего юбилея Архангельска. Заслуги Георгия Фруменкова отмечены званием «Почетный гражданин города Архангельска».

На выставке будет представлен весь ректорский состав за 90 лет. Имена Георгия Фруменкова, Анатолия Куратова, Владимира Булатова у всех на слуху. Это и понятно: они историки, масштабные личности, многое сделали для региона. Их время ближе к нам, многие помнят их лично. Авторам выставки удалось заглянуть в более далекое прошлое. В архиве обнаружилось упоминание о неизвестном доныне руководителе пединститута Алексее Ивановиче Оксове. По нему сохранился один-единственный документ, его покажут на выставке. Оксов был директором института недолго, в конце 1930-х.

– Еще хотелось бы отметить Алексея Ивановича Климова, кандидата географических наук, он возглавлял вуз в 1951–1956 годах. Предметы из коллекции этого забытого ректора мы обязательно покажем на выставке. Год назад мы начали общаться с его потомками, получили аудиозапись воспоминаний Алексея Ивановича. В Архангельск он приезжал с семьей, у него было пятеро детей. И его наследники тепло вспоминают наш город. Они поделились интересным эпизодом. На Новый год Климов организовывал у себя в квартире елку для детей сотрудников. Устраивался концерт, дарили подарки, – говорит Наталья Шулакова. – Время выбирает своего лидера. В этом смысле первый директор педвуза Евфалия Васильева с ее порой беспощадными распоряжениями, частой неопытностью руководителя и революционным запалом – характерный руководитель начала 1930-х. А Владимир Булатов с его неиссякаемой энергией и бесконечными планами реформ – типичный и все-таки редкий персонаж времен перестройки. Роль каждого из них трудно переоценить – и на этапах становления вуза, и на пути превращения провинциального пединститута в международный университет.

Наталья Сенчукова, фото из коллекции Музея истории САФУ

Поделиться
134179