Выборы главы Архангельска: как это будет?

На 15 октября назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО «Город Архангельск». Мы побеседовали с председателем городской Думы Валентиной Сыровой о процедуре приема документов и требованиях, которые предъявляются к претендентам на этот высокий пост, и о том, каким, по мнению депутатов, должен быть идеальный глава города.


— Дата проведения внеочередной сессии гордумы была выбрана неслучайно: решение о назначении конкурса принимается за 90 календарных дней до окончания срока, на который был избран глава муниципального образования, а Игорь Годзиш приступил к исполнению своих обязанностей 4 декабря 2015 года, — рассказала Валентина Сырова. – После опубликования решения в официальных средствах массовой информации в течение 21 дня, то есть до 29 сентября включительно, претенденты могут подать заявления и необходимые документы. В конкурсе может принять участие любой житель РФ старше 21 года.

В ходе сессии депутаты определили, что от представительного органа муниципального образования в конкурсную комиссию войдут депутаты Дмитрий Акишев (независимый депутат), Сергей Малиновский («Единая Россия»), Александр Петухов (КПРФ), Мария Харченко (ЛДПР).

Согласно действующему законодательству, всего в комиссии будет восемь членов – еще четыре кандидатуры будут внесены губернатором Архангельской области.

Комиссия  должна будет избрать председателя и заместителя и провести непосредственно конкурс. Срок две недели между окончанием приема документов и датой прохождения конкурса необходим для того, чтобы проверить документы претендентов, отправить запросы во все необходимые инстанции и получить ответы.

Затем депутаты  на сессии не позднее 30 календарных дней со дня завершения конкурса  проголосуют за того, кто, по их мнению, достоин руководить городом на протяжении следующих пяти лет. 

Нужно отметить, что список документов, которые потенциальные градоначальники должны предоставить в конкурсную комиссию, состоит из  двенадцати обязательных пунктов и  четырех необязательных, которые предоставляются по желанию каждого конкретного претендента.
 
Из обязательных — личное заявление о допуске к участию в конкурсе,  согласие на обработку персональных данных, а также собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации», с приложением фотографии форматом 4 x 6 см, выполненной на матовой бумаге в черно-белом изображении.

Необходима также копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс) и копия трудовой книжки, заверенная нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке.

В наличии у кандидата должны быть копии документов об образовании и  квалификации, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), а также документы воинского учета.

Предполагается, что претендент должен быть здоров, а подтвердить это сможет заключение медицинского учреждения по форме  № 001-ГС/у об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н.

Две позиции в списке обязательных документов касаются государственной тайны. Претендент на должность главы МО «Город Архангельск» должен предоставить в конкурсную комиссию согласие на прохождение процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а также собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Комиссия потребует от претендента также копию свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации,  справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданную  МВД РФ или его территориальными органами, а также  информацию о наличии (отсутствии) обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Это все, что касается обязательных к предоставлению документов.  Есть и дополнительный список, который каждый желающий  принять участие в конкурсе вправе представить в конкурсную комиссию.

К необязательным  относятся  копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенных нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), а также документы, характеризующие профессиональную подготовку и личные качества кандидата.

Отдельно оговаривается в требованиях к документам пункт о программе кандидата по развитию муниципального образования. Напомним, что именно этот пункт вызвал наиболее активное обсуждение у депутатов. Так, представители КПРФ настаивали на том, чтобы предоставление такой программы стало обязательным.

В том случае, если претендент на пост градоначальника все же решит, что он хотел бы рассказать городу и миру о своих взглядах на проблемы и перспективы Архангельска, он может в произвольной форме изложить оценку текущего социально-экономического состояния города,  описать основные проблемы развития и комплекс предлагаемых мер по их решению. Желательно также указать сроки, ресурсное обеспечение и механизмы реализации программы. И все это необходимо вместить в документ до 15 страниц машинописного текста.

В соответствии с законодательством определены и методы оценки кандидатов: тестирование, собеседование, оценка программ, представленных кандидатами по желанию.

— Большинство депутатов не поддержало предложение об обязательном опубликовании представленных программ, и я разделяю эту позицию, — прокомментировала итоги  голосования на сентябрьской сессии Валентина Сырова. – Действующим законодательством она не предусмотрена,  но у желающих побольше рассказать  о себе и своем видении проблем и перспектив такая возможность будет. Любой претендент вправе разработать и принести собственную программу.

Валентина Сырова, председатель Архангельской городской Думы:

— За минувшие пять лет депутаты совместно с администрацией выбрали путь, по которому можно и нужно идти дальше и развиваться. Объективно за эти годы город стал и чище, и ухоженнее.

Конечно, проблемы, связанные в первую очередь с аварийным жилым фондом, до конца решить не удалось, но здесь без федеральной помощи обойтись будет просто-напросто невозможно. Претензии можно предъявить к деятельности любого человека, тем более руководителя города. Однако я считаю, что каждый из наших градоначальников пытался принести пользу городу и его жителям.

С Игорем Викторовичем депутатскому корпусу было легко работать, мы достаточно часто встречались и обсуждали наиболее острые моменты. Нужно понимать, что в городской Думе тридцать депутатов, каждый отстаивает интересы своего избирательного округа, а проблем много как в центре, так и на отдаленных территориях. Естественно, что возможностей муниципального бюджета на все наши пожелания просто не хватало, особенно с учетом того, что в последние годы Архангельск активно участвовал в софинансировании федеральных программ по строительству школ, детских садов, расселению ветхого и аварийного жилья, ремонту дорог.  Мы прекрасно понимаем, что построить эти объекты –  только половина дела, в дальнейшем их нужно содержать, обслуживать и развивать. Это будет серьезная нагрузка на муниципальный бюджет, поэтому мы рассчитываем на поддержку регионального бюджета.

В этом году по предложению главы региона Александра Цыбульского Архангельску дополнительно  выделили значительные средства на ремонт дорог, за что ему, безусловно, огромная благодарность от имени всех горожан. Но на контрасте сразу всплыла проблема состояния внутридворовых проездов и территорий. За счет собственных средств мы можем в год ремонтировать только около восьми дворов, а потребность намного больше. Еще одна проблема – пришедшие в негодность тротуары, которые в отдельных местах до сих пор деревянные. У нас красивый город, зеленый, огромные дворовые территории, но, к сожалению, неухоженные. Их нужно как можно быстрее приводить в соответствие, необходимо найти компромисс между интересами автолюбителей и остальных жителей. И это, на мой взгляд, станет одной из самых главных (и самых сложных) задач для будущего главы города.

Если сказать абсолютно честно, то я искренне не завидую человеку, который взвалит на себя этот груз ответственности. Порой даже хочется выступить с предостережением, чтобы потенциальные кандидаты на этот пост внимательно оценивали свои силы.

Мое мнение, что главой города должен быть достойный и грамотный человек, в меньшей степени политик, в большей – технарь. Его главные задачи —  ежедневная и ежечасная работа на благо города, его развитие. При этом не должно быть никаких конфликтов ни с региональной властью, ни с муниципальными депутатами,  ведь только все вместе, объединив усилия, мы сможем сделать наш город красивым и удобным для жизни.

Поэтому мы ждем подачи на конкурс заявлений от людей, которые готовы работать на благо Архангельска, знают проблемы города и видят пути их решения. Представляйте свои программы, идеи, доказывайте, что вы лучшие. В ваших силах сделать город таким, каким вы его хотите видеть! 

Алексей Новиков

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 17 сентября 2020 г.