16 января 2018

Вся сила в людях

Конституционный суд России постановил начислять так называемые «северные» надбавки сверх минимального размера оплаты труда. Конституционный суд пришел к выводу, что географическое расположение страны обязывает учитывать негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций. С обсуждения этого вопроса началась встреча с гостем редакции «Газеты Архангельск» министром образования Архангельской области Сергеем Александровичем Котловым.

– Сергей Александрович, сегодня активно обсуждается установка минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума с дополнительным начислением на него северных надбавок. Как министерство образования готовится к этим изменениям, ведь это приведет к значительному росту фонда оплаты труда и существенным нагрузкам на бюджет?

– Решение Конституционного суда принято и подлежит обязательному исполнению. У нас нет права отклоняться от исполнения этой нормы, Конституционный суд все расставил по своим местам, определил достаточно внятно – северные должны начисляться к минимальному размеру оплаты труда. Теперь для нас это закон, и мы будем его исполнять.

На сегодняшний день мы совместно с министерством финансов спрогнозировали дополнительные затраты, которые необходимы будут в 2018 году для исполнения этого решения.

Подводя итоги 2017-го, могу с уверенностью сказать, что майские указы Президента России выполнены. В этом году мы дополнительно предусмотрели средства из регионального бюджета. Эти деньги министерство образования выделило для исполнения указов президента. Все средства в начале декабря мы довели до муниципалитетов и госучреждений.

– Исходя из ваших слов, в части уровня заработной платы в следующем году ухудшений не будет?

– На 2018-й тот уровень зарплат педагогов, который мы прогнозировали, нам подтвердили. 2018-й по бюджету системы образования, несомненно, лучше 2017-го.

Если говорить в общем, то мы дополнительно получили около одного миллиарда рублей, будут проиндексированы зарплаты всех работников образования, как педагогов, так и обслуживающего персонала, прочих работников. Сегодня средний уровень зарплаты педагогов в сфере общего образования спрогнозирован на уровне 37 тысяч рублей.

– На самом деле достаточно привлекательная заработная плата…

– Это неплохая заработная плата при выполнении всех необходимых показателей…

– И все же при таком уровне заработной платы в большинстве школ существует кадровая проблема… Насколько остра она для всей системы образования Архангельской области?

– На сегодняшний день кадровая проблема не патовая для региона. Сложности, конечно, остаются. Но это последствия провала девяностых-двухтысячных годов, когда было непопулярно идти работать в систему образования, поэтому кадровую яму нам сегодня приходится поэтапно закрывать.

Могу с уверенностью сказать, что сегодня динамика по привлечению кадров положительная. В прошлом году мы приняли 282 молодых педагога. В этом году – уже 296. Прирост налицо, хотя есть еще пять-семь профессий, в которых у нас имеются вакансии: это учителя иностранных языков, русского языка и литературы, математики, физики и химии.

Убежден, что педагог – это призвание и не каждому дано быть учителем. Это хорошо, в профессии остаются действительно лучшие. Здесь нет случайных людей.

Вместе с этим следует говорить о том, что сегодня уровень подготовки педагогов в высших учебных заведениях снижается. В свое время, когда я получал педагогическое образование, в вузе преподавали педагогику и методику два года, был значительный объем практики в школе. Сегодня на эти дисциплины выделяется гораздо меньше часов. Практики и того меньше.

arh51 1 17 13 f5b50

Восемь школ Поморья вошли в топ лучших учебных заведений России. Среди них архангельская гимназия № 6. Фото: dvinanews.ru

А вот уровень подготовки в наших педагогических колледжах остается стабильно высоким. Так же в подготовке молодых кадров большая роль сегодня отводится директорам и педагогам. Я благодарен тем руководителям школ, которые подхватывают ребят на втором курсе и готовят учителей для себя. Большинство молодых педагогов, приходящих в школу, еще во время учебы начинали работать. В школах неплохо развито наставничество, молодых педагогов сопровождают опытные учителя, заместители директора, а порой и сам руководитель.

Еще один немаловажный фактор, позволяющий решать кадровую проблему, – создание условий работы для молодых педагогов, как в самих школах, так и на уровне муниципалитетов. Со стороны местных администраций это жилье, формирование социальных условий, предоставление места для ребенка в детском саду. Все это должно быть, в противном случае нам не удержать молодых педагогов. Особенно остро эта проблема стоит в сельских школах. Это целая система в работе по привлечению молодых специалистов, и школа одна сама ничего не сделает, нужна помощь муниципалитета. Такие вопросы должны решаться всем миром.

– Существует еще один важный фактор, это то, в каких условиях работают педагоги. Как в Архангельской области в целом обстоит ситуация с ремонтом действующих образовательных учреждений и строительством новых?

– Государственные и региональные программы по модернизации системы образования в последние годы значительно поддержали наши школы и детские сады.

Строились и продолжают строиться образовательные учреждения, неплохо подкреплена материально-техническая база, обновлялась мебель, приобреталась новая компьютерная техника. Сегодня во всех школах Поморья есть на чем учить, как учить и кому учить. Более того, в 2018-м в бюджете Архангельской области заложено порядка 176 миллионов рублей на приобретение и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Впервые все школы получат средства на приобретение учебно-методической литературы, техническое оснащение средств обучения.

Программа строительства школ продолжает действовать. Регион в 2017 году на свои средства продолжил строить несколько школ: в Красноборском районе завершаются отделочные чистовые работы, началось строительство школы в Ерцево – там школа была нужна очень давно. Также планируем начать строительство еще трех объектов. В течение трех лет ожидаем поступления одного миллиарда 100 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство новых школ. Архангельская область в этой федеральной программе занимает уверенные позиции.

Что касается детских садов, то в областной инвестиционный программе прописано три объекта: Турдеевск, Катунино и Майская Горка. Строительство дошкольных учреждений уже начато и будет обязательно продолжено.

На сегодня более важно то, что и Президент России, и федеральное правительство, и профильное министерство дают нам понять, что в стране вновь начнет реализовываться программа по строительству детских садов. То есть та программа, которая была завершена два года назад и по которой в Архангельской области построено 34 новых детских сада, возвращается. В этот раз акцент будет делаться на ясельных группах. Мы на сегодняшний день уже мониторим все детские сады, все свободные земли во всех муниципальных образованиях, готовимся к старту этой программы. Ведь потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях сумасшедшая. Так, только в Архангельске необходимо около 5000 мест. Стоит отметить, что за несколько последних лет очередь в областном центре сократилась на 8000 детей, мы будем наращивать темпы по ее сокращению.

– На систему дополнительного образования пока что только начали обращать внимание, в районах идет сокращение центров дополнительного образования, это первая проблема. Вторая – недостаточное материально-техническое оснащение…

– Первая упомянутая вами проблема во многом связана с тем, что в регионе стали активно строить и пускать в эксплуатацию новые образовательные объекты – школы и детские сады. И все бремя их содержания легло на местные бюджеты, которые в большинстве случаев оказались не готовы к таким тратам. Главы муниципальных образований начали искать варианты и стали уводить учреждения дополнительного образования под школы, то есть ликвидируют центр как юридическое лицо и вводят в состав общеобразовательного учреждения. Таким образом, всю полноту ответственности они перекладывают на региональную субвенцию – они перенесли всю тяжесть расходов на плечи областного бюджета. Мы это увидели и в этом году откорректировали такую практику.

По второму моменту скажу, что в районах у учреждений дополнительного образования много хороших друзей, которые помогают и педагогам, и воспитанникам, и творческим объединениям. В этом опять же большая роль отводится самим муниципалитетам – найти и объединить таких друзей.

– Вы сказали, что сегодня не хватает учителей-языковедов, а также математиков и физиков. А какие специалисты будут востребованы в системе образования лет через десять?

– Думаю, стоит говорить не о конкретных направлениях, а о квалификации педагогов. Несомненно, время требует наличия новых компетенций от наставников. В качестве примера могу привести новации в области итоговой аттестации выпускников – с этого года все материалы и бланки заданий доставляются в электронном виде, бумажные пакеты с материалами канули в Лету. Тенденция к информатизации образования будет продолжаться, значит, новые навыки предстоит осваивать и педагогам.

Конечно же, постоянно будут востребованы учителя иностранных языков, а также математики, физики, поскольку технари будут нужны всегда, особенно в рамках стратегии развития Архангельской области.

arh51 1 17 16 4efae

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии пройдет в Архангельске с 29 марта по 4 апреля 2018 года. Фото: dvinanews.ru

Отмечу, что Архангельская область стала одним из пяти пилотных российских регионов, в которых со следующего года начнется реализация международной программы укрепления системы среднего профессионального образования. В ходе реализации проекта специальные обучающие программы пройдут руководители, их заместители и другие управленцы, работающие в техникумах и колледжах Архангельской области. Планируется обучить около 60 человек.

Эта пилотная программа должна дать нам понимание того, сколько и каких специалистов готовить в перспективе, какие образовательные учреждения этим будут заниматься. Далее нам предстоит переписать программы. Это неизбежно приведет и к обновлению материально-технической базы.

– А насколько частный бизнес участвует в поддержании техникумов и колледжей в части подготовки специалистов для своих нужд?

– Если говорить о северодвинских предприятиях, то они активно участвуют в подготовке специалистов, ведь перед ними большие перспективы, в том числе и по освоению Арктики. Предприятия постоянно участвуют в материально-техническом оснащении техникумов, ребята на их базе проходят практику и работают на современном оборудовании.

А вот если перейти к районам, то там ситуация не такая радужная. Нам еще предстоит выстраивать взаимоотношения с бизнесом. Будь то малый, средний или крупный бизнес, мы должны понимать, какие запросы существуют на территории, какой бизнес есть и какие работники ему требуются.

У нас четкие планы по леспрому, мы понимаем, с кем разговаривать на эту тему. Важно, чтобы молодой человек не только получил диплом, но и смог трудоустроиться. Сегодня мы ждем от работодателей предложений по качеству и уровню подготовки специалистов.

Вторая потребность – это сама техника. Лесные предприятия, например, могли бы предоставить образовательному учреждению свое оборудование для практических занятий. Тем самым мы начнем готовить не только операторов техники, но и специалистов, способных ее обслуживать, ведь сегодня крупному бизнесу приходится обучать своих специалистов за рубежом. Наш профтех может стать таким образовательным техническим центром на месте, услугами которого могут пользоваться все предприятия. Мы предлагаем сосредоточить усилия в этом направлении, что даст государственную гарантию в подготовке необходимых специалистов. Я с уверенностью могу сказать, что наши профессиональные образовательные учреждения готовы работать в соответствии с этой стратегией. Теперь необходимо это увязать с потребностями работодателей.

Но наша стратегия не ограничивается только этим. Сегодня при некоторых школах существуют лесные классы, ученики которых уже сейчас должны понимать, что, получив аттестат, они гарантированно поступят на профильный факультет, получат базовый уровень специальной профессиональной подготовки и будут трудоустроены на наших предприятиях. Мы стремимся сформировать социальную линейку от школьной парты до конкретного рабочего места, чтобы молодой человек уже в 14 лет понимал перспективы своего трудоустройства здесь в регионе, в районе, в городе и на селе.

– Мы живем в цифровом мире, насколько сегодня учреждения образования Архангельской области обеспечены доступом к сети Интернет?

– Отмечу, что порядка 2–3 процентов территории Архангельской области не имеют возможности получить доступ к сети Интернет. В регионе есть населенные пункты и школы, которые совсем не охвачены Интернетом. Ликвидация цифрового неравенства – задача государственного уровня.

arh51 1 17 18 3a041

Робототехника становится одной из самых востребованных дисциплин в системе дополнительного образования Поморья. Фото: dvinanews.ru

Второе направление развития цифровых технологий связно с внедрением системы цифровой школы. 50 школ в области эту систему сейчас тестируют. Ее суть заключается в использовании новейших технологий преподавания тех или иных предметов, когда лучшие педагоги страны дистанционно ведут уроки, демонстрируя современные методики преподавания, ребята могут многократно возвращаться к этим урокам, просматривать, вновь и вновь использовать в своем обучении. Но мое мнение: в этой практике главное – не увлечься. Это всего лишь одна из хороших форм обучения.

– Сергей Александрович, вам довелось поработать и учителем, и директором школы, и главой района. Сегодня вы региональный министр – где сложнее, где интереснее работать?

– На самом деле сравнить деятельность директора, главы района и министра образования невозможно. В моем понимании все основано на отношении к своей работе.

Я считаю, что нужно серьезно и ответственно трудиться и свои обязанности выполнять честно, с полной самоотдачей, тогда любая работа будет по плечу. Опыт, полученный и в школе, и на уровне руководства муниципалитетом, – это хорошая практическая основа, которая помогает мне в новой должности.

– Вы командный игрок?

– Да, я командный и системный человек. И если говорить о моей команде, то ее сила в людях, в тех, кто каждый день входит в мастерские или классы, кто передает свои знания и опыт подрастающему поколению. Наши педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения, директора – сильные и правильные люди. С опорой на них у нас многое получится.

Вся сила в людях

– Сергей Александрович, сегодня активно обсуждается установка минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума с дополнительным начислением на него северных надбавок. Как министерство образования готовится к этим изменениям, ведь это приведет к значительному росту фонда оплаты труда и существенным нагрузкам на бюджет?

– Решение Конституционного суда принято и подлежит обязательному исполнению. У нас нет права отклоняться от исполнения этой нормы, Конституционный суд все расставил по своим местам, определил достаточно внятно – северные должны начисляться к минимальному размеру оплаты труда. Теперь для нас это закон, и мы будем его исполнять.

На сегодняшний день мы совместно с министерством финансов спрогнозировали дополнительные затраты, которые необходимы будут в 2018 году для исполнения этого решения.

Подводя итоги 2017-го, могу с уверенностью сказать, что майские указы Президента России выполнены. В этом году мы дополнительно предусмотрели средства из регионального бюджета. Эти деньги министерство образования выделило для исполнения указов президента. Все средства в начале декабря мы довели до муниципалитетов и госучреждений.

– Исходя из ваших слов, в части уровня заработной платы в следующем году ухудшений не будет?

– На 2018-й тот уровень зарплат педагогов, который мы прогнозировали, нам подтвердили. 2018-й по бюджету системы образования, несомненно, лучше 2017-го.

Если говорить в общем, то мы дополнительно получили около одного миллиарда рублей, будут проиндексированы зарплаты всех работников образования, как педагогов, так и обслуживающего персонала, прочих работников. Сегодня средний уровень зарплаты педагогов в сфере общего образования спрогнозирован на уровне 37 тысяч рублей.

– На самом деле достаточно привлекательная заработная плата…

– Это неплохая заработная плата при выполнении всех необходимых показателей…

– И все же при таком уровне заработной платы в большинстве школ существует кадровая проблема… Насколько остра она для всей системы образования Архангельской области?

– На сегодняшний день кадровая проблема не патовая для региона. Сложности, конечно, остаются. Но это последствия провала девяностых-двухтысячных годов, когда было непопулярно идти работать в систему образования, поэтому кадровую яму нам сегодня приходится поэтапно закрывать.

Могу с уверенностью сказать, что сегодня динамика по привлечению кадров положительная. В прошлом году мы приняли 282 молодых педагога. В этом году – уже 296. Прирост налицо, хотя есть еще пять-семь профессий, в которых у нас имеются вакансии: это учителя иностранных языков, русского языка и литературы, математики, физики и химии.

Убежден, что педагог – это призвание и не каждому дано быть учителем. Это хорошо, в профессии остаются действительно лучшие. Здесь нет случайных людей.

Вместе с этим следует говорить о том, что сегодня уровень подготовки педагогов в высших учебных заведениях снижается. В свое время, когда я получал педагогическое образование, в вузе преподавали педагогику и методику два года, был значительный объем практики в школе. Сегодня на эти дисциплины выделяется гораздо меньше часов. Практики и того меньше.

arh51 1 17 13 f5b50

Восемь школ Поморья вошли в топ лучших учебных заведений России. Среди них архангельская гимназия № 6. Фото: dvinanews.ru

А вот уровень подготовки в наших педагогических колледжах остается стабильно высоким. Так же в подготовке молодых кадров большая роль сегодня отводится директорам и педагогам. Я благодарен тем руководителям школ, которые подхватывают ребят на втором курсе и готовят учителей для себя. Большинство молодых педагогов, приходящих в школу, еще во время учебы начинали работать. В школах неплохо развито наставничество, молодых педагогов сопровождают опытные учителя, заместители директора, а порой и сам руководитель.

Еще один немаловажный фактор, позволяющий решать кадровую проблему, – создание условий работы для молодых педагогов, как в самих школах, так и на уровне муниципалитетов. Со стороны местных администраций это жилье, формирование социальных условий, предоставление места для ребенка в детском саду. Все это должно быть, в противном случае нам не удержать молодых педагогов. Особенно остро эта проблема стоит в сельских школах. Это целая система в работе по привлечению молодых специалистов, и школа одна сама ничего не сделает, нужна помощь муниципалитета. Такие вопросы должны решаться всем миром.

– Существует еще один важный фактор, это то, в каких условиях работают педагоги. Как в Архангельской области в целом обстоит ситуация с ремонтом действующих образовательных учреждений и строительством новых?

– Государственные и региональные программы по модернизации системы образования в последние годы значительно поддержали наши школы и детские сады.

Строились и продолжают строиться образовательные учреждения, неплохо подкреплена материально-техническая база, обновлялась мебель, приобреталась новая компьютерная техника. Сегодня во всех школах Поморья есть на чем учить, как учить и кому учить. Более того, в 2018-м в бюджете Архангельской области заложено порядка 176 миллионов рублей на приобретение и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Впервые все школы получат средства на приобретение учебно-методической литературы, техническое оснащение средств обучения.

Программа строительства школ продолжает действовать. Регион в 2017 году на свои средства продолжил строить несколько школ: в Красноборском районе завершаются отделочные чистовые работы, началось строительство школы в Ерцево – там школа была нужна очень давно. Также планируем начать строительство еще трех объектов. В течение трех лет ожидаем поступления одного миллиарда 100 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство новых школ. Архангельская область в этой федеральной программе занимает уверенные позиции.

Что касается детских садов, то в областной инвестиционный программе прописано три объекта: Турдеевск, Катунино и Майская Горка. Строительство дошкольных учреждений уже начато и будет обязательно продолжено.

На сегодня более важно то, что и Президент России, и федеральное правительство, и профильное министерство дают нам понять, что в стране вновь начнет реализовываться программа по строительству детских садов. То есть та программа, которая была завершена два года назад и по которой в Архангельской области построено 34 новых детских сада, возвращается. В этот раз акцент будет делаться на ясельных группах. Мы на сегодняшний день уже мониторим все детские сады, все свободные земли во всех муниципальных образованиях, готовимся к старту этой программы. Ведь потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях сумасшедшая. Так, только в Архангельске необходимо около 5000 мест. Стоит отметить, что за несколько последних лет очередь в областном центре сократилась на 8000 детей, мы будем наращивать темпы по ее сокращению.

– На систему дополнительного образования пока что только начали обращать внимание, в районах идет сокращение центров дополнительного образования, это первая проблема. Вторая – недостаточное материально-техническое оснащение…

– Первая упомянутая вами проблема во многом связана с тем, что в регионе стали активно строить и пускать в эксплуатацию новые образовательные объекты – школы и детские сады. И все бремя их содержания легло на местные бюджеты, которые в большинстве случаев оказались не готовы к таким тратам. Главы муниципальных образований начали искать варианты и стали уводить учреждения дополнительного образования под школы, то есть ликвидируют центр как юридическое лицо и вводят в состав общеобразовательного учреждения. Таким образом, всю полноту ответственности они перекладывают на региональную субвенцию – они перенесли всю тяжесть расходов на плечи областного бюджета. Мы это увидели и в этом году откорректировали такую практику.

По второму моменту скажу, что в районах у учреждений дополнительного образования много хороших друзей, которые помогают и педагогам, и воспитанникам, и творческим объединениям. В этом опять же большая роль отводится самим муниципалитетам – найти и объединить таких друзей.

– Вы сказали, что сегодня не хватает учителей-языковедов, а также математиков и физиков. А какие специалисты будут востребованы в системе образования лет через десять?

– Думаю, стоит говорить не о конкретных направлениях, а о квалификации педагогов. Несомненно, время требует наличия новых компетенций от наставников. В качестве примера могу привести новации в области итоговой аттестации выпускников – с этого года все материалы и бланки заданий доставляются в электронном виде, бумажные пакеты с материалами канули в Лету. Тенденция к информатизации образования будет продолжаться, значит, новые навыки предстоит осваивать и педагогам.

Конечно же, постоянно будут востребованы учителя иностранных языков, а также математики, физики, поскольку технари будут нужны всегда, особенно в рамках стратегии развития Архангельской области.

arh51 1 17 16 4efae

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии пройдет в Архангельске с 29 марта по 4 апреля 2018 года. Фото: dvinanews.ru

Отмечу, что Архангельская область стала одним из пяти пилотных российских регионов, в которых со следующего года начнется реализация международной программы укрепления системы среднего профессионального образования. В ходе реализации проекта специальные обучающие программы пройдут руководители, их заместители и другие управленцы, работающие в техникумах и колледжах Архангельской области. Планируется обучить около 60 человек.

Эта пилотная программа должна дать нам понимание того, сколько и каких специалистов готовить в перспективе, какие образовательные учреждения этим будут заниматься. Далее нам предстоит переписать программы. Это неизбежно приведет и к обновлению материально-технической базы.

– А насколько частный бизнес участвует в поддержании техникумов и колледжей в части подготовки специалистов для своих нужд?

– Если говорить о северодвинских предприятиях, то они активно участвуют в подготовке специалистов, ведь перед ними большие перспективы, в том числе и по освоению Арктики. Предприятия постоянно участвуют в материально-техническом оснащении техникумов, ребята на их базе проходят практику и работают на современном оборудовании.

А вот если перейти к районам, то там ситуация не такая радужная. Нам еще предстоит выстраивать взаимоотношения с бизнесом. Будь то малый, средний или крупный бизнес, мы должны понимать, какие запросы существуют на территории, какой бизнес есть и какие работники ему требуются.

У нас четкие планы по леспрому, мы понимаем, с кем разговаривать на эту тему. Важно, чтобы молодой человек не только получил диплом, но и смог трудоустроиться. Сегодня мы ждем от работодателей предложений по качеству и уровню подготовки специалистов.

Вторая потребность – это сама техника. Лесные предприятия, например, могли бы предоставить образовательному учреждению свое оборудование для практических занятий. Тем самым мы начнем готовить не только операторов техники, но и специалистов, способных ее обслуживать, ведь сегодня крупному бизнесу приходится обучать своих специалистов за рубежом. Наш профтех может стать таким образовательным техническим центром на месте, услугами которого могут пользоваться все предприятия. Мы предлагаем сосредоточить усилия в этом направлении, что даст государственную гарантию в подготовке необходимых специалистов. Я с уверенностью могу сказать, что наши профессиональные образовательные учреждения готовы работать в соответствии с этой стратегией. Теперь необходимо это увязать с потребностями работодателей.

Но наша стратегия не ограничивается только этим. Сегодня при некоторых школах существуют лесные классы, ученики которых уже сейчас должны понимать, что, получив аттестат, они гарантированно поступят на профильный факультет, получат базовый уровень специальной профессиональной подготовки и будут трудоустроены на наших предприятиях. Мы стремимся сформировать социальную линейку от школьной парты до конкретного рабочего места, чтобы молодой человек уже в 14 лет понимал перспективы своего трудоустройства здесь в регионе, в районе, в городе и на селе.

– Мы живем в цифровом мире, насколько сегодня учреждения образования Архангельской области обеспечены доступом к сети Интернет?

– Отмечу, что порядка 2–3 процентов территории Архангельской области не имеют возможности получить доступ к сети Интернет. В регионе есть населенные пункты и школы, которые совсем не охвачены Интернетом. Ликвидация цифрового неравенства – задача государственного уровня.

arh51 1 17 18 3a041

Робототехника становится одной из самых востребованных дисциплин в системе дополнительного образования Поморья. Фото: dvinanews.ru

Второе направление развития цифровых технологий связно с внедрением системы цифровой школы. 50 школ в области эту систему сейчас тестируют. Ее суть заключается в использовании новейших технологий преподавания тех или иных предметов, когда лучшие педагоги страны дистанционно ведут уроки, демонстрируя современные методики преподавания, ребята могут многократно возвращаться к этим урокам, просматривать, вновь и вновь использовать в своем обучении. Но мое мнение: в этой практике главное – не увлечься. Это всего лишь одна из хороших форм обучения.

– Сергей Александрович, вам довелось поработать и учителем, и директором школы, и главой района. Сегодня вы региональный министр – где сложнее, где интереснее работать?

– На самом деле сравнить деятельность директора, главы района и министра образования невозможно. В моем понимании все основано на отношении к своей работе.

Я считаю, что нужно серьезно и ответственно трудиться и свои обязанности выполнять честно, с полной самоотдачей, тогда любая работа будет по плечу. Опыт, полученный и в школе, и на уровне руководства муниципалитетом, – это хорошая практическая основа, которая помогает мне в новой должности.

– Вы командный игрок?

– Да, я командный и системный человек. И если говорить о моей команде, то ее сила в людях, в тех, кто каждый день входит в мастерские или классы, кто передает свои знания и опыт подрастающему поколению. Наши педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения, директора – сильные и правильные люди. С опорой на них у нас многое получится.

Поделиться
25408