5 ноября 2020

Все рассчитано на эффект неожиданности: в период коронакризиса активизировались мошенники

В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности эксперты программы провели около 60 прямых эфиров.  Одна из тем онлайн-встреч финансовое мошенничество. Какие применяются схемы во время коронакризиса, как реагировать рассказал региональный тренер Национального центра финансовой грамотности Вафин Фарит.

Все рассчитано на эффект неожиданности: в период коронакризиса активизировались мошенники

Наиболее распространенные виды финансового мошенничества совершаются в сфере обращения различных платежных карт, кредитования и привлечения инвестиций. Обычный потребитель, скорее всего, столкнется с двумя самими распространенными способами выведения денег — это интернет-мошенничество и мошенничество с использованием банковских карт.

Все мошенничества в финансовой сфере объединяет одно: преступники без принуждения, с согласия самих людей получают их денежные средства. При этом потерпевшие думают, что передают эти деньги в обмен на какие-либо законные блага — недвижимое имущество, товары в интернет-магазинах, наследство и т. д. На самом деле же никаких «законных благ» нет, люди просто теряют свои деньги, не получая ничего взамен.

Всероссийская неделя финграмотности в этом году полностью перешла «на цифру» и реализуется в онлайн-режиме. Благодаря такому формату организаторы показали, что обучаться финансовой безопасности можно в простой, удобной и современной форме.  108 партнеров программы провели мероприятия, в которых приняло участие несколько миллионов жителей страны.

Кому нужен CRV-код?

Региональный тренер Национального центра финансовой грамотности Вафин Фарит советует никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать посторонним людям CRV-код, размещенный на обороте банковской карты.

— Если вам якобы хотят перевести деньги и спрашивают данные карты, да еще и с обеих сторон, — это мошенники. Чтобы перевести деньги, достаточно сообщить только номер нашей карты. Более того, на сегодняшний день и номер карты знать необязательно, — отметил Вафин Фарит.

По его словам, в России развивается система быстрых платежей — до 100 тысяч рублей в месяц можно перегонять с карты на карты без комиссии, а выяснить, участвует ли ваш банк в этой системе, можно на официальном сайте финансового учреждения. Таким образом, чтобы вам перевели деньги, достаточно сообщить номер мобильного телефона, к которому привязана банковская карта.

— У меня часто спрашивают: «В чем опасность передачи CRV-кода, если в интернет-магазинах при совершении покупки требуется подтверждение из смс-сообщения на телефон владельца?» Здесь есть доля правды, но есть и исключения. Все зависит от того, в какой стране вы совершаете операцию, —пояснил эксперт.

Если покупка оформляется на территории Российской Федерации, то в 99% случаев покупатель должен подтвердить действие кодом из смс-сообщения. Но мошенники делают покупки на иностранных площадках.

— Сейчас мошенники активизировались. Во-первых, это связано с коронавирусными ограничениями, во-вторых, с предстоящими распродажами в Европе и Америке, — считает Вафин Фарит.

Все мероприятия Недели финансовой грамотности проводятся абсолютно бесплатно, имеют важную практическую направленность и не содержат никакой рекламы. Подробный перечень активностей и возможностей, а также записи прямых эфиров и консультаций доступен на сайте www.week.vashifinancy.ru.

Вы переводили деньги?

Этот вопрос наиболее часто звучит по телефону, когда звонят с незнакомых номеров. Конечно, растерянный человек ответит «нет», понимая, что в данный момент он гуляет с собакой или смотрит телевизор (совпадения случаются редко).

Мошенник представляется сотрудником банка и говорит, что зафиксирована попытка несанкционированного списания с вашего счета. Чтобы остановить транзакцию, у гражданина выпрашивают данные его карты.

— Все рассчитано на эффект неожиданности — что здесь и сейчас мы поделимся нужной информацией. Мошенники используют средства социальной коммуникации, чтобы в ходе беседы живого человека расположить к себе, установить некие доверительные отношения, где-то обрадовать, где-то запугать, — рассказал Вафин Фарит.

Он советует: на любые аналогичные призывы перевернуть свою карту, набрать указанный там номер телефона и позвонить в реальный банк.

Всероссийская неделя финансовой грамотности проходила с 24 по 31 октября. Ее организаторы Национальный центр финансовой грамотности при поддержке Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Ваш сын в опасности

Еще одна известная схема злоумышленников — «случай с родственниками». Раздается звонок, вы берете трубку, неизвестный взволнованным голосом сообщает, что ваш сын попал в беду и ему срочно нужны деньги.

Как правило, аферисты звонят на стационарные телефоны ночью или рано утром, чтобы человек не мог сразу определить входящий номер и самостоятельно перепроверить, что с его родственником что-то не так. Однако есть исключения.

Зачастую схема отрабатывается несколькими аферистами. Если один звонит и говорит, что близкий совершил преступление, то следом в разговор может вступить якобы сотрудник полиции, который скажет, что уже не раз помогал людям таким образом.

Иногда мошенники сами представляются сыном или дочерью потенциальной жертвы и просят перевести деньги. На вопрос, почему голос так не похож, следует объяснение — сломал нос или повредили лицо, говорить не могу.

— Конечно, в такой ситуации трудно сохранить самообладание, но уточняющие вопросы могут расставить все точки над i. Спросите: «А что ты мне подарил на день рождения?», «Где мы были в прошлые выходные?» и т. д. Реальный близкий человек в такой ситуации скажет правду, а мошенник будет фантазировать, — говорит региональный тренер Национального центра финансовой грамотности Вафин Фарит.

 

Новые способы

Паразитирование на теме лечения и лекарств — это относительно новые способы отъема денег у населения. Например, в столице распространены примеры, когда аферисты предлагают жильцам многоквартирных домов чудодейственные физиоаппараты. Их не продают, а сдают в аренду всего за тысячу рублей в месяц… Конечно, за такую цену подлечиться желающие находятся.

— Через месяц мошенники звонят гражданам и уведомляют о якобы проведенных исследованиях, в ходе которых неожиданно выяснилось, что  приборы не лечат, а калечат. Далее сообщается о выплате компенсации тем, кто купил или взял в аренду эти приборы, — рассказал Вафин Фарит.

Например, называется сумма 120 тысяч рублей, но бланки уже закончились, остались формы заявления только на 170 тысяч.  Мошенник предлагает выставить счет на 50 тысяч рублей, оплатить его потребителю, а потом якобы компания вернет 170 тысяч согласно форме заявления.

Таким образом, убеждают клиентов аферисты, вы получаете 120 тысяч компенсацию и возвращаете свои 50 тысяч.

— В таких случаях мы должны понимать, что при выплате каких-то компенсаций человек не должен ничего платить. Они выплачиваются безвозмездно и без каких-либо дополнительных затрат. Более того, как правило, компании не идут на это без судебного решения. То есть это была чисто мошенническая схема, — заметил эксперт.

Разводят покупателей на деньги и в Интернете с помощью популярных сайтов объявлений. Предлагая цену товара значительно меньшую, чем в магазине, аферисты привлекают своих потенциальных жертв.

 

Реальные случаи

Все то, что рассказывают столичные эксперты, не всегда серьезно воспринимается без примеров из реальной жизни. А они есть. Вот два случая, произошедшие в октябре, которые ярко иллюстрируют описанные ситуации.

В Архангельске для молодой женщины продажа детской коляски обернулась потерей порядка 250 тысяч рублей. Со слов потерпевшей, на сайте по реализации вещей «из рук в руки» она разместила объявление о продаже детской коляски. Вскоре с девушкой связался неизвестный и сообщил, что готов приобрести товар и предложил сразу оплатить его. Для осуществления транзакции незнакомец попросил сообщить ему реквизиты банковской карты и коды, которые придут девушке в смс-сообщениях.

Заявительница сообщила конфиденциальную информацию, но только когда с ее счета было списано порядка 250 тысяч рублей, она поняла, что стала жертвой обмана, и обратилась в полицию.

В Коношском районе 24-летняя сотрудница  микрофинансовой организации потеряла 300 тысяч рублей. По словам потерпевшей, на ее мобильный телефон поступил звонок от неизвестной женщины, которая представилась сотрудником банка. Звонившая сообщила о попытке несанкционированного оформления кредита на ее имя. Чтобы избежать потери денежных средств, девушке предложили срочно оформить такой же кредит на себя, а полученные деньги перевести на якобы безопасный счет.

Потерпевшая через online-сервис оформила займ на сумму 300 тысяч рублей, после чего обналичила денежные средства и через банкомат перевела их на номера нескольких мобильных телефонов, зарегистрированных на территории Новосибирской и Московской областей. Лишь после осуществления транзакции девушка решила позвонить на горячую линию банка. Там ей сообщили, что сотрудники службы безопасности никогда не звонят клиентам с подобными вопросами, а все это время она общалась с мошенниками.

Эксперты вновь напоминают о необходимости быть бдительными и не выполнять операции с банковскими картами и online-сервисами, назначение которых вам непонятно. По всем вопросам, связанным с обслуживанием счета, необходимо обращаться по телефону службы технической поддержки банка, указанному на оборотной стороне карты. Он бесплатный и круглосуточный.

 

 

 

Поделиться
77170