27 сентября 2021

Все пряники — в гости к северной козуле

Все пряники — в гости к северной козуле — такой идеей была вдохновлена культурная программа XX юбилейной Маргаритинской ярмарки в Архангельске. Сладкий, расписной архангельский бренд такой почет и уважение заслужил по праву.

Все пряники — в гости к северной козуле

Возрождение пряничного промысла многим помогло воспрянуть в сложный период 90-х годов. Сейчас время экономически непростое из-за коронавирусных ограничений. И вновь любовь к знаменитому  архангельскому прянику становится опорой, объединяющей идеей для встречи мастеров со всей России.

Мастеровые ряды и «Пряничный дом»

Центром культурной программы ярмарки стала площадь у Архангельского театра драмы. Именно здесь развернулся «Мастеровой дворик», где представили свои товары многочисленные мастера и ремесленники, приехавшие на Маргаритинку практически из всех районов Архангельской области и нескольких регионов России. Чего здесь только не было: натуральные сыры из Приморского района и домотканые половики, каргопольская глиняная игрушка, пинежские туеса, суздальские  пуховые платки и многое другое.

Многие мастера на ярмарке не первый раз. К некоторым торговым домикам – не так просто подступиться. Видно, что люди ждали ярмарку и с большим интересом изучают продукцию мастеров. Кто-то придирчиво выбирает тканый поясок для платья, у кого-то глаза разбежались от выбора вязаных варежек с причудливым орнаментом. 

— Маргаритинская ярмарка – для нас возможность показать местные промыслы. Наши котласские мастера Александр Шутихин, Алексей Белых, Лариса Хохлова уже хорошо известны здесь, в Архангельске,  – рассказывает руководитель клубного формирования  центра народного творчества г. Котласа Екатерина Хабарова. – Их туеса, лошадки, глиняные изделия, ткачество пользуются хорошим спросом. Многие подходят и специально спрашивают работы того или иного мастера. Ну и мы с интересом смотрим, как другие мастера работают,  какие изделия привозят, и что покупатель спрашивает, тоже себе на заметку берем.

Наталья Молева уже много лет подряд приезжает в Архангельск на Маргаритинскую ярмарку из столицы льна, Костромы. Там сохранилась единственная в России перерабатывающая фабрика – Большая Костромская льняная мануфактура.

— На Маргаритинке нам очень нравится, здесь замечательная атмосфера, люди доброжелательные. Мы дорожим нашим льняным промыслом и для нас это возможность представить его в других регионах России, – поделилась Наталья Молева.

Маргаритинская ярмарка

Неподалеку от «Мастерового дворика» развернулась «Пряничная аллея», где можно было купить прянички непосредственно от мастера на любой вкус, а посреди театральной площади возвышался «Пряничный дом». В нем – всевозможные виды пряников со всей России. Здесь и традиционная архангельская козуля, и объемная ржаная козуля Терского берега, и каргопольская тетера, и суровый вятский пряник, что «телом тверд, да характером сладок», и аутентичный  мезенский чёрный пряник.

— Мезенский черный пряник придумали на Мезени, там он и живет и по сей день, – рассказала директор туристского культурного-музейного центра «Кимжа» Евдокия Репицкая. – Он подавался к кофе по-мезенски, который у нас варили в самоварах. В него добавляли пережженный сахар и специи по особому рецепту. Сейчас этот пряник выпекают у нас в РАЙПО и просто мастера.

— В Вельске своя пряничная традиция – пряники-разгоняи. «Гостям в конце обеда подавали специальные пряники, которые назывались разгоняи. Это плоские печатные пряники, которые изготавливались при помощи печатных досок и разрезались на квадратики. Если хозяйка поставила эти пряники на стол, значит, пора уходить, — рассказала мастер центра традиционной народной культуры «Берендей» Евгения Брылкина.  

Живой промысел. Интеграция в современность

24 и 25 сентября в архангельском Доме народного творчества в рамках  культпрограммы прошел мастеровой сход, призванный собрать воедино практикующих ремесленников, преподавателей народных промыслов и сформулировать проблемы, которые стоят сегодня перед мастеровым сообществом. Это и утрата аутентичности, уход от традиции, это и задачи развития и популяризации ремесел и их интеграция в  современность.

— Как часто мы покупаем изделия народных промыслов и с какой целью? – задалась вопросом на сходе ведущий консультант министерства культуры Архангельской области Анна Сахарова. – Я думаю, как сувениры и реже — для использования в современной жизни. А ведь наши предки, создавая ремесленные изделия, прежде всего думали об их утилитарной функции, и в связи с этим важным и перспективным направлением работы является интеграция традиционных форм, элементов в современные изделия, иначе большинством они так и будут восприниматься как музейные экспонаты и их конкурентная способность будет невысокой. Сделать народные художественные промыслы узнаваемыми, востребованными, пробудить к ним широкий интерес, использовать их потенциал, в том числе для развития экономики региона при безусловной поддержке со стороны региональных властей, вовлекая в процесс некоммерческий сектор, общественные организации, территориальные органы самоуправления, – это тот приоритет региональной политики, который реализуется в целях поддержки труда ремесленников.

— Мир меняется, и нам с вами надо подумать и найти место для мастеров и изделий, которые они создают своими руками, —  обратился к мастерам директор архангельского областного Дома народного творчества Руслан Боднарук. — Ваши изделия должны стать продуктом, который будет использоваться в повседневной жизни. Чрезвычайно важно сохранить технологические традиции создания, но при этом и расширять виды, наименования изделий, надо предлагать современному человеку то, что ему будет необходимо в жизни.

Еще один важный момент – бережная передача ремесленных традиций от поколения к поколению, подготовка кадров в сфере декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. И здесь бесценен опыт первой в России Детской школы народных ремесел, которая до сих пор носит неофициальное название в честь своего отца-основателя заслуженного работника культуры РФ Владимира Николаевича Бурчевского.

И особенность этого опыта такова, что никакие цифровые платформы и онлайн-технологии не заменят процесса общения между учеником и мастером.

— Самое эффективное и ценное – это передача мастерства из рук в руки, – уверен Владимир Бурчевский. — Мы называем это народной педагогикой, когда ученик, подмастерье, перенимает не только ремесло, он перенимает жизнь, культуру, быт, самобытность. Поэтому я считаю, что экспедиционная  работа, поездки с ребятами в деревни к мастерам – это самое важное сегодня.

козуля северная

Козуля – это пряник, сквозь который видно солнце

«Козуля. Рецепт поморского счастья» — научная конференция с таким названием прошла 26 сентября в архангельском Доме народного творчества также в рамках культпрограммы. Мастера говорили об этимологических особенностях слова «козуля», делились опытом создания пряничного бренда с нуля и рассказывали об особенностях пряничной традиции своего региона.

Мария Колечкова из Мурманска рассказала о поморской ржаной обрядовой козуле Терского берега, ставшей этнографическим брендом Кольского полуострова. Сейчас ржаные фигурки козы, барашка, оленя – на всей сувенирной продукции. Ежегодно на Терском берегу Белого моря проходит фестиваль поморской козули, а сорок лет назад остатки древних знаний энтузиастам пришлось собирать по деревням.

Из центральной России на ярмарку приехали «Весьегорские коровушки» – традиционная рождественская выпечка Тверской области. Особая традиция сохраняется в Каргополе – каргопольская тетера, обрядовое печенье из витого жгута. 22 марта, в день весеннего равноденствия, ими весну закликали. А за раз хозяйки выпекали в старину более 100 штук для родственников, односельчан, друзей.

О важности сохранения традиции также говорили на конференции «Козуля. Рецепт поморского счастья». Сейчас мастерицы выпекают пряники самых разных форм и составов, и это неплохо. Но все-таки аутентичные формы и выверенный столетиями рецепт тоже не хотелось бы забывать.

— Козулей может зваться далеко не каждый пряник, — считает народный мастер России Татьяна Онучина. — Козуля – это пряник, сквозь который видно солнце, то есть чем более он фигурный, тем лучше. И обязательно под пряничным образом должна быть полоска земли.  Вот это и соответствует названию «козуля».

А еще для гостей и участников Маргаритинской ярмарки состоялись концертные программы «Сладко житье». В Доме народного творчества и КЦ «Соломбала-АРТ» выступила группа «GAрмоньDrive» под руководством преподавателя кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ им. Гнесиных Павла Уханова. Дали  концерты ансамбль песни и пляски «Сиверко», театр народной и современной культуры «Поморская артель».

На площадках Дома народного творчества, Ломоносовского Дворца культуры и КЦ «Соломбала-АРТ» прошли выступления творческих делегаций из разных уголков Архангельской области: от Вельского, Верхнетоемского до Пинежского, Шенкурского, Ленского и других районов.

В Доме народного творчества состоялись мастер-классы по изготовлению каргопольской тетерки, ткачеству, росписи ракульской птички, глиняной игрушке и т. д. А на втором этаже Дома народного творчества продолжила свою работу выставка «Наследие России. Приумножая традиции», которая объединила труд мастеров из 12 регионов России.

Татьяна Жгилева

Поделиться
104900