Все пряники — в гости к северной козуле

Все пряники — в гости к северной козуле — такой идеей была вдохновлена культурная программа XX юбилейной Маргаритинской ярмарки в Архангельске. Сладкий, расписной архангельский бренд такой почет и уважение заслужил по праву.

Возрождение пряничного промысла многим помогло воспрянуть в сложный период 90-х годов. Сейчас время экономически непростое из-за коронавирусных ограничений. И вновь любовь к знаменитому  архангельскому прянику становится опорой, объединяющей идеей для встречи мастеров со всей России.

Мастеровые ряды и «Пряничный дом»

Центром культурной программы ярмарки стала площадь у Архангельского театра драмы. Именно здесь развернулся «Мастеровой дворик», где представили свои товары многочисленные мастера и ремесленники, приехавшие на Маргаритинку практически из всех районов Архангельской области и нескольких регионов России. Чего здесь только не было: натуральные сыры из Приморского района и домотканые половики, каргопольская глиняная игрушка, пинежские туеса, суздальские  пуховые платки и многое другое.

Многие мастера на ярмарке не первый раз. К некоторым торговым домикам – не так просто подступиться. Видно, что люди ждали ярмарку и с большим интересом изучают продукцию мастеров. Кто-то придирчиво выбирает тканый поясок для платья, у кого-то глаза разбежались от выбора вязаных варежек с причудливым орнаментом. 

— Маргаритинская ярмарка – для нас возможность показать местные промыслы. Наши котласские мастера Александр Шутихин, Алексей Белых, Лариса Хохлова уже хорошо известны здесь, в Архангельске,  – рассказывает руководитель клубного формирования  центра народного творчества г. Котласа Екатерина Хабарова. – Их туеса, лошадки, глиняные изделия, ткачество пользуются хорошим спросом. Многие подходят и специально спрашивают работы того или иного мастера. Ну и мы с интересом смотрим, как другие мастера работают,  какие изделия привозят, и что покупатель спрашивает, тоже себе на заметку берем.

Наталья Молева уже много лет подряд приезжает в Архангельск на Маргаритинскую ярмарку из столицы льна, Костромы. Там сохранилась единственная в России перерабатывающая фабрика – Большая Костромская льняная мануфактура.

— На Маргаритинке нам очень нравится, здесь замечательная атмосфера, люди доброжелательные. Мы дорожим нашим льняным промыслом и для нас это возможность представить его в других регионах России, – поделилась Наталья Молева.

Маргаритинская ярмарка

Неподалеку от «Мастерового дворика» развернулась «Пряничная аллея», где можно было купить прянички непосредственно от мастера на любой вкус, а посреди театральной площади возвышался «Пряничный дом». В нем – всевозможные виды пряников со всей России. Здесь и традиционная архангельская козуля, и объемная ржаная козуля Терского берега, и каргопольская тетера, и суровый вятский пряник, что «телом тверд, да характером сладок», и аутентичный  мезенский чёрный пряник.

— Мезенский черный пряник придумали на Мезени, там он и живет и по сей день, – рассказала директор туристского культурного-музейного центра «Кимжа» Евдокия Репицкая. – Он подавался к кофе по-мезенски, который у нас варили в самоварах. В него добавляли пережженный сахар и специи по особому рецепту. Сейчас этот пряник выпекают у нас в РАЙПО и просто мастера.

— В Вельске своя пряничная традиция – пряники-разгоняи. «Гостям в конце обеда подавали специальные пряники, которые назывались разгоняи. Это плоские печатные пряники, которые изготавливались при помощи печатных досок и разрезались на квадратики. Если хозяйка поставила эти пряники на стол, значит, пора уходить, — рассказала мастер центра традиционной народной культуры «Берендей» Евгения Брылкина.  

Живой промысел. Интеграция в современность

24 и 25 сентября в архангельском Доме народного творчества в рамках  культпрограммы прошел мастеровой сход, призванный собрать воедино практикующих ремесленников, преподавателей народных промыслов и сформулировать проблемы, которые стоят сегодня перед мастеровым сообществом. Это и утрата аутентичности, уход от традиции, это и задачи развития и популяризации ремесел и их интеграция в  современность.

— Как часто мы покупаем изделия народных промыслов и с какой целью? – задалась вопросом на сходе ведущий консультант министерства культуры Архангельской области Анна Сахарова. – Я думаю, как сувениры и реже — для использования в современной жизни. А ведь наши предки, создавая ремесленные изделия, прежде всего думали об их утилитарной функции, и в связи с этим важным и перспективным направлением работы является интеграция традиционных форм, элементов в современные изделия, иначе большинством они так и будут восприниматься как музейные экспонаты и их конкурентная способность будет невысокой. Сделать народные художественные промыслы узнаваемыми, востребованными, пробудить к ним широкий интерес, использовать их потенциал, в том числе для развития экономики региона при безусловной поддержке со стороны региональных властей, вовлекая в процесс некоммерческий сектор, общественные организации, территориальные органы самоуправления, – это тот приоритет региональной политики, который реализуется в целях поддержки труда ремесленников.

— Мир меняется, и нам с вами надо подумать и найти место для мастеров и изделий, которые они создают своими руками, —  обратился к мастерам директор архангельского областного Дома народного творчества Руслан Боднарук. — Ваши изделия должны стать продуктом, который будет использоваться в повседневной жизни. Чрезвычайно важно сохранить технологические традиции создания, но при этом и расширять виды, наименования изделий, надо предлагать современному человеку то, что ему будет необходимо в жизни.

Еще один важный момент – бережная передача ремесленных традиций от поколения к поколению, подготовка кадров в сфере декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. И здесь бесценен опыт первой в России Детской школы народных ремесел, которая до сих пор носит неофициальное название в честь своего отца-основателя заслуженного работника культуры РФ Владимира Николаевича Бурчевского.

И особенность этого опыта такова, что никакие цифровые платформы и онлайн-технологии не заменят процесса общения между учеником и мастером.

— Самое эффективное и ценное – это передача мастерства из рук в руки, – уверен Владимир Бурчевский. — Мы называем это народной педагогикой, когда ученик, подмастерье, перенимает не только ремесло, он перенимает жизнь, культуру, быт, самобытность. Поэтому я считаю, что экспедиционная  работа, поездки с ребятами в деревни к мастерам – это самое важное сегодня.

козуля северная

Козуля – это пряник, сквозь который видно солнце

«Козуля. Рецепт поморского счастья» — научная конференция с таким названием прошла 26 сентября в архангельском Доме народного творчества также в рамках культпрограммы. Мастера говорили об этимологических особенностях слова «козуля», делились опытом создания пряничного бренда с нуля и рассказывали об особенностях пряничной традиции своего региона.

Мария Колечкова из Мурманска рассказала о поморской ржаной обрядовой козуле Терского берега, ставшей этнографическим брендом Кольского полуострова. Сейчас ржаные фигурки козы, барашка, оленя – на всей сувенирной продукции. Ежегодно на Терском берегу Белого моря проходит фестиваль поморской козули, а сорок лет назад остатки древних знаний энтузиастам пришлось собирать по деревням.

Из центральной России на ярмарку приехали «Весьегорские коровушки» – традиционная рождественская выпечка Тверской области. Особая традиция сохраняется в Каргополе – каргопольская тетера, обрядовое печенье из витого жгута. 22 марта, в день весеннего равноденствия, ими весну закликали. А за раз хозяйки выпекали в старину более 100 штук для родственников, односельчан, друзей.

О важности сохранения традиции также говорили на конференции «Козуля. Рецепт поморского счастья». Сейчас мастерицы выпекают пряники самых разных форм и составов, и это неплохо. Но все-таки аутентичные формы и выверенный столетиями рецепт тоже не хотелось бы забывать.

— Козулей может зваться далеко не каждый пряник, — считает народный мастер России Татьяна Онучина. — Козуля – это пряник, сквозь который видно солнце, то есть чем более он фигурный, тем лучше. И обязательно под пряничным образом должна быть полоска земли.  Вот это и соответствует названию «козуля».

А еще для гостей и участников Маргаритинской ярмарки состоялись концертные программы «Сладко житье». В Доме народного творчества и КЦ «Соломбала-АРТ» выступила группа «GAрмоньDrive» под руководством преподавателя кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ им. Гнесиных Павла Уханова. Дали  концерты ансамбль песни и пляски «Сиверко», театр народной и современной культуры «Поморская артель».

На площадках Дома народного творчества, Ломоносовского Дворца культуры и КЦ «Соломбала-АРТ» прошли выступления творческих делегаций из разных уголков Архангельской области: от Вельского, Верхнетоемского до Пинежского, Шенкурского, Ленского и других районов.

В Доме народного творчества состоялись мастер-классы по изготовлению каргопольской тетерки, ткачеству, росписи ракульской птички, глиняной игрушке и т. д. А на втором этаже Дома народного творчества продолжила свою работу выставка «Наследие России. Приумножая традиции», которая объединила труд мастеров из 12 регионов России.

Татьяна Жгилева

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 27 сентября 2021 г.