17 марта 2015

Врач и пациент

Врач и пациент – две очень важные роли, ведь от того, как они исполняются, зависит самое ценное, что есть у человека, – его здоровье. Знание и соблюдение морально-этических норм, своих прав и обязанностей – как врачом, так и пациентом – обеспечивают качество выполнения медицинской услуги. На вопросы о том, как сегодня регулируются правовые взаимоотношения врача и пациента, отвечают специалисты юридического отдела ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница».

– Какие основные правовые акты обеспечивают регулирование правовых отношений врач – пациент?
– Основными правовыми актами, регулирующими отношения врача и пациента, являются статья 41 Конституции РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273
«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и иные федеральные законы (например, ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ; ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1).

– Изменилось ли что-то в регулировании правовых отношений между врачом и пациентом с вступлением в силу ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»?
– Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пришедший на смену «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», урегулировал большой круг вопросов – от общих принципов охраны здоровья до полномочий медработников.

Большой плюс Федерального закона № 323-ФЗ уже в том, что он, в отличие от документа 1993 года, содержит наиболее значимые для здравоохранения понятия и их определения. Так, впервые законодательно закреплены понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «диагностика», «лечение», «медицинская деятельность», «медицинская организация», «заболевание» и т. д.
Также принципы, по которым строится охрана здоровья, в новом документе более детализированы. Вдобавок сформулированы новые: «приоритет интересов пациента», «качество медицинской помощи», «врачебная тайна» и другие.

– Какие основные права и обязанности пациенту и медицинскому работнику гарантирует законодательство?
– Законодательство дает пациенту право на охрану здоровья, на медицинскую помощь, право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства, на выбор врача и медицинской организации, право на получение в доступной форме имеющейся информации о своем здоровье, а также о факторах, влияющих на здоровье. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а люди, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Пациенты, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских организациях.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на соответствующие условия для выполнения своих трудовых обязанностей; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя;  прохождение аттестации для получения квалификационной категории, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации; стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;  создание профессиональных некоммерческих организаций; страхование риска своей профессиональной ответственности.

Медицинские и фармацевтические работники должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Обязанность медицинского работника – оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;  соблюдать врачебную тайну; совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях и т. д.

– Какие основные правовые акты обеспечивают регулирование правовых отношений врач – пациент?
– Основными правовыми актами, регулирующими отношения врача и пациента, являются статья 41 Конституции РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273
«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и иные федеральные законы (например, ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ; ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1).

– Изменилось ли что-то в регулировании правовых отношений между врачом и пациентом с вступлением в силу ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»?
– Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пришедший на смену «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», урегулировал большой круг вопросов – от общих принципов охраны здоровья до полномочий медработников.

Большой плюс Федерального закона № 323-ФЗ уже в том, что он, в отличие от документа 1993 года, содержит наиболее значимые для здравоохранения понятия и их определения. Так, впервые законодательно закреплены понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «диагностика», «лечение», «медицинская деятельность», «медицинская организация», «заболевание» и т. д.
Также принципы, по которым строится охрана здоровья, в новом документе более детализированы. Вдобавок сформулированы новые: «приоритет интересов пациента», «качество медицинской помощи», «врачебная тайна» и другие.

– Какие основные права и обязанности пациенту и медицинскому работнику гарантирует законодательство?
– Законодательство дает пациенту право на охрану здоровья, на медицинскую помощь, право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства, на выбор врача и медицинской организации, право на получение в доступной форме имеющейся информации о своем здоровье, а также о факторах, влияющих на здоровье. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а люди, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Пациенты, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских организациях.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на соответствующие условия для выполнения своих трудовых обязанностей; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя;  прохождение аттестации для получения квалификационной категории, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации; стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;  создание профессиональных некоммерческих организаций; страхование риска своей профессиональной ответственности.

Медицинские и фармацевтические работники должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Обязанность медицинского работника – оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;  соблюдать врачебную тайну; совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях и т. д.

Поделиться
7736