В Уемской школе узнали, какой была жизнь во времена Бородинского сражения

Бородинское сражение 1812 года — одна  из самых славных страниц российской истории.  Решающая битва между французской армией Наполеона I и русской под командованием Михаила Кутузова  произошла 7 сентября  в районе села Бородина в 124 километрах от Москвы.

В 2022 году отмечается 210-летие со времени Бородинского сражения. Эта страница истории имеет широкое отражение в литературе, живописи, музыке, архитектуре, кинематографе. В то же время остается мало знакомым явлением среди детей и молодежи.

— Я знаю, что в сражении участвовали русские и французы, — поделился ученик Катунинской школы (Приморский район Архангельской области) Виталий Ишмуратов. — Французская армия превосходила нашу — это была достаточно страшная битва.

Узнать больше помог проект Уемской школы и юнармейского движения «День Бородина», который в 2022 году выиграл региональный грантовый конкурс проектов патриотической направленности. Главной целью его является патриотическое воспитание детей и молодежи Архангельской области, популяризация знаний по истории Отечества.

Проект презентовали учащимся Уемской, Катунинской, Бобровской, Заостровской и Ластольской школ.

На базе Уемской школы разместили сразу девять тематических площадок, посвященных этому событию, а также эпохе начала XIX века в целом. Все участники смогли не только получить дополнительные знания по военной истории, но почерпнуть интересные факты об обычной жизни общества.

Ребята посетили военно-исторический экскурс, узнали о танцах того времени, дуэлях, каллиграфии, собаководстве, прядении, искусстве, православных воинских традициях и, конечно, об огнестрельном и холодном оружии…

— Все макеты массогабаритные, но выполнены из других сплавов, — рассказал директор Уемской школы Илья Тюрин. —  По размеру и массе они ни чем не отличаются от оригиналов. Всего в рамках проекта мы заказали шесть экспонатов: кавалерийскую шашку, пехотинский тесак, пехотное ружье – французский карабин и кавалерийский пистолет. Все эти макеты дают возможность сымитировать выстрел. Мы заказали пистоли, чтобы во время мероприятия светозвуковое сопровождение помогло погрузиться в историю.

Не обошлись и без дуэльных пистолетов, и хоть дуэли в то время были запрещены, но все-таки вошли в культуру России. На одной из площадок ребята  даже смогли воссоздать настоящую дуэль.

— Было очень интересно побывать на месте дуэлянта, — рассказал ученик Заостровской школы Иван Томилов. — Нам не только рассказали о традициях дуэли, но и наглядно показали. Оказалось, оружие совсем не тяжелое и хорошо ложится в руку.

Воссоздать традицию того времени смогли и на танцевальной площадке, где ребятам показали модные на тот момент бальные танцы.

— XIX век особенно примечателен своими балами,  — рассказала педагог дополнительного образования Уемской школы Лариса Акимова. — Они были красочными, яркими,  грациозными в сравнении с другими веками. Бал имел свои правила и последовательность танцев, свой этикет. Балы были не только способом проведения досуга, на них приглашались политические деятели, военные и представители высшего света. Именно там договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы.

Дух прошлого охватил не только Уемскую школу, в своем путешествии ребята побывали  в музее, библиотеке и храме. Самой запоминающейся,  по мнению школьников, стала площадка, на которой можно было поиграть с четвероногими друзьями  и попробовать себя в беге с собакой поводырём.

— На территории Якутии, Чукотки и Камчатки  в тот момент уже занимались разведением собак для упряжки,— рассказала представитель организации «Хаски Поморская упряжка» Ксения Юзгина. — На проект с нами приехали щенки и будущий вожак стаи. Щенок с самого детства становился вожаком. Раньше, чтобы его вычислить, чукоты еще слепых щенят помещали в таз с высокими бортиками, та собака, которая смогла забраться на бортик и пройти по нему, становилась  будущим вожаком. Сегодня вожака определяют легче – самый крупный из помета станет главарем.

Кроме этого ребята смогли сделать нити собственными руками — так, как делали  это раньше.

— С собой мы привезли козью и баранью шерсть, — рассказала  реконструктор клуба исторической реконструкции «РЫКАРЬ» Дарья Минина. — Сперва ее необходимо вычесать, для того чтобы волокна расположились параллельно друг другу. Дальше  мы делаем ровницу, ее мы наматываем на веретено и дальше скручиваем ниточку.

Завершилось погружение в историю в Храме Рождества Пресвятой Богородицы, где ребятам поведали увлекательный рассказ о православных воинских традициях. Каждая школа получила иконку Сергея Радонежского с молитвой для учеников.

— Этот проект мне очень понравился, — поделилась ученица Бобровской школы Анна Неманова. — Это самое  запоминающееся событие с начала учебного года. Хотелось бы больше подобных мероприятий.

Яна Кукушкина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 28 сентября 2022 г.