25 января 2017

В строю с начала войны

На гидроаэродроме «Холмовское» (теперь это территория муниципального образования «Катунинское») в годы Великой Отечественной войны служило немало летчиков, ставших Героями Советского Союза. Валерий Иванович охотно делился интересной информацией об этих людях, например, о судьбе командира эскадрильи 118-го морского разведывательного авиационного Киркенесского Краснознаменного полка Николая Яковлевича Туркова.

С мечтой о небе

Он родился в семье рабочего в далеком 1913 году в Оренбурге. Учился в Новопокровской школе, а затем, в 1926-м, в средней школе Орска. Работал учителем в селе Колпакском Орского района. В начале 30-х был электромонтером на заводах в Куйбышевской области, а после окончания трех курсов Московского мукомольно-элеваторного техникума и занятий в аэроклубе в 1936 году поступил в Николаевскую школу морских летчиков Главсевморпути. Николай Яковлевич продолжил образование в Военно-морском авиационном училище имени С. А. Леваневского, окончил его в 1939-м.

Ему поручали самые ответственные задания

С начала Великой Отечественной войны Николай Турков служил в авиации Беломорской военной флотилии, а затем в Военно-воздушных силах Северного флота. Местом его дислокации был и гидроаэродром «Холмовское».

Первого февраля 1942-го по приказу командования из Архангельска в Ваенгу перебросили звено гидросамолетов МБР-2 49-й эскадрильи под командованием майора Панкова. Эти крылатые машины использовались в качестве бомбардировщиков. В сложных погодных условиях на них совершили 17 боевых вылетов, сбросив на позиции врага 280 бомб и 74 тысячи листовок.

Третьего февраля от авиационных ударов в районе Западной Лицы вспыхнули два пожара, уничтожившие автомашины и боеприпасы. Действия летчиков высоко оценило командование Северного флота. В апреле 1942 года командующий Северным флотом издал приказ о награждении орденом Красной Звезды Савелия Рубана, заместителя командира эскадрильи, и пилота Николая Туркова. Медали «За отвагу» получили стрелок-бомбардир Алексей Васюнин, стрелок-радист Виктор Мишенькин, старший стрелок-радист Федор Рашутняк и штурман звена Иван Тимошенко.

Николай Турков отправлялся в боевые вылеты с гидроаэродрома «Холмовское» до 1943 года. Затем его направили в 22-й морской разведывательный авиационный полк, а потом он командовал звеном 118-го морского разведывательного авиационного полка (в будущем дважды Краснознаменный Киркенесский), находившегося в Сафоново. Далее стал командиром эскадрильи этого полка. Турков освоил разные типы военных самолетов, летал на Пе-2.

Совершив 195 вылетов, Николай Яковлевич обнаружил 299 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника. Он выполнял полеты над побережьем и передним краем обороны, разыскивал подводные лодки врага. Также Николай Яковлевич участвовал в нанесении ударов нашей авиацией по вражеским портам и аэродромам. С каждым полетом росло его боевое мастерство. Туркову поручали самые опасные и ответственные задания.

Однажды командующий авиацией флота генерал Андреев поставил перед Николаем Турковым сложную задачу – разыскать немецкий линкор «Тирпиц».

При полете вдоль берега Норвегии самолет Туркова попал под сильный зенитный огонь врага. Но пилот упорно шел к цели. Показался фьорд Альтен, а затем за скалистыми островами и громада линкора. Николай Яковлевич немедленно доложил об этом командованию. Вскоре «Тирпиц» потопили.

За успешные боевые вылеты

22 июля 1944 года Николаю Туркову присвоили звание Героя Советского Союза.

В наградном листе говорилось: «За успешно совершенные 195 боевых вылета на ближнюю и дальнюю разведки ВМБ, аэродромов, портов, коммуникаций противника, лично проявленные при этом отвагу, мужество и героизм ходатайствуем о присвоении капитану Туркову Николаю Яковлевичу звания Героя Советского Союза».

Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

На счету героя более 250 боевых вылетов. Он сопровождал конвои, следовавшие северными путями в наши порты.

В годы войны Николай Турков прошел путь от младшего летчика до командира эскадрильи.

В мирное время он продолжал службу в Вооруженных силах Северного флота, окончил военно-морскую академию и до 1957 года служил на Черноморском флоте, был заместителем командира дивизии. Будучи полковником в отставке, жил в Евпатории, стал почетным гражданином этого города. Николай Яковлевич до конца жизни оставался активным, неравнодушным человеком, участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи.

В строю с начала войны

С мечтой о небе

Он родился в семье рабочего в далеком 1913 году в Оренбурге. Учился в Новопокровской школе, а затем, в 1926-м, в средней школе Орска. Работал учителем в селе Колпакском Орского района. В начале 30-х был электромонтером на заводах в Куйбышевской области, а после окончания трех курсов Московского мукомольно-элеваторного техникума и занятий в аэроклубе в 1936 году поступил в Николаевскую школу морских летчиков Главсевморпути. Николай Яковлевич продолжил образование в Военно-морском авиационном училище имени С. А. Леваневского, окончил его в 1939-м.

Ему поручали самые ответственные задания

С начала Великой Отечественной войны Николай Турков служил в авиации Беломорской военной флотилии, а затем в Военно-воздушных силах Северного флота. Местом его дислокации был и гидроаэродром «Холмовское».

Первого февраля 1942-го по приказу командования из Архангельска в Ваенгу перебросили звено гидросамолетов МБР-2 49-й эскадрильи под командованием майора Панкова. Эти крылатые машины использовались в качестве бомбардировщиков. В сложных погодных условиях на них совершили 17 боевых вылетов, сбросив на позиции врага 280 бомб и 74 тысячи листовок.

Третьего февраля от авиационных ударов в районе Западной Лицы вспыхнули два пожара, уничтожившие автомашины и боеприпасы. Действия летчиков высоко оценило командование Северного флота. В апреле 1942 года командующий Северным флотом издал приказ о награждении орденом Красной Звезды Савелия Рубана, заместителя командира эскадрильи, и пилота Николая Туркова. Медали «За отвагу» получили стрелок-бомбардир Алексей Васюнин, стрелок-радист Виктор Мишенькин, старший стрелок-радист Федор Рашутняк и штурман звена Иван Тимошенко.

Николай Турков отправлялся в боевые вылеты с гидроаэродрома «Холмовское» до 1943 года. Затем его направили в 22-й морской разведывательный авиационный полк, а потом он командовал звеном 118-го морского разведывательного авиационного полка (в будущем дважды Краснознаменный Киркенесский), находившегося в Сафоново. Далее стал командиром эскадрильи этого полка. Турков освоил разные типы военных самолетов, летал на Пе-2.

Совершив 195 вылетов, Николай Яковлевич обнаружил 299 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника. Он выполнял полеты над побережьем и передним краем обороны, разыскивал подводные лодки врага. Также Николай Яковлевич участвовал в нанесении ударов нашей авиацией по вражеским портам и аэродромам. С каждым полетом росло его боевое мастерство. Туркову поручали самые опасные и ответственные задания.

Однажды командующий авиацией флота генерал Андреев поставил перед Николаем Турковым сложную задачу – разыскать немецкий линкор «Тирпиц».

При полете вдоль берега Норвегии самолет Туркова попал под сильный зенитный огонь врага. Но пилот упорно шел к цели. Показался фьорд Альтен, а затем за скалистыми островами и громада линкора. Николай Яковлевич немедленно доложил об этом командованию. Вскоре «Тирпиц» потопили.

За успешные боевые вылеты

22 июля 1944 года Николаю Туркову присвоили звание Героя Советского Союза.

В наградном листе говорилось: «За успешно совершенные 195 боевых вылета на ближнюю и дальнюю разведки ВМБ, аэродромов, портов, коммуникаций противника, лично проявленные при этом отвагу, мужество и героизм ходатайствуем о присвоении капитану Туркову Николаю Яковлевичу звания Героя Советского Союза».

Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями.

На счету героя более 250 боевых вылетов. Он сопровождал конвои, следовавшие северными путями в наши порты.

В годы войны Николай Турков прошел путь от младшего летчика до командира эскадрильи.

В мирное время он продолжал службу в Вооруженных силах Северного флота, окончил военно-морскую академию и до 1957 года служил на Черноморском флоте, был заместителем командира дивизии. Будучи полковником в отставке, жил в Евпатории, стал почетным гражданином этого города. Николай Яковлевич до конца жизни оставался активным, неравнодушным человеком, участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Поделиться
20004