В музее «Малые Корелы» работает новая выставка, посвященная старинному способу окрашивания ткани на Русском Севере

Кубовая набойка – это способ окрашивания тканей и нанесения узоров. Окрашивание обычно делали в чане, который имел форму куба, поэтому и кубовая. Красили ткани в синий цвет красителем индиго, самым древним, который стали использовать люди.

В зависимости от интенсивности окрашивания холсты получались от бледно-голубых до почти фиолетовых.

В Архангельск технология попала из Западной Европы, в России она распространилась с XVIII века.

– Изначально кубовой набойкой в России занимались профессиональные иконописцы-стравщики, те люди, которые расписывали иконы и храмовые фрески растительной вязью, – рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом музея Светлана Никитинская.

Не только сарафаны

В собрании «Малых Корел» почти сто изделий с применением техники кубовой набойки, на выставке «На свой манер… от историзма до модерна» представлено около 80 из разных уездов и районов Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний. Они относятся примерно к середине и концу XIX и началу ХХ века. Полностью технология была утрачена в России к 1930 году, трудоемкую методику заменило фабричное производство.

Куратор выставки выбрала наиболее интересные предметы, чтобы показать разнообразие применения набойки. Это сарафаны, женские рубахи, нижние юбки, фартуки, мужские рубахи, порты, промысловая одежда, в том числе так называемая маличная рубаха. Набойкой украшали и предметы обихода: наволочки, покрывала и скатерти. Они тоже показаны на выставке.

Предметный ряд мы старались показать, не ограничиваясь костюмами, а показываем еще предметы, которыми они украшали свой быт, – пояснила Светлана Никитинская.

Цветы, вазоны и птицы-павы

На ткани наносили цветы, листья, переплетающиеся ветви с крупными и мелкими цветочками, вазоны. На некоторых набойках были изображены птицы. На выставке представлена набойная доска с фантастическими птицами-павами, это очень редкий экземпляр. На ткани для мужской одежды и наволочек наносили геометрические узоры.

Поверх обычной набойки иногда делали так называемую верховую – точечные мазки масляной краской. Такие изделия называли троекрашеными. На выставке представлены двусторонние доски для масляной верховой набойки конца XVII – начала XVIII века, они значительно больше обычных. На одной из досок орнамент, который использовался для подклада церковных облачений.

Название выставки имеет двойное значение. Раньше набойные доски назывались манерами.  Кроме того, все изделия были разными, каждый сарафан или порты сделаны «на свой манер».

Возрождение набойки

В начале XXI века кубовую набойку стала возрождать народный мастер из Каргополя Елена Дикова. На выставке представлены ее образцы набойки. Кроме того, она консультировала авторов выставки и помогла атрибутировать музейную коллекцию набойных досок.

В середине выставочного зала представлены интерьер красильни и те предметы, которые использовались в процессе. Например, баран, на который наматывалась ткань. Традиционно красильня занимала два помещения: в одном располагались большие столы с холстами, в другом – чан с красителем.

Также на выставке представлена коллекция архангельского модельера Николая Терюхина «Душа», она выполнена из старинных набойных тканей, на открытии дизайнер представил коллекцию «Синие ночи Кенозерья». В работах использована современная авторская набойка, где узоры с рыбами, львами и даже комарами.

На выставке будут проходить мастер-классы по верховой набойке. Это очень увлекательный процесс, где взрослые люди увлекаются, как младшеклассники, и создают очень интересные композиции.

Экспозиция кубовой набойки будет работать до начала декабря.

Мария Березина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 9 августа 2022 г.