В Архангельской области стартует проект «Великие реки России»

Почти все российские города, села и деревни расположены по берегам или вблизи больших и малых рек, дающих запасы пресной воды.

И эти реки в течение столетий формировали культуру местных жителей, уклад жизни и менталитет. А кроме этого, посредством открытия торговых путей и судостроения они влияли на жизнедеятельность и безопасность всего государства. Обо всем этом говорили на круглом столе в Северном морском музее, посвященном документальному медиапроекту «Великие реки России. Русский Север».

Большая исследовательская работа по этому проекту проводится АНО «Русское океанографическое сообщество» и телеканалом OCEAN-TV, в нем задействованы некоммерческие организации, общественные деятели, ученые, краеведы, экологи, журналисты, художники, политики, предприниматели. И в результате этих исследований о культуре, истории, современном экономическом и экологическом состоянии регионов, которые находятся в бассейнах крупнейших рек России, каждый желающий сможет узнать во Всемирной сети.

Без сомнения, вы убедитесь в том, что это цикл довольно интереснейших документальных фильмов. А вскоре сможете посмотреть фильмы о наших родных северных реках, после того как съемочная группа пройдет на катере по основным северным водным магистралям из Рыбинского водохранилища по Северо-Двинскому каналу и рекам Поморья до Архангельска. К слову, свое участие в одном из этапов экспедиции подтвердил известный путешественник Федор Конюхов. Он представит свою школу в городе Тотьме.

Продюсер проекта Андрей Подколзин во вступительной речи рассказал участникам круглого стола о планах экспедиции:

– Проект стартует 12 мая, мы будем идти и водным, и дорожным путем, чтобы не пропустить что-то важное. А где-то и пешком придется пройти. Уже на этапе подготовки все, что мы узнали о Севере, стало для нас открытием. Например, что архангельские и вологодские крестьяне никогда не были крепостными и активно участвовали в освоении Русской Америки и Тихого океана. Мне кажется, Поморье – благодатная почва для подобных находок. Новый сезон проекта «Великие реки России» будет состоять из восьми серий продолжительностью 25 минут. Выход в эфир намечен на 2021 год.

Присутствующие могли ознакомиться с роликами, посвященными другим экспедициям, – по Волге в 2017–2018 годах, Оке и Дону в 2019-м.

– Это первый в России такой проект, и мы чувствуем, какая сложная задача поставлена перед нами, – продолжил Андрей Подколзин. – Изучая Волгу, мы были пять месяцев в пути, сделали 50 остановок, и все это для того, чтобы вы узнали Волгу, как узнали ее мы. На ней и на Дону мы встречали некоторые сооружения, которые в принципе можно назвать археологическими сенсациями.

Во время путешествий экспедицией использовался стальной речной катер «Патрульный 19», который группа полностью переоборудовала. Сейчас у нее имеется экспедиционное судно «Аксидиан», в народе уже прозванный речным «Калипсо». Также в работе группой задействованы специальный экспедиционный «УАЗ Патриот», моторный катер, надувные лодки, байдарки.

– Конечно, возникали некоторые проблемы, – признается продюсер проекта. – Нас не раз сносило течением, сажало на мели. Сталкивались с откровенным равнодушием, стучались во все двери, несли финансовые расходы. Однако было немало встреч и с очень гостеприимными и на удивление неравнодушными к своему родному краю людьми, в основном простыми местными жителями. Очень радует, что в Архангельской области нас на всех уровнях встретили едва ли не с распростертыми объятьями – нас явно здесь ждали. Правда, заметны нехватка знаний у некоторых жителей о родном крае и какое-то их малообъяснимое чувство безвыходности. К примеру, я ехал по Архангельску на такси и заговорил с водителем о Северной Двине. Он ответил: «Она грязная, и вообще отсюда уезжать надо». Когда я стал говорить о том, что на самом деле представляет собой ваша река, какое историческое и экономическое значение для страны она имела и имеет, он удивился: «Я столько здесь живу, а даже не знал…»

Эту тему участники живо подхватили, а общее мнение выразила в своей речи Ольга Крыгина, заместитель генерального директора АО «Северное речное пароходство» по эксплуатации флота и безопасности судоходства:

– В первую очередь стоит привлекать к изучению темы родного края молодежь, особенно ту ее часть, которую лично я называю «однопальцевой» – кроме нажатий одним пальцем кнопок телефона, их ничего не интересует, в том числе окружающий мир. На сегодняшний день нам не хватает кадров, и с помощью этого проекта можно расширить кругозор молодых и перспективных людей, заинтересовать их в период выбора будущей профессии, привлечь в нашу отрасль. Главное, чтобы подход не был формальным. Власти также должны воспользоваться случаем, чтобы привлечь внимание и к нашему флоту, и вообще к Русскому Северу, который на сегодня явно подзабыт. Со своей стороны мы открыты для диалога и готовы предоставить любое техническое и информационное сопровождение.

Духовное значение проекта отметил игумен Феодосий (Нестеров), благочинный Архангельска, настоятель Свято-Троицкого монастыря:

– Сам я до 30 лет проживал в Москве, но, приехав на Север, понял – его монастыри, расположенные близ поморских рек, – это неотъемлемая часть истории Русской земли, они наше богатство. Сегодня река считается чем-то второстепенным, но без нее – как без рук, во многом благодаря ей формировались мировосприятие, культура народа. А кроме этого, все мы понимаем, что сохранность речных путей – вопрос выживания и безопасности. Работа экспедиции – во многом духовный подвиг. Ведь забвение – явление разрушительное.

Екатерина Пиликина, начальник службы информации АО ПО «Севмаш», единственного строителя атомных подводных лодок в стране, сообщила, что предприятие напрямую связано с православием – И. В. Сталин, выбирая место для его строительства, сказал: «Монахи плохого места не выберут».

– Волга с ее многочисленными притоками описана в документах более подробно, чем Северная Двина и реки Поморья. А между тем в 16–17 веках именно наш Север связывал Западную Европу с Московией и даже был частью пути в Китай, – дал историческую справку Евгений Тенетов, директор Северного морского музея. – В то время берега наших рек были заселены очень густо. У нас была основана лоцманская служба. Без лоцманов не могло бы пройти в фарватере ни одно судно – вспомним подвиг Ивана Рябова. А сами они сильно отличались от обычных крестьян – имели особый быт, владели несколькими языками, их услуги хорошо оплачивались. Предлагаю в проекте использовать эту ценную информацию.

Участники обратили внимание, что история Русского Севера началась с древнейших времен, задолго до открытия торгового пути, – с варягов, идущих в Константинополь через наши реки.

Ольга Грипас, начальник Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рассказала об особенностях реки Северной Двины, степени загрязненности и характеристиках воды, на которые можно было бы опираться в проекте.

Кстати, за круглым столом была поднята отдельная тема, посвященная экологии водоемов.

– Мы проведем анализ воды на наличие микропластика, – заметил Андрей Подколзин и пояснил: – Микропластик содержится в одежде, в стиральных порошках и т. д. После того как вы одежду постирали, он попадает в воду, потом появляется в наших реках, из рек попадает в океан, оседает в почве. При этом никаких нормативов по содержанию микропластика нет, так как это новая проблема. Сегодня по этому поводу не бьют тревогу, однако лет через сто мы сами, наши потомки можем стать пластификаторами.

Участникам проекта были даны дополнительные практические рекомендации. Во-первых, группе необходимо очень четко спланировать посещение определенных туристических, исторических, культурных и других объектов. Время ограничено проходимостью некоторых северных рек.

Во-вторых, стоит обратить внимание на разительное отличие менталитета в разных населенных пунктах и районах, которые могут располагаться даже вблизи друг от друга. Отличаются дома, люди, их говор, отношение к жизни – эта тема тоже может быть отражена в проекте. Сказаниями, песнями, былинами северяне охотно поделились бы с его участниками.

И конечно, зрителям была бы интересна жизнь таких закрытых и секретных судостроительных и судоремонтных предприятий, которые могли бы хотя бы частично о ней рассказать.

Собравшиеся сошлись во мнении, что съемки программ о реках России открывают и озвучивают множество проблем, которые находят решение, если люди думают в одном направлении.

Семен Виталов
Фото: АО «Северное речное пароходство»

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 10 января 2020 г.