25 апреля 2022

В Архангельской области 50 региональных законов предстоит привести в соответствие с федеральным законодательством

На минувшей неделе в центре внимания депутатов Архангельского областного Собрания была реализация федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

В Архангельской области 50 региональных законов предстоит привести в соответствие с федеральным законодательством

Он совершенствует механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти – федеральной, региональной и муниципальной. Тему обсудили на депутатских слушаниях, состоявшихся по инициативе комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления. В продолжение этой работы на 34-й сессии облсобрания был принят ряд важных поправок в региональное законодательство.

Преемственность правового регулирования

Как отметил в своем выступлении на депутатских слушаниях заместитель руководителя администрации губернатора и правительства Архангельской области – директор правового департамента Игорь Андреечев, законотворческая деятельность сейчас осуществляется в логике реализации поправок к Конституции России (принцип единства публичной власти был закреплен в основном законе государства впервые. – Прим. ред.).

И ее нынешний этап связан с принятием 21 декабря 2021 года нового федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Следующий шаг будет посвящен такой же реформе на уровне местного самоуправления.

– 414-й федеральный закон пришел на смену действующему 184-му от 6 октября 1999 года. Можно отметить два основных мотива, почему это было необходимо, – рассказал Игорь Андреечев. – Во-первых, с 1999 года в действующее федеральное законодательство были внесены многочисленные поправки. И федеральный законодатель, принимая новую редакцию закона, преследовал задачи выстраивания единой системы правового регулирования организации публичной власти в субъектах РФ. Безусловно, он основывался на преемственности правового регулирования. Мы идем тем же путем и предлагаем поправки в областное законодательство с учетом институтов, которые были выработаны и получили развитие в регионе. Вторая очевидная тенденция – необходимость раскрыть и наполнить новым содержанием конституционные поправки. Это новое содержание прежде всего и есть тот принцип единой публичной власти – федеральной, региональной и муниципальной, работа во взаимодействии для обеспечения качества жизни населения. Мы транслируем этот принцип в региональном законодательстве.

Изменился устав области и права губернатора

Новый федеральный закон задал вектор перемен на региональном уровне. Правила и нормы, по которым работают субъекты РФ, сейчас приводятся к единой схеме. В Архангельской области корректировки требуют более 50 региональных законов.

На апрельской сессии депутаты областного Собрания рассмотрели восемь законопроектов, касающихся организации публичной власти. Так, внесены поправки в Устав Архангельской области, законы «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» и «О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов».

Поправки в Устав Архангельской области определяют систему органов публичной власти региона, в которую входят органы государственной власти Архангельской области, иные государственные органы Архангельской области, органы местного самоуправления. Закрепляется принцип их взаимодействия в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития Поморья.

Меняется правовой статус губернатора Архангельской области как высшего должностного лица. Теперь он замещает не только государственную должность Архангельской области, но и Российской Федерации. Это связано с тем, что регион исполняет большое количество переданных ему федеральных полномочий. Расширяются права губернатора. Устав дает ему право вносить предупреждение или выговор главе муниципалитета за неисполнение или ненадлежащее исполнение им полномочий, а также снимать его с должности при отсутствии должной реакции на предупреждения и выговоры или в связи с неисполнением социальных показателей по экономическому развитию территории.

Закрепляется принцип, по которому органы, входящие в единую систему публичной власти, будут содействовать развитию местного самоуправления в Архангельской области.

Кто может лишиться депутатского мандата

Ряд областных законопроектов касается деятельности законодательного органа. Большинство изменений носит технико-юридический характер – они приводят региональные документы в соответствие с новой терминологией федерального закона.

Уточняется форма работы областного Собрания – заседание (сессия), организационные основы проведения первого заседания регионального парламента после выборов, а также статус депутата. Теперь все депутаты областного Собрания должны являться лицами, замещающими государственные должности Архангельской области вне зависимости от того, работают они на освобожденной или неосвобожденной профессиональной основе.

Важное изменение касается оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов областного Собрания – они теперь синхронизированы с федеральным законом, своего отдельного перечня нет.

– В нашей действующей редакции прописан перечень оснований. Периодически федеральное законодательство менялось, и мы вслед за этим были вынуждены корректировать региональный закон, – пояснил председатель комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления Архангельского областного Собрания Игорь Чесноков. – Поэтому сейчас была принята формулировка, согласно которой причиной прекращения полномочий депутатов Архангельского областного Собрания являются основания, перечисленные в федеральном законе № 414. На мой взгляд, это наиболее правильный подход, учитывая, что в федеральном законодательстве периодически происходят изменения.

Среди оснований для прекращения депутатских полномочий — признание народного избранника судом недееспособным или ограниченно дееспособным, вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда. К лишению мандата приведет отъезд за границу на постоянное место жительства, прекращение гражданства РФ или наличие гражданства/подданства другого государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, наличие счетов в зарубежных банках и ряд других причин.

Федеральный законодатель в 414-м законе четко обозначил свою позицию по поводу нарушения депутатами требований о предоставлении сведений о своих доходах и расходах.

– Ранее у нас нередко были споры, что делать, если депутат предоставил недостоверные сведения о доходах, – отметил Игорь Чесноков. – Федеральный законодатель в 414-м законе урегулировал этот вопрос. На основании его позиции в областном законе предусмотрено применение одной из следующих мер ответственности: предупреждение, освобождение от занимаемой должности в Архангельском областном Собрании без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в АОСД с момента принятия решения о применении к депутату мер ответственности до прекращения срока его полномочий, запрет занимать должности в Архангельском областном Собрании депутатов до прекращения срока полномочий.

Депутаты поддержали предложенные законопроекты. Важно, чтобы деятельность региональных органов, входящих в единую систему публичной власти, была легитимной и отвечала требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Корректировка областного законодательства, касающегося публичной власти, продолжится. Несколько законопроектов подготовлены для рассмотрения на сессии областного Собрания в мае. В целом же вносить изменения в региональные законы планируется с учетом сроков вступления в силу положений ключевого федерального закона и других законодательных изменений в различных отраслях права.

Поделиться
120633