В Архангельске прошел чемпионат по финграмотности для школьников

Ребята усиленно готовились к соревнованиям. Их участниками в первый день, 11 февраля, стали 11 команд из семи образовательных учреждений.

Чемпионат состоял из финансового и коммуникативного боев.  Во второй день, 12 февраля, в финальном раунде участвовали три команды-победительницы — две из школы №8 и одна из школы №14.

Участников оценивало компетентное жюри. В него вошли координатор региональной программы повышения финансовой грамотности Архангельской области Валентина Даниловская, руководитель Регионального центра финансовой грамотности Архангельской области, организатор муниципального этапа Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности в Приморском районе Нина Мигунова, сотрудник отделения Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по Архангельской области Григорий Козьмин.

Напомним, Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности проходит в три этапа – муниципальный, региональный и федеральный. Финал соревнований состоится в августе 2020 года во Всероссийском детском центре «Орленок», где за чемпионство поборются 15 лучших команд из 15 регионов России.

Формул мало, нужны рассуждения

Состязания на муниципальном этапе в Архангельске проходили на базе Института управления. Ответственными для ребят стали оба дня. Удачно выступившие команды в первый день все же немного волновались, придя на очередной раунд. Команды разместились в аудитории, а, чтобы не путать их представителей, каждой выдали галстуки: синие, желтые, красные.

Ведущая – методист Центра дополнительного образования «Контакт» Светлана Салкова -рассказала о программе состязаний. Ребятам предстояло стать участниками шести финансовых поединков и коммуникативного боя.

И вот поединки начались. Команда оппонентов выбирала номер задачи для команды «решателей». Отметим, что задания были трех степеней сложности, максимальное количество баллов, которые полагались за правильное решение, — семь. Все ситуации, указанные в заданиях, оказались приближенными к тем, которые могли встретиться в реальной жизни. В одной из задач требовалось определить ежегодный уровень инфляции, изменение уровня цен за рассматриваемый период, величину реальной средней месячной зарплаты. И вот на доске появились формулы, множественные расчеты.

Когда ответ готов, «решатель» обосновывал ход мыслей, отвечал на вопросы членов жюри. А еще, если решение задачи правильное,  команде предстояло дать оппонентам ответы на три вопроса. Ребята вспомнили, что такое номинальная и реальная зарплата, в чем их разница.

Среди заданий было касающееся более выгодной оплаты билетов на разные виды транспорта, когда семья едет в отпуск. «Решатели» справились с ним хорошо, поэтому им еще предстояло ответить на вопросы о том, в каком случае семье работодатель может оплатить поездку в обе стороны, а  еще какую сумму курортного сбора придется заплатить, если семья состоит из четырех человек, и будет отдыхать на юге четыре недели.

Правильный ответ на первый вопрос – работодатель оплатит поездку, если семья проживает в районе Крайнего Севера. А курортный сбор для нее составит 1120 рублей, что подтвердили расчетами.

Задания также касались уровня НДФЛ, того, как надо гасить кредит…

Жюри не только ставило оценки участникам, но и помогало им разобраться в ситуациях, указанных в задачах, учило рассуждать. Такой диалог стал очень важен для школьников.

Знания плюс артистизм – путь к успеху

Во второй части встречи состоялся турнир по коммуникативным боям. Ребята, отвечая на вопросы, указанные в задании, за короткое время отстаивали свою точку зрения, оспаривая представителя другой команды. Среди предложенных вопросов – о выгоде вкладов и защите их от инфляции. Нужно ли родителям контролировать, как ребенок тратит подаренные ему деньги? Следует ли с детьми обсуждать семейный бюджет и стоит ли при его составлении учитывать интересы всех членов семьи? Что лучше делать: вкладывать деньги в драгоценный металл или хранить их в банке? Немалый интерес вызвала дискуссия о том, с чего начинается финансовое благополучие: с покупки дорогой техники, одежды популярных брендов? Так ли это?

Участники состязания прилагали немало усилий, отстаивая свое мнение. Жюри в тот день тоже решало непростую задачу: определяло лучшую команду. При этом учитывались содержательность выступления школьников, стремление к диалогу и артистичность.

Пока шло подведение итогов, ребята общались, делились впечатлениями. Несмотря на соревновательный характер встречи, все были очень позитивно настроены. Несомненно, многие подружились, стали единомышленниками.

И вот, наконец, объявили результаты состязания. Победителем финала стала команда средней школы Архангельска №8 «Многоходовочка». На втором — тоже команда 8-й школы «Се ля ви», на третьем —  14-й школы «Чеканные монеточки». Все они в марте примут участие в  региональном этапе чемпионата и поборются за первое место с командами из Новодвинска и Приморского района.

После поздравлений и напутственных слов членов жюри сделали общее фото.

Ольга БОНДАРЕНКО

Комментарий

Валентина Даниловская, координатор региональной программы повышения финансовой грамотности Архангельской области:

— Всероссийский чемпионат это новая инициатива проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности. В рамках проведения Чемпионата используется интерактивный метод обучения, позволяющий детям школьного возраста находиться в режиме беседы, диалога друг с другом. При такой форме обучения происходит активный обмен знаниями, идеями, взаимодействие и творческое общение между детьми. Современные игровые технологии позволяют школьникам, с одной стороны, познакомиться с особенностями правильного финансового поведения, а с другой — научиться принимать финансовые решения в условиях, максимально приближенных к реальности.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 18 февраля 2020 г.