18 апреля 2022

В Архангельске проходит Большой пасхальный фестиваль

17 апреля в Вербное воскресенье в Камерном зале Поморской филармонии состоялся концерт «В ожидании Пасхи» Архангельского государственного камерного оркестра под управлением Владимира Онуфриева.

В Архангельске проходит Большой пасхальный фестиваль

Солистами выступили ректор Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор, лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Юрий Гуревич (баян) и профессор Нижегородской консерватории, лауреат Всероссийского конкурса и дипломант Международного конкурса Елена Смолянская (виолончель). На концерте состоялась мировая премьера сочинения петербургского композитора  Игоря Воробьева «Отче…». Программа «В ожидании Пасхи» дала старт юбилейному X Большому Пасхальному фестивалю.

Концерт начался с пьесы «Молитва» Эрнеста Блоха (1880, Швейцария – Америка), часть цикла «Из европейской жизни» для виолончели и струнных. Музыка, написанная почти сто лет назад, стала самой далекой от нас по времени создания. Остальные произведения, прозвучавшие на открытии X Большого Пасхального фестиваля, написаны нашими современниками. Это сочинение «Во сне и наяву» нижегородского композитора Оксаны Зароднюк (р. 1969), цикл пьес для струнного оркестра «Багатели» Валентина Сильвестрова (р. 1931), «Отче…» петербургского композитора Игоря Воробьева (р. 1965) и «Семь слов» Софии  Губайдулиной (р. 1931).

– Эти произведения не случайно собраны в программу, представляемую в день Вербного воскресенья, за которым начинается Страстная седмица. Для православных это время углубленных размышлений, сострадания и последующих за этим радостных пасхальных дней. Наша программа – это размышления на духовные темы, –  рассуждает концертной программе «В ожидании Пасхи» дирижер и художественный руководитель Архангельского государственного камерного оркестра Владимир Онуфриев.

«Багатели» – звучащая тишина, отблески и отзвуки небесной красоты, утраченной и пока не обретенной, сочинение, написанное языком давних музыкальных эпох. «Отче…» – мировая премьера, размышления композитора Игоря Воробьёва, навеянные «Житием протопопа Аввакума» и посвященные 400-летию со дня рождения этого яркого участника событий русской духовной истории, закончившего свои дни на Севере. 

 «Семь слов Христа» недавнего юбиляра Софии Губайдулиной – это сочинение, поражающее своим масштабом, мощной, впечатляющей выразительностью, не способное оставить равнодушным никого. А пьесы Эрнеста Блоха почти зримо перемещают нас в Палестину, где тысячелетнее время застыло. Мы можем живо представить столетние оливы на выжженной солнцем земле и узкие улочки вечного города Иерусалима. 

Поэма о неистовом Аввакуме

Сочинение петербургского композитора Игоря Воробьева «Отче…» было представлено публике впервые. Автор прилетел в Архангельск на премьеру и участвовал в репетициях. По его словам, уже на этапах работы над произведением было ясно, что именно Архангельский государственный камерный оркестр будет его первым исполнителем. Замысел пьесы зрел давно, первые наброски были сделаны осенью, а завершено сочинение буквально несколько месяцев назад.

– Мы практически работали вместе. С исполнителем, которого ты знаешь и понимаешь, всегда можно обговорить технологические вопросы, которые связаны с нюансами драматургии, неких штрихов, каких-то чисто музыкальных вещей, – отметил Игорь Воробьев.

Сотрудничество Игоря Воробьева и Владимира Онуфриева началось 20 лет назад, когда композитор участвовал в фестивале, посвященном Александру Мосолову, чье творчество также тесно связано с Архангельском. Автор не определяет строго жанр своего нового сочинения, эти границы условны.

– Это концертная фантазия или, скорее, поэма. Был замысел более масштабного произведения, оратории с солистами, но не случилось, а, поскольку уже были какие-то наброски, идеи, мы с Владимиром Онуфриевым решили это осуществить именно в такой конфигурации, – сказал Игорь Станиславович на встрече в Северном (Арктическом) федеральном университете, состоявшейся накануне концерта.

Сочинение «Отче…» посвящено протопопу Аввакуму, видному деятелю русского старообрядчества, который за свою раскольническую деятельность был сослан за полярный круг, в Пустозерск. Там он 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, не прекращая проповедовать, рассылал грамоты и послания, критиковал царя и патриарха и в итоге был казнен. Мятежному отче приписывают 43 литературных сочинения, в том числе знаменитое Житие протопопа Аввакума.

– На мой взгляд, протопоп Аввакум – это знаковая фигура для русской культуры и русского искусства. Мне кажется, с него начинается русская культура в нашем современном понимании. Этот человек осознает себя как равновеликого по отношению к власти и даже, отчасти, Творцу, потому что он сам творец.
Он понимает, что язык культуры, язык литературы – это уже сам по себе инструмент, мощный социальный двигатель. Это то, к чему потом придут все последующие поколения русских писателей. И кроме всего прочего, Аввакум – носитель определенного рода идеала, духовного и  государственного, – комментирует Игорь Воробьев.

«Отче…» – это сочинение для баяна и струнного оркестра. Выбор солирующего инструмента кажется неожиданным. Баян часто используется в академической музыке, но в обыденном представлении это по-прежнему народный инструмент. При этом он абсолютно самодостаточен, органично сочетается со струнными, и имеет огромную тембровую палитру, сравнимую с органом. 

–  Я давно хотел написать произведение для солирующего баяна. Это загадочный для меня инструмент, другая планета, там по-другому играют, в другую сторону руки движутся, и то, что получается в итоге, – это всегда результат взаимодействия композитора и баяниста,  – рассказывает Игорь Воробьев. 

Солист, исполнивший в «Отче…» партии на баяне, профессор и ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич, культивирует баян именно в академическом, ненародном направлении.

– Баян – инструмент довольно непростой для композиторов, он не имеет устоявшийся академической истории, как, например, скрипка или виолончель. Там авторами уже изучено все вдоль и поперек, а баян, я бы сказал, это инструмент с секретом.  Мне часто говорят композиторы, что они представляют и пишут одно, а в результате потом звучит немножечко другое. Но этим, мне кажется, и ценен инструмент. Любой музыкальный инструмент – загадка, а когда это загадка, не очень разгаданная, в этом ценность вдвойне,  – считает Юрий Гуревич.

В пьесе баян выступает от лица Аввакума. На протяжении всего сочинения звучит музыкальная тема, состоящая из двух звуков, как символ двоеперстнного крещения, на котором  до последнего вздоха стоял протопоп.

– Это сочинение – очень яркая фреска, довольно трагичная: ведь Аввакум, по сути дела, страдалец, но он раскольник, Православная церковь не признавала старообрядческие идеи. Аввакум  был сожжен, и в произведении выражен этот момент внутреннего противоречия. Это сочинение производит очень сильное впечатление, – комментирует Юрий Гуревич.

Семь слов Христа современным языком

Во втором отделении концерта «В ожидании Пасхи» был исполнено сочинение Софии Губайдулиной «Семь слов», написанное в 1982 году. Три составляющих музыкальной ткани произведения – струнные, солирующая виолончель и баян – приобретают значение христианских символов, соответствующим ликам Святой Троицы. Семь частей произведения сопоставимы с семью фразами, по свидетельству евангелистов, произнесенными Иисусом Христом на кресте.

– У Губайдулиной  огромное значение имеет числовая символика. Композиторское творчество прошло очень большой путь. В XX веке авторы используют те модели, те технологические стратегии, которые использовались, например, и в XVI–XVII веках. Тот арсенал средств, которым пользуется современный композитор, помогает передать музыкальную мысль не в виде шифра, а в виде непосредственно читаемого сюжета, работает на прямое понимание. Пятая часть сочинения Губайдулиной называется «Жажда», и я не могу отделаться от ощущения, что мы прямо чувствуем страдания, которые за этим стоят, физически чувствуем жажду, – делится своими наблюдениями художественный руководитель Архангельского камерного оркестра  Владимир Онуфриев. 

Еще одна особенность современной музыки в том, что она дает возможность для импровизации. Финальная часть сочинения «Семь слов» в разных интерпретациях звучит от четырех до восьми минут. У автора прописана только последовательность, канва, остальное отдается на волю исполнителя.


Зеркало современной культуры

Программа концерта «В ожидании Пасхи», в том числе сочинение Игоря Воробьева «Отче…», были очень тепло приняты архангельской публикой во многом благодаря блестящему исполнению Архангельским государственным камерным оркестром и солистами Юрием Гуревичем, Еленой Смолянской. Однако в целом проблема непонимания современной музыки аудиторией существует. Об этом шла речь  на встрече  с композитором Игорем Воробьевым, которая состоялась накануне концерта в Северном (Арктическом) федеральном университете. Зрители часто с удовольствием слушают классику, Баха, Моцарта. Вивальди, а произведения, написанные современниками, не находят должного отклика. По мнению Игоря Станиславовича, на это влияет несколько факторов.

– В XXI веке изменилась сама парадигма культуры. Классическое искусство зиждилось на утопии, на идеале совершенства, то есть том, чего в мире нет. В мире шли войны, бушевали  эпидемии. Территория  XVIII века в этом плане была совсем неблагоприятной, а Моцарт писал такую светлую музыку. Начиная с XX века, особенно после Первой мировой войны, складывается совершенно иной тип отношений. Искусство стремится говорить правду о мире, о том, каков он есть. Людям иногда это не нравится, это все равно, что смотреть в зеркало. В этом же направлении движется и современное изобразительное искусство и литература,  –  поделился своими мыслями композитор.

Еще одна проблема, по мнению Игоря Воробьева, в отсутствии и коммуникации между автором и слушателем. В XVIII–XIX веках и еще и раньше музыка всегда была современной, старых авторов не играли, исполняли преимущественно произведения современных композиторов. Публика была в них заинтересована, потому что развитие культуры и самосознания общества шло параллельным курсом. Эта  синхронность позволяла автору и слушателю взаимодействовать. Сегодня эта коммуникация нарушена.

– На мой взгляд, современное произведение должно находиться как в диалоге с  прошлым культуры, так и в диалоге со слушателем, с аудиторией, – продолжает Игорь Воробьев. –  Автор нередко не любит слушателя.  Это происходит потому, что  современная культура в большей степени эгоцентрична, направлена прежде всего на удовлетворение собственных творческих потребностей. Слушателя, аудиторию, надо любить, в том числе и исполнителю, конечно, не совсем гладить по головке, но, по крайней мере, в какой-то момент показать ему что-то знакомое, известное.

Большой Пасхальный фестиваль продолжится 26 апреля традиционным благотворительным концертом «Светлый праздник», куда будут приглашены взрослые слушатели, которым тоже нужна поддержка, – это родители детей, получающих помощь в паллиативном и онкологическом отделениях; врачи городских больниц, учителя коррекционных школ, сотрудники и пациенты реабилитационных центров и ветеранских организаций.

2 мая в клубе «Колесо» в рамках фестиваля состоится концерт Дарьи Виардо и группы Hodila izba. Музыканты соединяют исконно русские напевы с джазовой импровизацией. 

7 мая фестиваль закроет ансамбль старинной музыки Ex Libris под управлением Даниила Саяпина. Коллектив впервые выступит в Архангельске и представит программу «Песни небожителей». В нее войдут песнопения Русского Севера из рукописей XVII века. Зрителей ждет мировая премьера пасхального альбома по материалам певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря, Софийских Соборов Вологды и Новгорода и других обителей.

Татьяна Жгилева, фото Надежды Волковой

Поделиться
120239