2 февраля 2021

Учиться никогда не поздно: как взрослые студенты совмещают учебу, работу и семью

Каким вам представляется среднестатистический студент? Вчерашний школьник, питающийся одними роллтонами и вечно без денег? Герои нашего материала развенчивают стереотипы и доказывают, что студентом можно быть в любом возрасте. Взрослые студенты Архангельского музыкального колледжа поделились своим опытом, как же совмещать учебу с семьей и работой.

Учиться никогда не поздно: как взрослые студенты совмещают учебу, работу и семью

Вот уже 86 лет Архангельский музыкальный колледж открыт для желающих получить среднее специальное образование в сфере музыкального искусства. Большую часть студентов представляют юноши и девушки, только что окончившие 9-й или 11-й класс. Но это не значит, что взрослым людям, которые хотят научиться музыке, вход закрыт.

– У нас нет заочной формы обучения. Сейчас в связи с пандемией часть теоретических дисциплин проводится в дистанционном формате, но в целом образование студенты получают в привычной для них форме. Есть студенты с гибким графиком работы, кто-то работает по сменам. Все возможно – было бы желание, – считает директор колледжа Ольга Фофанова.

музколледж

Каждый год колледж принимает порядка 60 первокурсников. Последние годы примерно 10% из них – взрослые студенты, имеющие за плечами высшее образование. На вступительных испытаниях кроме проверки творческих навыков приемная комиссия выясняет, сможет ли поступающий совмещать учебу с другими своими обязанностями. Это исключает возможность скорого отчисления не оценившего свой потенциал и не справившегося с нагрузкой студента.

– Если взрослый абитуриент говорит, что он не планирует работать во время обучения, то я интересуюсь, на что он будет существовать. Думаю, это логичный вопрос. Сейчас академическая стипендия в колледже чуть выше средней по СПО – 1200 рублей. При этом мы все понимаем, что это не тот уровень дохода, который позволит взрослому человеку учиться и не работать, – говорит Ольга Александровна.

К слову, успеваемость у взрослых студентов высокая. Это обусловлено мотивацией к получению нужных для них знаний, желанием заниматься тем, что интересно.

– Я думаю, что тенденция к получению среднего профессионального образования после обучения другой специальности будет еще больше развиваться. Иногда родители боятся отпустить проживающего в области ребенка учиться в город, ведь здесь ему нужно будет проживать в общежитии, а значит, самому готовить, убирать, планировать расходы, – рассказывает директор. – Еще есть такие случаи, когда родители вместе с детьми приходят на Дни открытых дверей и говорят, что ребенок очень хочет заниматься музыкой, но они пока не разрешат своему сыну или дочери поступить в колледж, что музыкант – это несерьезная профессия. Дети по велению родителей получают другое образование, отдают родителям диплом, а потом возвращаются в колледж, для того чтобы заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Такие истории я часто слышу на вступительных собеседованиях.

После окончания колледжа многие из них трудоустраиваются по новой специальности. Один из таких выпускников – Александр Пошин, получивший диплом в 2019 году. Сейчас он успешно работает преподавателем в Детской музыкальной школе № 1 Баренцева региона.

музколледж

Стоит сказать, что и сама Ольга Александровна не отстает от своих студентов. Сейчас она учится на первом курсе в магистратуре САФУ имени М. В. Ломоносова по направлению «Прикладная культурология».

– У меня не было цели пойти учиться ради очередного диплома. Узнав, что в этом году набирается курс магистрантов по этой специальности, я предварительно попросила учебный план программы. Мне захотелось более глубоко изучить разные отрасли культуры, а не только музыку. К тому же меня привлекли дисциплины, связанные с изучением именно нашего региона. Не сомневаюсь, что моя нынешняя учеба даст новый толчок в моей работе, – делится Ольга Фофанова.

О том, каково это – совмещать учебу, работу и семью, рассказали студенты Архангельского музыкального колледжа.

Анна Кузнецова, 27 лет, 3-й курс:

– По первому образованию я энергетик промышленных предприятий, но в этой сфере не работаю. В колледж поступила по совету друзей-музыкантов, с которыми работала в кавер-группе в качестве вокалистки. Конкретной цели у меня не было: просто было интересно попробовать себя в чем-то новом. Два года я обучалась по направлению «Эстрадное пение», затем перешла в рамках того же отделения на инструментальное (саксофон), так как инструментальное исполнительство больше удовлетворяет мои ожидания от музыкального образования.

Я чувствую нехватку времени и сил при совмещении работы и учебы. Однако у нас на отделении есть трое взрослых студентов-мужчин, которые являются главами семейства и также работают на постоянной основе. Но тут стоит сказать, что они уже имели достаточный базовый уровень навыка исполнительства на инструменте. В противном случае работать, содержать семью и учиться инструменту с нуля было бы крайне сложно, потому что это требует много времени. Пока что планов на будущую профессию у меня нет: я все еще в поиске себя.

Виктория Филиппова, 32 года, 3-й курс:

– Когда я окончила школу, передо мной стоял выбор: идти в музыку или дизайн. Я выбрала дизайн, пошла в архитектуру. Музыка тогда не перевесила, так как на тот момент я думала, что не смогу успешно обучаться без музыкальной школы за плечами. Получила два образования: среднее профессиональное по специальности «Дизайн интерьера» и высшее экономическое (направление «Финансы и кредит»).

В колледж я поступила волей случая. В планах этого не было, пока моя подруга не позвала пойти с ней за компанию подавать заявление. Пару дней я подумала и решила: «А почему бы и нет?» Сказали бы мне лет пять назад, что в 30 лет я пойду учиться в музыкальный колледж – не поверила бы! Сейчас понимаю, что все не случайно. Я учусь по направлению «Эстрадное пение». Никогда профессионально этому не обучалась, но всегда очень хотела, поэтому выбор отделения был очевиден.

Мне нелегко совмещать работу в СМИ и обучение в колледже, так как и там, и там важно на 100% быть в процессе. Но мне очень повезло с начальством: руководитель пошел мне навстречу и предоставил условия для совмещения. Надеюсь, что моя дальнейшая деятельность будет связана с музыкой!

Илья Дунаев, 35 лет, 3-й курс:

– У меня уже есть неполное высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», но работаю я в Детской музыкальной школе № 3 в Северодвинске, так как с детства занимался музыкой.

Сейчас учусь на отделении «Музыкальное искусство эстрады». Решил, что изучать джаз намного проще и быстрее, если есть рядом люди, у которых можно узнать ответы на интересующие вопросы. При совмещении семьи, работы и учебы самый главный ресурс – время, которого иногда не хватает, но при большом желании все возможно.

Алина Собко, 32 года, 2-й курс:

– По высшему образованию я экономист (направление «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). По специальности работала три года, потом пять лет была госслужащим, сейчас нахожусь в декретном отпуске.

После получения диплома музыкальной школы я долгое время не садилась за фортепиано. Через год после окончания вуза меня пригласили играть в группе на синтезаторе, но в какой-то момент я поняла, что мне ближе всего чистый звук родного фортепиано, и ушла. Позже пришло осознание того, что мне не по душе офис и хочется работать в музыкальной сфере. Я хочу стать концертмейстером, учителем музыки. Для этого выбрала направление «Инструментальное исполнительство» по классу «Фортепиано», люблю звучание именно этого инструмента.

Нелегко совмещать учебу и уход за ребенком, но в этом мне помогают мама и супруг. И к сожалению, возможности заниматься за инструментом столько времени, сколько хотелось бы, нет.

Александра Коковина

Поделиться
86705