Учить малышей мечтала с детства: педагог Уемской средней школы рассказала о своих жизненных принципах

Работать с детьми, быть для них проводником в мир знаний, массовиком-затейником и при этом образцом нравственности – это под силу не каждому педагогу старших классов. Недаром говорят, что школа — второй дом, а учитель — вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, художник — в картинах, так и учитель — в мыслях, поступках и делах своих учеников. И именно от учителя зависит, что прорастет и созреет из того маленького зернышка, которое он когда-то посеял.

Уинстон Черчилль говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Вполне справедливо, ведь каждому родителю знакома ситуация, когда любимое чадо в споре заявляет: «А Мариванна сказала так!»  И в самом деле, авторитет учителя, особенно первого, того человека, который в памяти каждого человека остается на всю жизнь, часто непререкаем. Но это же вместе с тем и большая ответственность! Об этом и других аспектах учительского труда мы беседуем с учителем начальных классов Уемской средней школы Приморского района Архангельской области Анастасией Дьячковой.

Учить малышей она мечтала с детства, и это не красивые слова ради публикации. Анастасия искренне гордится своей мамой Екатериной Викторовной Двоеглазовой, которая и сегодня работает в Каменской средней школе, что в Мезенском районе.

Преподает также в начальной школе. Именно она в выборе будущей профессии была примером для маленькой Насти. Впрочем, молодой педагог шутит, что никем другим она, с детства наблюдавшая, как мама проверяет тетрадки, а папа мастерит-вырезает по вечерам для нее раздаточный материал, стать не могла.

— У меня в детстве была доска — полка из шкафа, на которой я писала, рисовала и считала примеры. А в роли учеников выступали все игрушки – куклы, мишки и зайчики. Я их учила азбуке, решала с  ними примеры, — смеется молодой педагог.

Анастасия Дьячкова окончила Поморский государственный университет и три года проработала в школе № 37 в Архангельске, а потом с семьей переехала в Уйму, поближе к сестре. Говорит, что в сельской школе есть свой особенный шарм – здесь и педагоги, и дети, и родители как одна большая, дружная семья. Да что там школа! Уйма – одна семья. Учитель делится: с первого дня здесь как в своей тарелке.

— Вы уже сказали, что на выбор профессии повлияло то, что ваша мама – педагог. И все же, почему вы пошли по ее стопам и стали именно учителем начальных классов? Почему не предметником, например?

— Я видела, как мама любит своих учеников, как она готовится к урокам. Ну и мне самой больше нравится работать с маленькими детьми. Когда ребенок приходит в школу как чистый лист, и ты начинаешь с ним работать, в него вкладывать. А потом, когда они уходят в старшую школу, видишь результат своей работы и гордишься своими детьми.

— Анастасия Николаевна, а на чьей вы стороне в извечном споре о воспитании? Я имею в виду  чья это обязанность все же: школы или родителей?

— У меня есть ответ на этот вопрос, и об этом я сразу на первом собрании всегда говорю родителям: попробуйте хлопнуть в ладоши одной рукой. Разумеется, это невозможно. Так же и в образовании. Если мы хотим достичь какого-то результата, чтобы действие было завершено, то вот моя ладонь – это я как педагог со своими знаниями, умениями и навыками готова к действию. А с другой стороны должна быть ваша рука. Только в сотрудничестве, только вместе, не перекладывая ответственность друг на друга, мы сможем выполнить это действие, чтобы из вашего ребенка выросла достойная личность.

Ну и, конечно, у школы в воспитании своя особая миссия, ведь мы в наших детях воспитываем и уважение к старшим, и любовь к Родине, прививаем любовь к труду. Так же и дома.

— Что вы больше всего любите в своей работе?

— Детей! Возможность вместе с ними развиваться. Работая с ними, мне всегда хочется узнать что-то новое, научиться каким-то методам, чтобы не только они меня учили, но и я могла научить их чему-то новому. Те же, например, логические игры, которые они каждый день приносят. В моем детстве такого не было. Поэтому я прохожу разные курсы, осваиваю новые технологии, чтобы тоже научить их чему-то новому и полезному.

Освоила, например, программы с QR-кодами, интерактивные читательские дневники, чтобы не просто открыть книгу, прочитать и закрыть, а выполнить какую-то практическую работу. Конечно, в первую очередь в этих методиках я преследую образовательную цель. Тем более что детям это очень нравится – я вижу блеск в их глазах, поэтому для себя делаю вывод, что иду в верном направлении.

— А что не нравится?

— Отчеты, бумажная работа. Как бы ни говорили сегодня о том, что педагогов освобождают от бюрократической нагрузки, но отчетов по-прежнему очень много. Хочется все же, чтобы было больше времени для того, чтобы побыть с детьми. Провести какие-то творческие, коллективные мероприятия.

— Есть ли у вас какие-то профессиональные секреты?

— Ничего сверхъестественного. Я считаю, что учитель должен идти в ногу со временем. Не оставаться на том уровне, с которым вышел из вуза. Находить для каждого урока свою изюминку. Очень люблю использовать маленькие вещички, например, прием «Волшебная пуговка». С ней они следят за орфограммой или числовым рядом на математике. Это помогает ребятам воспринимать информацию зрительно. Думаю, что такие маленькие приемчики есть у каждого педагога.

— У вас сейчас четвертый класс. А сколько уже выпусков было?

— Один неполный был в 37-й школе, а здесь уже второй.  

— Правда ли, что лучше других помнятся хулиганы, а не примерные ребята-отличники?

— Разве только потому, что хулиганам приходится больше времени уделять, хотя я бы не разделяла своих детей на хулиганов и отличников, — улыбается Анастасия Николаевна. — Я с удовольствием слежу за успехами всех своих выпускников и всегда отмечаю их достижения. И они меня не забывают тоже. Часто прибегают на переменках.

— Первый учитель – человек, заложивший в нас некий фундамент, основы, которые мы проносим через всю жизнь. Вас такая ответственность не пугала?

— Нет, не пугала.  Конечно, я понимаю, что авторитет учителя в начальной школе очень сильный. Я   всегда чувствую ответственность и часто сама себя проверяю: что я говорю детям. Многие родители говорят, что когда дети приходят домой, их невозможно переубедить в каких-то вопросах – если Анастасия Николаевна сказала, что это так, значит так. Поэтому за каждое свое слово и действие я несу ответственность.

— У вас, можно сказать, передовая школа. Что бы вам еще хотелось в ней изменить, улучшить?

— У нас есть все необходимое для организации образовательного процесса – открыт центр «Точка роста», который пользуется у ребят огромным спросом.  Школа у нас большая, детей много, и, к сожалению, не всегда хватает современного оборудования на все классы. Поэтому мне бы хотелось, чтобы было больше практических пособий.

Возможно каких-то лабораторий помимо «Точки роста», куда дети могли бы прийти, прикоснуться к практике, провести опыты – с водой, микроскопом и прочим. Не хватает также оборудованных рекреаций, где дети могли бы отдыхать на переменах.

— Сегодня в области строятся новые школы, оборудованные по последнему слову. Нет ли искушения пойти работать в такую школу?

—  Однозначно нет. Мне очень нравится наша школа, наш педагогический коллектив, дети, родители. Мне кажется, когда ты приходишь в школу, где все есть, пропадает желание… расти дальше.

Здесь же эта возможность есть. И наш директор – Илья Владимирович Тюрин – всегда интересуется, что бы мы хотели видеть в нашей школе, рассматривает наши заявки и ищет средства, чтобы их реализовать.  Наверное, мне бы хотелось, чтобы такая современная и укомплектованная школа появилась здесь, у нас, — смеется моя собеседница.

Ирина Колесникова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 5 октября 2022 г.