30 сентября 2021

Участники экспедиции «Творческая глубинка» оценили туристические практики в Архангельской области

Этим летом проект «Живое наследие» побывал с экспедицией «Творческая глубинка» в районах Архангельской области. Участники — организаторы платформы и тревел-блогеры проехали более трех тысяч километров в поисках самых интересных и креативных способов привлечения туристов. То, что нам, северянам, кажется обыденным, на самом деле — настоящие культурные жемчужины.

Участники экспедиции «Творческая глубинка» оценили туристические практики в Архангельской области

— Цель состояла не только в том, чтобы увидеть живое наследие, которое дошло до нас, но и посмотреть новые практики преображения городов — как люди подают что-то новое так, чтобы это было интересно туристам и местным жителям. То, что объединяет историю и современность, то, что цепляет туриста. Эти примеры в Архангельской области вошли в топ практик, которые мы увидели в нашей экспедиции, — рассказывает один из участников экспедиции, блогер-путешественник Александр Никулин.

 «Живое наследие» — некоммерческий общественный проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов и Общественной палаты РФ, призван создать народную платформу для спасения, возрождения, популяризации локальных достопримечательностей страны. Основатель проекта — председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Андрей Максимов.

Деревня Орлово

Бабушки из деревни Дубровской Устьянского района (ее зачастую  называют Орлово, так как она входит в состав МО «Орловское»), организовали усадьбу кузнеца Ломоноса — это настоящая русская изба с печкой и разной старинной утварью. Здесь же кузница, которую любят не только туристы, но и местные — тут можно выковать гвоздь, послушать бабушек, которые поют в народных костюмах старинные песни. Во всем этом можно принять участие — тоже надеть костюм, стать частью обряда, попить чай из самовара, который раздувают сапогом.

— Для организаторов это настоящее, искреннее дело жизни, — говорит Александр Никулин. — Они рады новым людям, которые начали приезжать именно из-за них, ведь это замечательный аттракцион.

Интересные проекты есть не только в районе, сами Устьяны — один из образцов, где комплексно подходят к сохранению культурного наследия, здесь участниками ремесленных кружков являются и стар и млад — их посещают как бабушки, так и их внучки.

В Старинной избе устьянских сказаний, которую посетила экспедиция, экскурсии проводят как представители старшего, так и младшего поколений — здесь можно послушать легенды, старинные песни, устьянскую говорю, почитать Устьянский народный словарь, поесть калитки по бабушкиным рецептам. Экскурсоводы используют слова из словаря, что примечательно, и в обычных разговорах.

Село Пежма

Пежма в Вельском районе — пример того, как можно вдохнуть новую жизнь в село. Здесь местная молодежь создала сразу несколько интересных объектов: самую уютную остановку России «#возвращайся домой», стрит-арт-объекты, качели, фотозоны, набережную и дизайнерские скамейки. Родоначальник такого обновления — Галина Никулина. Девушка вернулась в родное село спустя годы жизни в Екатеринбурге и решила остаться там жить.

Жители села сами украшают место, в котором живут, дети принимают активное участие во всех проектах и сами предлагают способы преображения села.

— Ходишь по селу и удивляешься, — рассказывает Александр. — Почему нельзя сделать также в других городах, ведь вопрос не столько в деньгах, а в том, что всех вокруг нужно объединить какой-то идеей. Теперь здесь люди понимают, что в этом месте может быть красиво и ты сам можешь сделать эту красоту. Креативные практики — это не про деньги, это про идею. Пежемские ребятки сплотились — они учатся делать что-то руками и проектному мышлению. Я уверен, что Пежма будет одним из самых красивых сел в России. Видно, что ребята делают все это искренне и с удовольствием. 

Набережная строилась здесь хозяйственным методом — абсолютно самостоятельно подручными средствами на одном из общих субботников. Пополнение арт-объектов происходит на постоянной основе.

Остановка, на которую ездят посмотреть со всей России, оснащена розетками с USB-разъемом, домашней лампой и ковром. Проект, которым сейчас заняты юные пежмари,  — ремонт в бывшей котельной, чтобы из нее сделать молодежный центр села. Красивое и чистое место, куда местные подростки и молодежь смогут прийти в свободное время.  

— Я занимаюсь внутренним развитием села, — говорит Галина Никулина. — И повышением качества жизни жителей, а не туризмом. Участники экспедиции рассказывали кейсы других городов, которые им больше всего понравились. Не только мне, но и моим друзьям и жителям. В принципе, их можно будет применить в будущем. Они делают хорошее дело — пусть приезжают и рассказывают о нас дальше.

Если молодые пежмари строят город, то старшее поколение, Пежемский дом культуры, ведет работы по сохранению культурного наследия. Экскурсии здесь проходят с использованием местных диалектных слов, а еще ими разработана уникальная трапезная программа — «Пежемская вкуснятина», которая состоит из обычной для пежмарей еды, но для туристов она уникальна.

Например, архангелогородцы традиционно используют толокно в еде — нам это кажется обыденным — но для туриста это гастрономическая новинка. А предметы быта, которые мы привыкли видеть за стеклом, в Пежемском доме культуры можно потрогать.

Сольвычегодск 

Сольвычегодск знаменит не только своей торговой историей и красивыми соборами, но и тем, что здесь отбывал ссылку Иосиф Джугашвили. И не один, а два раза — в 1909 и в 1911 годах. В одном из домов открыли Музей политической ссылки. В другом — гостевой дом. Это не бутик-отель, стилизованный под время, в котором жил Иосиф Виссарионович. Это настоящий дом, где он когда-то жил, и вы можете в нем переночевать.

Вне зависимости от отношения к нему — это историческая личность, часть нашей истории. Сам гостевой дом предлагает ознакомиться с его личностью с разных сторон — в гостинице много книг, в которых жизнь Сталина освещается как с негативной, так и с позитивной сторон.

Еще в Сольвычегодске гостевым домом стало здание бывшей больницы, которая должна была уйти под снос — но там сделали гостевой дом, и каждый номер в нем отличается от другого по стилю.

Молодые увлеченные сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея решили возобновить производство соли по старым технологиям. На мастер-классе посетители могут увидеть весь процесс рождения продукта, поучаствовать в нем, а домой в качестве уникального сувенира привезти солонку с солью.  

Вельск

В Вельске всегда были развиты домовые росписи. Не так давно в город перевезли дом-двор Кичева, в котором оборудовали «Музей домовых росписей Поважья» — это первый и на сегодняшний день единственный в Архангельской области музей домовых росписей. Знаменитая пара «Лев и единорог» находится именно здесь. Также по всему городу можно увидеть расписные надомные таблички, трансформаторные будки, интересно стилизованные детали города: скамейки, фонари.

Вельский краеведческий музей, в комплекс которого входят дом-двор Кичева и Дом-музей Бродского, имеет столетнюю историю. Из уникальных проектов музея участники экспедиции выделили выставку «Вельский уезд/район в 1917–1964 гг.: история и судьбы» — рассказ о всех исторических вехах Вельска через судьбы людей, свидетелей истории.

Вельский хостел «Галерея» — настоящий местный креативный кластер — совмещение музея фотографии, хостела, кафе и картинной галереи в одном доме.  

— Для меня как фотографа было приятной неожиданностью увидеть здесь такую богатую коллекцию фотоаппаратов, — говорит Александр Никулин. — Я знаю, что сюда приезжают фотографы со всей страны, а теперь на своем опыте понял, почему.

Участники экспедиции отметили, что 22-тысячный город наводнен концептуальными отелями (из дворянской, купеческой и моряцкой жизни), вкусными кафешками и креативными решениями. И глубинкой Вельск уже не кажется, скорей уж глобальной провинцией.

Экспедиция «Творческая глубинка» — это 17 невероятно ярких и напряженных дней с почти фантастическим маршрутом в городах и весях семи регионов России: Ярославской, Вологодской, Архангельской, Кировской, Костромской, Ивановской областей и Республики Коми. Экспедиция посетила около 50 больших и малых населенных пунктов, пробег автомобилей составил более 3000 километров, но если сложить все маршруты всех участников, то получится существенно больше.

«Лидируют те, кто может предложить что-то интересное»

Подробнее о проекте «Живое наследие», о впечатлениях от Русского Севера мы поговорили с менеджером по маркетингу и развитию проекта Екатериной Максимовой и координатором Еленой Голомидовой.

— Как составлялся маршрут экспедиции?

— В мае завершился конкурс «Топ-1000 культурных и туристических брендов России» — мы отбирали культурные сооружения, традиции и промыслы, события и даты, имена, гастробренды, креативные кластеры, известные преимущественно на локальном уровне, но обладающие потенциалом для того, чтобы стать точками притяжения туристов в национальном масштабе. То есть с какими-то местами, которые мы посетили в ходе экспедиции, мы уже были знакомы, но их хотелось посмотреть своими глазами.

К тому же, мы хотели изучить Русский Север, но экспедиция получилась шире, чем ожидалось. Мы очень долго просчитывали и составляли маршрут, но все равно большая часть сформировалась спонтанно.

— Какими были ваши цели?

— Знакомство с участниками конкурса, обмен опытом с ними, сбор данных для нашей базы креативных кластеров, а еще помощь в продвижении и обучение — для этого мы проводили круглые столы — иногда для настройки продвижения локального бренда нужен гость или партнер на федеральном уровне, взгляд со стороны.

— Как вы думаете, почему сейчас такой высокий спрос на локальные бренды?

— Есть несколько факторов: вызревание среды, развитие грантового движения и пандемия как катализатор.

Во время локдауна люди не только обратили внимание на то, что вокруг них, но и из-за освободившегося времени многие успели изучить что-то новое — кто-то из наших знакомых музейщиков научился делать видеоролики, овладел социальными сетями, векторными редакторами, люди в целом обратили внимание на онлайн-среду. Некоторые краеведы, которые работают с локальными брендами уже десятилетия, поняли, что готовы меняться.

Многие наши авторы и партнеры, занимавшиеся выездным туризмом, во время пандемии обратили внимание на внутренний — и для некоторых уровень предлагаемого культурными деятелями России стал целым открытием. Во многом этому уровню способствовали всевозможные гранты.

Какие практики больше всего удивили в Архангельской области?

— Больше всего удивило то, что традиции поддерживаются не только старшим поколением, но и молодежь в этом активно принимает участие. Архангельская область очень активная — нас удивила Пежма, удивил этнографический дом-музей «Деревенька на Виледи» Татьяны Регуш. Люди в Архангельске любят те места, в которых живут, всем сердцем и возвращаются обратно домой после жизни в других городах.

 — Что является триггером инициативности?

— Заразителен пример Галины Никулиной в селе Пежма — она показала человеку в родном селе, что можно жить иначе, она сказала всем, что они не одни. С помощью ее работы люди в селе поняли, что все село — это и есть их дом.

— Почему мастер-класс — это полезно для оживления практик?

— Кажется, что новое поколение молодых людей ничего не умеет делать руками, но оно более отважное и готово пробовать новое — поэтому мастер-классы в моде. Это обязательно интересно и красиво, ты можешь заглянуть в прошлое и посмотреть, попробовать, как это что-то, что лежит в музее веками, делали.

Но это не музей в его статическом варианте. Это больше о поиске, вычленении своей идентичности, а еще поиске преимущества на туристическом рынке, да и самому туристу это интересно и нужно.

Наш проект был создан на ниве того, что люди в больших городах устали от глобальности и стандартизации. В любом крупном городе рестораны и магазины одинаковы — от них возникает тоска по чему-то аутентичному. А здесь пересекаются как народный, традиционный аспекты, так и образовательный — частые посетители таких экскурсий — школьники.

— Новые форматы взаимодействия музеев про очень близкий контакт с посетителем. Теперь это не монолог и даже не ответы на редкие вопросы кого-то из экскурсионной группы. Не тяжело ли организаторам постоянно быть в таком контакте?

— А кого удивишь форматом обычной экскурсии? Это конкурентное поле, и людям хочется быть лучше и интереснее, чем их соседи. Да, это трудозатратно, но все равно делается с удовольствием.

Раньше музей был ценнее и круче из-за богатства коллекции, сейчас его ценность состоит в креативе. Лидируют те, кто может предложить что-то интересное.

— Все-таки — сильнее и важнее — инициатива сверху или снизу?

— Поддержка власти инициативе очень важна. Инициатива снизу — это здорово, и иногда это такие вещи, в которые нужно инвестировать. Архангельская область в этом плане очень выгодно отличается на фоне многих других областей, потому что у вас здесь несколько источников даже на региональном уровне: центр «Гарант», который является одним из первых ресурсных центров, губернаторские гранты. Это редкая история для России, что гранты доходят до дальних сел. 

Анастасия Бондина

Поделиться
104894