Участники экспедиции «Творческая глубинка» оценили туристические практики в Архангельской области

Этим летом проект «Живое наследие» побывал с экспедицией «Творческая глубинка» в районах Архангельской области. Участники — организаторы платформы и тревел-блогеры проехали более трех тысяч километров в поисках самых интересных и креативных способов привлечения туристов. То, что нам, северянам, кажется обыденным, на самом деле — настоящие культурные жемчужины.

— Цель состояла не только в том, чтобы увидеть живое наследие, которое дошло до нас, но и посмотреть новые практики преображения городов — как люди подают что-то новое так, чтобы это было интересно туристам и местным жителям. То, что объединяет историю и современность, то, что цепляет туриста. Эти примеры в Архангельской области вошли в топ практик, которые мы увидели в нашей экспедиции, — рассказывает один из участников экспедиции, блогер-путешественник Александр Никулин.

 «Живое наследие» — некоммерческий общественный проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов и Общественной палаты РФ, призван создать народную платформу для спасения, возрождения, популяризации локальных достопримечательностей страны. Основатель проекта — председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Андрей Максимов.

Деревня Орлово

Бабушки из деревни Дубровской Устьянского района (ее зачастую  называют Орлово, так как она входит в состав МО «Орловское»), организовали усадьбу кузнеца Ломоноса — это настоящая русская изба с печкой и разной старинной утварью. Здесь же кузница, которую любят не только туристы, но и местные — тут можно выковать гвоздь, послушать бабушек, которые поют в народных костюмах старинные песни. Во всем этом можно принять участие — тоже надеть костюм, стать частью обряда, попить чай из самовара, который раздувают сапогом.

— Для организаторов это настоящее, искреннее дело жизни, — говорит Александр Никулин. — Они рады новым людям, которые начали приезжать именно из-за них, ведь это замечательный аттракцион.

Интересные проекты есть не только в районе, сами Устьяны — один из образцов, где комплексно подходят к сохранению культурного наследия, здесь участниками ремесленных кружков являются и стар и млад — их посещают как бабушки, так и их внучки.

В Старинной избе устьянских сказаний, которую посетила экспедиция, экскурсии проводят как представители старшего, так и младшего поколений — здесь можно послушать легенды, старинные песни, устьянскую говорю, почитать Устьянский народный словарь, поесть калитки по бабушкиным рецептам. Экскурсоводы используют слова из словаря, что примечательно, и в обычных разговорах.

Село Пежма

Пежма в Вельском районе — пример того, как можно вдохнуть новую жизнь в село. Здесь местная молодежь создала сразу несколько интересных объектов: самую уютную остановку России «#возвращайся домой», стрит-арт-объекты, качели, фотозоны, набережную и дизайнерские скамейки. Родоначальник такого обновления — Галина Никулина. Девушка вернулась в родное село спустя годы жизни в Екатеринбурге и решила остаться там жить.

Жители села сами украшают место, в котором живут, дети принимают активное участие во всех проектах и сами предлагают способы преображения села.

— Ходишь по селу и удивляешься, — рассказывает Александр. — Почему нельзя сделать также в других городах, ведь вопрос не столько в деньгах, а в том, что всех вокруг нужно объединить какой-то идеей. Теперь здесь люди понимают, что в этом месте может быть красиво и ты сам можешь сделать эту красоту. Креативные практики — это не про деньги, это про идею. Пежемские ребятки сплотились — они учатся делать что-то руками и проектному мышлению. Я уверен, что Пежма будет одним из самых красивых сел в России. Видно, что ребята делают все это искренне и с удовольствием. 

Набережная строилась здесь хозяйственным методом — абсолютно самостоятельно подручными средствами на одном из общих субботников. Пополнение арт-объектов происходит на постоянной основе.

Остановка, на которую ездят посмотреть со всей России, оснащена розетками с USB-разъемом, домашней лампой и ковром. Проект, которым сейчас заняты юные пежмари,  — ремонт в бывшей котельной, чтобы из нее сделать молодежный центр села. Красивое и чистое место, куда местные подростки и молодежь смогут прийти в свободное время.  

— Я занимаюсь внутренним развитием села, — говорит Галина Никулина. — И повышением качества жизни жителей, а не туризмом. Участники экспедиции рассказывали кейсы других городов, которые им больше всего понравились. Не только мне, но и моим друзьям и жителям. В принципе, их можно будет применить в будущем. Они делают хорошее дело — пусть приезжают и рассказывают о нас дальше.

Если молодые пежмари строят город, то старшее поколение, Пежемский дом культуры, ведет работы по сохранению культурного наследия. Экскурсии здесь проходят с использованием местных диалектных слов, а еще ими разработана уникальная трапезная программа — «Пежемская вкуснятина», которая состоит из обычной для пежмарей еды, но для туристов она уникальна.

Например, архангелогородцы традиционно используют толокно в еде — нам это кажется обыденным — но для туриста это гастрономическая новинка. А предметы быта, которые мы привыкли видеть за стеклом, в Пежемском доме культуры можно потрогать.

Сольвычегодск 

Сольвычегодск знаменит не только своей торговой историей и красивыми соборами, но и тем, что здесь отбывал ссылку Иосиф Джугашвили. И не один, а два раза — в 1909 и в 1911 годах. В одном из домов открыли Музей политической ссылки. В другом — гостевой дом. Это не бутик-отель, стилизованный под время, в котором жил Иосиф Виссарионович. Это настоящий дом, где он когда-то жил, и вы можете в нем переночевать.

Вне зависимости от отношения к нему — это историческая личность, часть нашей истории. Сам гостевой дом предлагает ознакомиться с его личностью с разных сторон — в гостинице много книг, в которых жизнь Сталина освещается как с негативной, так и с позитивной сторон.

Еще в Сольвычегодске гостевым домом стало здание бывшей больницы, которая должна была уйти под снос — но там сделали гостевой дом, и каждый номер в нем отличается от другого по стилю.

Молодые увлеченные сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея решили возобновить производство соли по старым технологиям. На мастер-классе посетители могут увидеть весь процесс рождения продукта, поучаствовать в нем, а домой в качестве уникального сувенира привезти солонку с солью.  

Вельск

В Вельске всегда были развиты домовые росписи. Не так давно в город перевезли дом-двор Кичева, в котором оборудовали «Музей домовых росписей Поважья» — это первый и на сегодняшний день единственный в Архангельской области музей домовых росписей. Знаменитая пара «Лев и единорог» находится именно здесь. Также по всему городу можно увидеть расписные надомные таблички, трансформаторные будки, интересно стилизованные детали города: скамейки, фонари.

Вельский краеведческий музей, в комплекс которого входят дом-двор Кичева и Дом-музей Бродского, имеет столетнюю историю. Из уникальных проектов музея участники экспедиции выделили выставку «Вельский уезд/район в 1917–1964 гг.: история и судьбы» — рассказ о всех исторических вехах Вельска через судьбы людей, свидетелей истории.

Вельский хостел «Галерея» — настоящий местный креативный кластер — совмещение музея фотографии, хостела, кафе и картинной галереи в одном доме.  

— Для меня как фотографа было приятной неожиданностью увидеть здесь такую богатую коллекцию фотоаппаратов, — говорит Александр Никулин. — Я знаю, что сюда приезжают фотографы со всей страны, а теперь на своем опыте понял, почему.

Участники экспедиции отметили, что 22-тысячный город наводнен концептуальными отелями (из дворянской, купеческой и моряцкой жизни), вкусными кафешками и креативными решениями. И глубинкой Вельск уже не кажется, скорей уж глобальной провинцией.

Экспедиция «Творческая глубинка» — это 17 невероятно ярких и напряженных дней с почти фантастическим маршрутом в городах и весях семи регионов России: Ярославской, Вологодской, Архангельской, Кировской, Костромской, Ивановской областей и Республики Коми. Экспедиция посетила около 50 больших и малых населенных пунктов, пробег автомобилей составил более 3000 километров, но если сложить все маршруты всех участников, то получится существенно больше.

«Лидируют те, кто может предложить что-то интересное»

Подробнее о проекте «Живое наследие», о впечатлениях от Русского Севера мы поговорили с менеджером по маркетингу и развитию проекта Екатериной Максимовой и координатором Еленой Голомидовой.

— Как составлялся маршрут экспедиции?

— В мае завершился конкурс «Топ-1000 культурных и туристических брендов России» — мы отбирали культурные сооружения, традиции и промыслы, события и даты, имена, гастробренды, креативные кластеры, известные преимущественно на локальном уровне, но обладающие потенциалом для того, чтобы стать точками притяжения туристов в национальном масштабе. То есть с какими-то местами, которые мы посетили в ходе экспедиции, мы уже были знакомы, но их хотелось посмотреть своими глазами.

К тому же, мы хотели изучить Русский Север, но экспедиция получилась шире, чем ожидалось. Мы очень долго просчитывали и составляли маршрут, но все равно большая часть сформировалась спонтанно.

— Какими были ваши цели?

— Знакомство с участниками конкурса, обмен опытом с ними, сбор данных для нашей базы креативных кластеров, а еще помощь в продвижении и обучение — для этого мы проводили круглые столы — иногда для настройки продвижения локального бренда нужен гость или партнер на федеральном уровне, взгляд со стороны.

— Как вы думаете, почему сейчас такой высокий спрос на локальные бренды?

— Есть несколько факторов: вызревание среды, развитие грантового движения и пандемия как катализатор.

Во время локдауна люди не только обратили внимание на то, что вокруг них, но и из-за освободившегося времени многие успели изучить что-то новое — кто-то из наших знакомых музейщиков научился делать видеоролики, овладел социальными сетями, векторными редакторами, люди в целом обратили внимание на онлайн-среду. Некоторые краеведы, которые работают с локальными брендами уже десятилетия, поняли, что готовы меняться.

Многие наши авторы и партнеры, занимавшиеся выездным туризмом, во время пандемии обратили внимание на внутренний — и для некоторых уровень предлагаемого культурными деятелями России стал целым открытием. Во многом этому уровню способствовали всевозможные гранты.

Какие практики больше всего удивили в Архангельской области?

— Больше всего удивило то, что традиции поддерживаются не только старшим поколением, но и молодежь в этом активно принимает участие. Архангельская область очень активная — нас удивила Пежма, удивил этнографический дом-музей «Деревенька на Виледи» Татьяны Регуш. Люди в Архангельске любят те места, в которых живут, всем сердцем и возвращаются обратно домой после жизни в других городах.

 — Что является триггером инициативности?

— Заразителен пример Галины Никулиной в селе Пежма — она показала человеку в родном селе, что можно жить иначе, она сказала всем, что они не одни. С помощью ее работы люди в селе поняли, что все село — это и есть их дом.

— Почему мастер-класс — это полезно для оживления практик?

— Кажется, что новое поколение молодых людей ничего не умеет делать руками, но оно более отважное и готово пробовать новое — поэтому мастер-классы в моде. Это обязательно интересно и красиво, ты можешь заглянуть в прошлое и посмотреть, попробовать, как это что-то, что лежит в музее веками, делали.

Но это не музей в его статическом варианте. Это больше о поиске, вычленении своей идентичности, а еще поиске преимущества на туристическом рынке, да и самому туристу это интересно и нужно.

Наш проект был создан на ниве того, что люди в больших городах устали от глобальности и стандартизации. В любом крупном городе рестораны и магазины одинаковы — от них возникает тоска по чему-то аутентичному. А здесь пересекаются как народный, традиционный аспекты, так и образовательный — частые посетители таких экскурсий — школьники.

— Новые форматы взаимодействия музеев про очень близкий контакт с посетителем. Теперь это не монолог и даже не ответы на редкие вопросы кого-то из экскурсионной группы. Не тяжело ли организаторам постоянно быть в таком контакте?

— А кого удивишь форматом обычной экскурсии? Это конкурентное поле, и людям хочется быть лучше и интереснее, чем их соседи. Да, это трудозатратно, но все равно делается с удовольствием.

Раньше музей был ценнее и круче из-за богатства коллекции, сейчас его ценность состоит в креативе. Лидируют те, кто может предложить что-то интересное.

— Все-таки — сильнее и важнее — инициатива сверху или снизу?

— Поддержка власти инициативе очень важна. Инициатива снизу — это здорово, и иногда это такие вещи, в которые нужно инвестировать. Архангельская область в этом плане очень выгодно отличается на фоне многих других областей, потому что у вас здесь несколько источников даже на региональном уровне: центр «Гарант», который является одним из первых ресурсных центров, губернаторские гранты. Это редкая история для России, что гранты доходят до дальних сел. 

Анастасия Бондина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 30 сентября 2021 г.