17 января 2016

Цены из воздуха

Перед Новым годом многие пошли в рейд по магазинам в поиске подарков для родных и близких. Заранее составив список покупок, мы решили купить родственникам что-то из бытовой техники или электроники.

Выбирать заранее и по интернету

Советам консультантов в подобных магазинах я особо не доверяю. Часто они вынуждены навязывать гарантийное обслуживание и сервис за дополнительную плату или предлагать более дорогую, но не всегда выигрышную модель. Поэтому стараюсь выбрать нужный товар по Интернету заранее. Народные оценки, отзывы и комментарии всегда честнее и надежнее. Цены, наличие и описание товара я проверяю на «Яндекс.Маркете». Там же ищу наиболее дешевые предложения. Это помогает хоть как-то экономить.

Кроме того, сайт показывает более выгодные цены в магазинах других городов или на общеизвестных интернет-складах типа «Озона». В некоторых случаях доставка может быть бесплатной, в иных – даже вместе с ней товар выгоднее приобрести не в своем городе. Каждый случай индивидуален.

Одним из вариантов подарка для родителей мужа был утюг. Осенью мы сами купили точно такую же модель и, убедившись за несколько месяцев, что она удобна в обращении, отправились на поиски. 

Каково было удивление, когда оказалось, что тот же самый утюг, стоивший летом 3089 рублей, в декабре стал стоить 4090. И это в одном и том же магазине. Значит ли это, что из-за постоянно скачущего курса новый товар магазин закупал по более высокой цене? Возможно… Но я скорее склоняюсь к тому, что к Новому году сети умышленно завышали ценники, ожидая наплыва покупателей.

Переписывать ценники не запрещено

А иначе как объяснить то, что на флеш-карте, которую мы выбрали в подарок племяннику прямо в магазине, было наклеено сразу три ценника. Под каждым из которых виднелась цена на несколько сотен рублей меньше предыдущей.

Другим родственникам мы придумали подарить электронную фоторамку. В 20-х числах декабря она стоила 2990 рублей. Сейчас цена на ту же модель поднялась до 3990.

К сожалению, переписывать ценники на старые модели товаров продавцы могут сколь угодно раз. И запретить им это никто не в праве. Все дело в том, что ФАС отслеживает цены только на лекарства и социально значимые продукты питания. Поскольку утюги и фоторамки под эти категории не подпадают, магазины используют свое право на свободный рынок и конкуренцию. А так как спрос под Новый год неизменно повышается, прямо пропорционально ему растут и цены.

По информации РБК, 12 января 2016 года, возможно, произойдет повышение цен на 8 процентов на продукцию Ariston, Indesit и Whirlpool. Ранее сведения о повышении закупочных цен получили некоторые торговые сети.

Готовь сани летом или в конце зимы

Единственный вывод, который можно сделать, – покупать подарки на Новый год надо заранее. Так, кстати, поступают практичные норвежцы. У них к декабрю цены тоже сильно вырастают. Однако самые находчивые ждут спада покупательной активности и идут сметать с полок подарки прошлого сезона на будущий Новый год и Рождество. Вот почему февраль – самый удачный месяц для шопинга в Европе и Скандинавии.

Кстати, ажиотажа, который царил в магазинах бытовой техники в декабре 2014 года, на этот раз не наблюдалось. Об этом эксперты объявили еще до Нового года. Они объясняют это тем, что в прошлом декабре до официального экономического кризиса у людей было гораздо больше наличных накоплений, а покупательная способность оценивалась гораздо выше. Сейчас, после года жизни бок о бок с высокими ценами, покупать технику или продукты впрок не имеет смысла, да и лишних денег на это уже нет.

Комментарий

В Архангельске нет монополистов бытовой техники

Денис Бугаев, руководитель архангельского управления ФАС:

– Мы продолжаем мониторить цены на лекарственные препараты и социально значимые продукты питания. Обращений с жалобами на повышение цен по этим категориям товаров практически не поступает. По лекарствам за последние месяцы прошлого года не назову ни одного примера. По продуктам – их можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Было, пожалуй, одно самое интересное обращение по кофе. Оно поступило от осужденного, отбывающего наказание в колонии строгого режима. Заявитель пожаловался на завышение магазином учреждения цены на растворимый кофе «Жардин». По его мнению, цена 150-граммовой упаковки кофе в 474 рубля значительно превышает цену на него за пределами колонии (329 рублей). По итогам проверок ни одного нарушения выявлено не было. 

Пик жалоб на завышенные цены на продукты питания пришелся на конец 2014 года. В 2015-м их число постепенно сошло на нет. Но даже тогда нарушений мы не нашли. Наверное, со временем люди просто привыкли к выросшим ценам.

Цены на бытовую технику мы не мониторим и не регулируем. Да и сделать это было бы невозможно, потому как непонятно, какой товар брать за социально значимый – стиральную машину, холодильник? Мы могли бы отреагировать на жалобу гражданина на монопольно завышенную цену. Но 4 января вступили в силу изменения в Закон «О защите конкуренции», и сейчас этого сделать не сможем. Теперь мы не принимаем обращения от физических лиц. Поводом к проверке может стать только повышение стоимости, которое повлияло на широкую группу потребителей.

Кроме того, монопольно завышенную цену практически невозможно доказать. Даже самые крупные торговые сети имеют в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске не больше 10–12 процентов доли на рынке. 

А это не считается монополией. Подобные обращения были бы актуальны для маленьких городов в отдаленных районах, где, к примеру, существует только один магазин бытовой техники. 

К слову, в 2014 году к нам похожие обращения поступали, но касались они опять же продуктов питания, в частности соли. Тогда мы выявили несколько нарушений и сделали магазинам предупреждения, которые они быстро исполнили.

По сути, в больших городах все магазины бытовой техники находятся в свободном плавании. Какую-то проверку может провести разве что Роспотребнадзор, если гражданин обратится к ним с жалобой на нарушение его прав.

Цены из воздуха

Выбирать заранее и по интернету

Советам консультантов в подобных магазинах я особо не доверяю. Часто они вынуждены навязывать гарантийное обслуживание и сервис за дополнительную плату или предлагать более дорогую, но не всегда выигрышную модель. Поэтому стараюсь выбрать нужный товар по Интернету заранее. Народные оценки, отзывы и комментарии всегда честнее и надежнее. Цены, наличие и описание товара я проверяю на «Яндекс.Маркете». Там же ищу наиболее дешевые предложения. Это помогает хоть как-то экономить.

Кроме того, сайт показывает более выгодные цены в магазинах других городов или на общеизвестных интернет-складах типа «Озона». В некоторых случаях доставка может быть бесплатной, в иных – даже вместе с ней товар выгоднее приобрести не в своем городе. Каждый случай индивидуален.

Одним из вариантов подарка для родителей мужа был утюг. Осенью мы сами купили точно такую же модель и, убедившись за несколько месяцев, что она удобна в обращении, отправились на поиски. 

Каково было удивление, когда оказалось, что тот же самый утюг, стоивший летом 3089 рублей, в декабре стал стоить 4090. И это в одном и том же магазине. Значит ли это, что из-за постоянно скачущего курса новый товар магазин закупал по более высокой цене? Возможно… Но я скорее склоняюсь к тому, что к Новому году сети умышленно завышали ценники, ожидая наплыва покупателей.

Переписывать ценники не запрещено

А иначе как объяснить то, что на флеш-карте, которую мы выбрали в подарок племяннику прямо в магазине, было наклеено сразу три ценника. Под каждым из которых виднелась цена на несколько сотен рублей меньше предыдущей.

Другим родственникам мы придумали подарить электронную фоторамку. В 20-х числах декабря она стоила 2990 рублей. Сейчас цена на ту же модель поднялась до 3990.

К сожалению, переписывать ценники на старые модели товаров продавцы могут сколь угодно раз. И запретить им это никто не в праве. Все дело в том, что ФАС отслеживает цены только на лекарства и социально значимые продукты питания. Поскольку утюги и фоторамки под эти категории не подпадают, магазины используют свое право на свободный рынок и конкуренцию. А так как спрос под Новый год неизменно повышается, прямо пропорционально ему растут и цены.

По информации РБК, 12 января 2016 года, возможно, произойдет повышение цен на 8 процентов на продукцию Ariston, Indesit и Whirlpool. Ранее сведения о повышении закупочных цен получили некоторые торговые сети.

Готовь сани летом или в конце зимы

Единственный вывод, который можно сделать, – покупать подарки на Новый год надо заранее. Так, кстати, поступают практичные норвежцы. У них к декабрю цены тоже сильно вырастают. Однако самые находчивые ждут спада покупательной активности и идут сметать с полок подарки прошлого сезона на будущий Новый год и Рождество. Вот почему февраль – самый удачный месяц для шопинга в Европе и Скандинавии.

Кстати, ажиотажа, который царил в магазинах бытовой техники в декабре 2014 года, на этот раз не наблюдалось. Об этом эксперты объявили еще до Нового года. Они объясняют это тем, что в прошлом декабре до официального экономического кризиса у людей было гораздо больше наличных накоплений, а покупательная способность оценивалась гораздо выше. Сейчас, после года жизни бок о бок с высокими ценами, покупать технику или продукты впрок не имеет смысла, да и лишних денег на это уже нет.

Комментарий

В Архангельске нет монополистов бытовой техники

Денис Бугаев, руководитель архангельского управления ФАС:

– Мы продолжаем мониторить цены на лекарственные препараты и социально значимые продукты питания. Обращений с жалобами на повышение цен по этим категориям товаров практически не поступает. По лекарствам за последние месяцы прошлого года не назову ни одного примера. По продуктам – их можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Было, пожалуй, одно самое интересное обращение по кофе. Оно поступило от осужденного, отбывающего наказание в колонии строгого режима. Заявитель пожаловался на завышение магазином учреждения цены на растворимый кофе «Жардин». По его мнению, цена 150-граммовой упаковки кофе в 474 рубля значительно превышает цену на него за пределами колонии (329 рублей). По итогам проверок ни одного нарушения выявлено не было. 

Пик жалоб на завышенные цены на продукты питания пришелся на конец 2014 года. В 2015-м их число постепенно сошло на нет. Но даже тогда нарушений мы не нашли. Наверное, со временем люди просто привыкли к выросшим ценам.

Цены на бытовую технику мы не мониторим и не регулируем. Да и сделать это было бы невозможно, потому как непонятно, какой товар брать за социально значимый – стиральную машину, холодильник? Мы могли бы отреагировать на жалобу гражданина на монопольно завышенную цену. Но 4 января вступили в силу изменения в Закон «О защите конкуренции», и сейчас этого сделать не сможем. Теперь мы не принимаем обращения от физических лиц. Поводом к проверке может стать только повышение стоимости, которое повлияло на широкую группу потребителей.

Кроме того, монопольно завышенную цену практически невозможно доказать. Даже самые крупные торговые сети имеют в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске не больше 10–12 процентов доли на рынке. 

А это не считается монополией. Подобные обращения были бы актуальны для маленьких городов в отдаленных районах, где, к примеру, существует только один магазин бытовой техники. 

К слову, в 2014 году к нам похожие обращения поступали, но касались они опять же продуктов питания, в частности соли. Тогда мы выявили несколько нарушений и сделали магазинам предупреждения, которые они быстро исполнили.

По сути, в больших городах все магазины бытовой техники находятся в свободном плавании. Какую-то проверку может провести разве что Роспотребнадзор, если гражданин обратится к ним с жалобой на нарушение его прав.

Поделиться
12331