Три кита народного благополучия

Здоровье, социальная защита, спорт

Сергей Дмитриевич Эммануилов – депутат с десятилетним стажем. Сегодня он отвечает за законотворчество в сфере социальной политики и медицины, руководит профильным комитетом областного Собрания. Комитет – один из наиболее активно и плодотворно работающих: ведь через него проходят законопроекты, касающиеся социального благополучия жителей области, прежде всего тех категорий населения, которые особенно нуждаются в заботе: пенсионеров, ветеранов, многодетных семей…

О дорогах я знаю не понаслышке

– Что сегодня составляет работу депутата?

– Депутатские полномочия складываются из законотворческой деятельности и работы, сопряженной со спецификой комитета. Вторая важная часть – представительская деятельность относительно своего избирательного округа, то есть представление интересов избирателей, – лоббистская в здоровом смысле слова.

– А какие территории входят в ваш избирательный округ?

– В состав двадцать первого округа (номер тот же, что и в предыдущем созыве) теперь входят не только Пинежский и Лешуконский районы, но и Мезенский.

– Северо-восточный «угол» Архангельской области. Сложный, проблемный регион.

– Минимум 25% территории области. Действительно, сложный. Он очень большой по протяженности при низкой плотности населения и наличии водных преград. Населенные пункты раскиданы, и, для того чтобы объехать максимум из них, требуется много времени.

– Еще и состояние дорог оставляет желать лучшего. Наверное, приходится добираться самолетом?

– Самолетом я почти не летаю, стремимся с коллегой добираться туда по дороге. Люди сначала удивлялись, что депутаты так часто появляются у них в районе. В ходе встреч они спрашивали: «Вы хоть понимаете, как к нам тяжело добраться?» Отвечаю: «А я как добирался-то?» – «Не самолетом?!» – «Нет».

Получается, что мы дорожную обстановку знаем не хуже, а подчас лучше местных жителей. Поставили перед собой задачу: два раза в год проезжать свои районы. Один раз – зимой, когда существует максимальная транспортная доступность, что дает возможность провести большое количество встреч с населением и дать оценку действующим зимникам, потому что мы очень часто осуществляем эти поездки совместно с представителями дорожной отрасли. Вторая поездка – летом, когда, проезжая по дорогам, познаем все трудности и перипетии. И когда нам люди начинают говорить, как трудно до них добираться, отвечаем: мы это знаем.

– Испытано на себе.

– Да. И застревали, знаем все в реалиях, не понаслышке, на основе собственных впечатлений и опыта. Когда стали погружаться в этот процесс, появилась обратная связь со стороны наших избирателей. Потому что любая поездка – это, с одной стороны, подведение итогов и отчет, с другой – обратная связь, когда мы на основе ее ставим задачи для решения животрепещущих проблем, с которыми сталкиваются жители округа.

Повторяю: округ сложный, но за это время удалось многое решить. Но еще больше предстоит сделать.

– Какие проблемы, кроме транспортной доступности, особенно актуальны для этих районов?

– Я все равно сначала остановлюсь на дорожной тематике. Разделю ее на три составляющих. Первая – обеспечение проезжаемости по тем транспортным коммуникациям, которые сегодня имеются. То есть приведение в порядок дорожного полотна, где оно есть. Раньше основные дороги, а они все грунтовые, в том же Пинежском районе были в достаточно неплохом состоянии, в том числе в летнее время. Только в период распутицы ситуация тяжелая. Но когда началась интенсивная вывозка леса, они не стали выдерживать нагрузки, потому что не рассчитаны на большегрузную технику. Это новая задача, которую предстоит решить. Хочу пояснить, что круглогодичная транспортная доступность Лешуконского и Мезенского районов была обеспечена в конце 2008-го, а Карпогор – в 2010 году.

С каждым годом появляется какой-то новый вызов. Например, состояние мостовых переходов. В предшествующие десятилетия строились в основном деревянные мосты. Основная масса их обветшала, большинство пришли в аварийное состояние. Это очень серьезное направление, над которым приходится работать отдельно. Третья проблема – это переправы.

Ко всем районным центрам сегодня обеспечены бесплатные переправы.

– Это впервые так?

– Впервые. Хотя, исходя из наших природных условий, такие переправы, особенно понтонные, стабильно работают недолго, месяцев четыре-пять. То есть мы находимся в прямой зависимости от водных горизонтов, паводкового периода. Но во всяком случае сегодня все понтонные переправы функционируют. Есть еще определенные проблемы, вопросы, над которыми мы работаем.

Если говорить об основной проблематике, то районы живут в условиях низкой плотности населения и снижения его численности, что связано в том числе с общей тенденцией к урбанизации: у нас в раннее советское время деревень было в разы больше.

– Большинство населенных пунктов исчезло с карты в семидесятые годы, когда появилось понятие «неперспективные деревни».

– Если говорить о Пинежском и Лешуконском районах, надо принять во внимание факт, о котором обычно забывают: когда начал активно развиваться Северодвинск, колоссальный отток населения был именно туда.

Итак, существует проблема снижения численности населения. В связи с этим происходит закрытие школ, то есть страдает доступность образования.

Второе – сложности с организацией медицинской помощи. Молодой выпускник-фельдшер не стремится в село. А приезжая туда, сталкивается с житейской неустроенностью. А если это небольшой населенный пункт, то и с низкой профессиональной нагрузкой. ФАПов в населенных пунктах с численностью населения менее ста человек по действующим нормативам не должно быть. Но их множество из-за низкой транспортной доступности и удаленности! Следующая проблема – связь.

– Плюс почта, банковские услуги…

– Но прежде всего – телефонная связь, наличие Интернета. Люди хотят иметь эту услугу, требуют ее. Это тоже часть нашей депутатской деятельности, куда направляем большие усилия.

Наконец, энергетика. Лешуконский район на сто процентов обеспечивается за счет дизельных электростанций. Вы понимаете, с чем это сопряжено.

Приходилось и приходится работать над решением и этих вопросов. Когда десять лет назад мы со Станиславом Алексеевичем Вторым стали представлять интересы района в областном Собрании, парк дизель-генераторов был капитально изношен. Большинство удалось заменить.

Требовалось проложить надежные линии электропередачи. Конечно, это результаты командной работы совместно с руководителями муниципалитетов, коллегами-депутатами, отраслевыми министерствами правительства области.

– В свое время большие надежды возлагались на альтернативную малую энергетику, ветряки. Как сейчас обстоят дела с этим?

– У нас в Лешуконском районе стоит четыре «мертвых» ветряка. В связи с чем так получилось? Я думаю, под это не было создано необходимой инфраструктуры, и, насколько известно, они были укомплектованы аккумуляторными батареями малой мощности (емкости). Это актуально, перспективно, но, к сожалению, у нас пока не востребовано.

Одним из вариантов решения в сфере электроэнергетики было и остается подсоединение к основной генерации, то есть строительство высоковольтной линии электропередачи. Это остается суперактуальной задачей. Потому что сегодня дизель-генераторные установки – это черная дыра: там огромные расходы, с экономической точки зрения они нерентабельны. Думаю, что в ближайшие пять-десять лет задача будет решена, по-другому просто нельзя.

Надо понимать, что из села уезжает в основном молодежь, остаются пожилые люди, которыми особо востребованы социальные услуги, медицинская помощь.

В Лешуконском районе есть замечательная деревня Усть-Низемье. Там с мая практически отсутствует связь. Через реку проложен кабель, который был оборван во время ледохода. Он до сих пор не восстановлен, и жители пользуются только услугами таксофона. Но их не обеспечивают карточками, которые даже в близлежащих отделениях связи невозможно приобрести.

Когда люди чувствуют себя оторванными от мира, они, конечно, очень недовольны. Есть и еще одна проблема – организация торговли, доставки продуктов питания. То есть целый «букет» вопросов.

Проблемы здравоохранения

– Ваш комитет, как видно из названия, работает по трем направлениям: социальная политика, здравоохранение и спорт. Вам, конечно же, ближе всего сфера здравоохранения, которой вы в свое время руководили на посту директора департамента. А какой сегодня видится ситуация в медицинской отрасли региона?

– Ситуация продолжает оставаться напряженной, особенно в части первичной медицинской помощи. Один из главных вызовов – это кадровый дефицит, здесь сосредоточена основная проблематика. Второй – недостаточный уровень финансирования. При этом огромный плюс системы обязательного медицинского страхования заключается в том, что регионы получают финансирование независимо от социально-экономического положения в них.

Но это касается только тех расходов, которые обеспечивают жизнедеятельность и направлены на оказание медицинской помощи. А такие вопросы, как поддержание материально-технической базы, включая приобретение оборудования, должны решаться за счет региональных средств. И здесь ситуация подчас весьма плачевная. Есть положительная динамика в решении этих вопросов, но темпы ее очень низкие из-за дефицита финансовых ресурсов. По уровню расходов на здравоохранение от ВВП Россия пока отстает от развитых стран в разы. Это говорит о многом.

Поэтому, с одной стороны, мы вышли на уровень очень высоких, передовых медицинских технологий – и это замечательно. С другой – это достигается путем жестких финансовых подходов: «котел»-то один. Здесь предстоит сделать еще очень много.

Как решается проблема кадрового дефицита? Во-первых, на договорной основе. В стенах нашего медуниверситета за счет средств областного бюджета, насколько помню, еще с 1994 года ведется подготовка врачей для сельского здравоохранения. Правда, объем финансирования на эти цели снизился наполовину, и мы намерены ставить вопрос, чтобы он снова был увеличен. Когда кадры готовятся на адресной основе, процентов 85–90 выпускников доезжают к месту работы и отрабатывают положенный срок.

Второе – это целевая контрактная подготовка. Там не настолько жесткие условия, потому и уровень доезда гораздо ниже. Но это тоже приносит свои плоды. Третье – программы «Земский доктор», «Земский фельдшер».

Они уже не первый год работают на территории области и показали свою высокую результативность. Продолжать их надо. Но подходы к реализации этих программ абсолютно идентичны с условиями в регионах средней полосы. Наверное, это неправильно. В профессиональном сообществе уже поднимались инициативы о необходимости кратного увеличения выплат для привлечения специалистов для работы в условиях Севера и Крайнего Севера: например, не миллион, а два миллиона рублей. Потому что привлечь медицинские кадры на село в условиях территориальной оторванности у нас гораздо сложнее. Зато у области есть хороший козырь: мы практически первыми в стране, с 1994 года, начали развивать телемедицину. Там, где доступны услуги широкополосного Интернета, врачи и средние медицинские работники имеют возможности телемедицинского консультирования.

Туда, где разработан и реализуется целый ряд рычагов для привлечения медицинских кадров, они приезжают. Очень важный вопрос, который мы должны решать, – предоставление служебного жилья. Сегодня на распределении главный врач может взахлеб рассказывать, какая у него хорошая больница, насколько красив и привлекателен район, но решающим всегда остается вопрос: вы готовы предоставить жилищные условия? Если этого нет, на том диалог чаще всего и заканчивается.

К сожалению, в разные времена в разных муниципалитетах эти вопросы решались и решаются по-разному. Мы должны убедить и правительство области сформировать единообразный подход на территориях всех муниципальных образований, хотя это полномочия и обязанность муниципалитетов. Но они нуждаются в помощи и поддержке в решении этих задач. Мы должны молодому специалисту на первом этапе предоставить нормальное служебное жилье.

Если он получит мотивацию остаться работать в этом населенном пункте, мы должны предоставить ему возможность льготного ипотечного кредитования, строительства своего жилья на льготных условиях. Еще один важный компонент – создание нормальных условий для профессиональной самореализации. Если даже из хорошей благоустроенной квартиры специалист будет приходить в больницу, где нет нормальной диагностической аппаратуры, которая требуется именно для этого уровня оказания медицинской помощи, будет ли у него желание продолжать работу здесь? Ответ очевиден.

Конечно, в участковой или небольшой районной больнице не может быть компьютерного томографа. Но все равно должны быть созданы надлежащие условия работы. Тогда приток медицинских кадров будет постоянным.

Хотя не стоит обольщаться: учитывая сегодняшние суровые реалии, выпускники очень часто стремятся избрать профессию, не связанную непосредственно с оказанием медицинской помощи, заниматься, например, оказанием диагностических услуг, потому что там проще. Минимизирован контакт с пациентом, ниже уровень ответственности.

– Какие законы, касающиеся системы здравоохранения в области, приняты депутатами нынешнего созыва, а какие готовятся?

– Что удалось? При формировании предвыборной программы «Единой России» поставили задачу целевого выделения средств на приобретение автотранспорта для медицинских организаций, расположенных в отдаленных населенных пунктах. Впервые в областном бюджете текущего года на эти цели выделено 5,6 миллиона рублей. Пока это восемь единиц транспорта. В последующем намерены принимать меры к тому, чтобы приобретать до 10–15 автомашин ежегодно.

В бюджете этого года заложено гораздо больше средств на проведение капитальных и текущих ремонтов, в разы больше средств на приобретение медицинского оборудования. Совместно с правительством области будем целенаправленно продолжать эту работу.

Но есть один важный вопрос, который пока не находит разрешения (ни в одном субъекте Федерации), но над его решением необходимо работать.

Дело в том, что программа государственных гарантий не учитывает в полном объеме всех особенностей субъектов.

В ФАПах, работающих в населенных пунктах, где проживает менее ста человек, невозможно обеспечить нормальную нагрузку на фельдшера. То есть с точки зрения экономических подходов они убыточны. Аналогичная ситуация в некоторых врачебных амбулаториях и участковых больницах.

Если даже в населенном пункте осталось 500–800 человек, мы все равно сохраняем деятельность амбулатории или больницы. Все это является одной из причин формирования просроченной кредиторской задолженности районных больниц. То есть, не прогнозируя потерь и не закладывая на их покрытие средств, латаем дыры по факту: два раза в год областной бюджет выделяет средства на покрытие просроченной кредиторской задолженности, на прошлой сессии на эти цели выделили 160 миллионов рублей. Это не совсем правильный подход, но по-другому пока не поступить. Нам надо законодательно и нормативно обратиться к этой проблеме и постараться эти расходы заранее предусмотреть, чтобы работать в условиях реальных экономических подходов. Вот такие ближайшие задачи.

Социальный пакет законов

– На майской сессии приняли большой пакет социальных законов – например, о выплате компенсаций многодетным семьям взамен предоставления земельного участка. Расскажите об этом.

– Нынешний созыв примечателен тем, что уже в первый год его работы внесены изменения в целый пакет законодательных актов, связанных с социальной политикой. Что касается многодетных семей: первое, что было сделано, – мы расширили круг вариантов решения проблемы предоставления земельных участков многодетным семьям. Выработана норма о возможности реализации альтернативного подхода – единовременной выплаты в размере 210 тысяч рублей. Мы не пошли путем поспешных шагов, а рассмотрели законопроект в первом чтении и только через две сессии приняли его уже во втором. В ближайшие месяцы увидим, насколько эта норма востребована.

Это не говорит о том, что регион не будет работать над решением вопроса обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой. Будет. В перспективе ставится задача выработать подходы по более успешному решению этих вопросов. В том числе и путем увеличения бюджетных расходов на эти цели.

Принята законодательная норма, установившая 50-процентную льготу для родителей и первых двух детей и стопроцентную – для всех последующих детей в многодетных семьях в части вывоза твердых бытовых отходов.

Предстоит большая работа по реализации задачи льготного ипотечного кредитования многодетных семей. Мы будем и дальше идти по пути выработки мер стимулирующего характера для многодетных семей.

Еще одна актуальная тема: в течение десяти лет у нас не индексировались ежемесячные денежные выплаты ветеранам. Основная причина – в бюджете было недостаточно средств для решения этой задачи. Каждый год мы выходили с этой инициативой, но не получали поддержки. И когда во второй половине прошлого года стало понятно, что у нас складывается более благоприятная экономическая ситуация, увеличиваются бюджетные доходы, этот вопрос стал обсуждаться очень активно. Был рассмотрен целый ряд подходов к решению задачи. Я, откровенно говоря, даже не рассчитывал, что нам удастся увеличить расходы на эти цели почти в два раза, но это удалось сделать благодаря достигнутому взаимопониманию с правительством области и рядом наших политических лидеров.

Иногда приходится слышать: четыреста рублей – это мало. Очевидно, мало, но разово это очень серьезная нагрузка на бюджет: один миллиард сто миллионов рублей начиная с осени этого года и включая весь следующий год. Кроме этого, установлена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию ЕДВ.

В связи с переходом на цифровое телевидение мы столкнулись с необходимостью выработки и предоставления льгот наименее защищенным группам населения, проживающим на территориях, где единственным источником получения телевизионного сигнала является спутниковый. Было рассмотрено много вариантов, проведены тщательные расчеты, уточнены количество населенных пунктов, число предполагаемых льготополучателей.

Принято решение, предоставляющее право на компенсацию расходов на приобретенный комплект оборудования прежде всего ветеранам труда Архангельской области, проживающим в отдаленных населенных пунктах, где невозможно получить прямой доступ к цифровому телевидению. Выплаты уже производятся. Это тоже достаточно большой объем затрат – свыше ста миллионов рублей только по этому году. Если все суммировать, то расходы на вопросы социальной политики в этом и следующем году вырастут очень существенно. Мы не можем подходить к социальной проблематике легковесно, должен быть баланс в подходах к решению всех этих вопросов.

– На июньской сессии принят закон о сохранении прежних льгот лицам, достигшим возраста 50–55 лет, то есть нынешним предпенсионерам.

– Да, с учетом увеличения пенсионного возраста поэтапно в течение десяти лет и необходимости дополнительной социальной поддержки лиц предпенсионного возраста. Ведь условием для предоставления льгот было достижение пенсионного возраста – 50 и 55 лет.
Чтобы наши потенциальные льготополучатели – будущие ветераны труда – не попали в условия снижения мер социальной поддержки, мы решили оставить ту же возрастную планку (50 лет для женщин и 55 – для мужчин), но убрали из закона норму «достижение пенсионного возраста». И если человек выработал достаточный трудовой стаж и получает право на присвоение звания ветерана труда Архангельской области или Российской Федерации, он будет пользоваться соответствующим набором льгот.

На внеочередной сессии мы поддержали инициативу федерального правительства: те пенсионеры, которые получают социальную доплату к пенсии, должны ощутить индексацию. Были внесены соответствующие поправки в федеральное законодательство и поставлена задача: до 1 июля осуществить необходимые выплаты. И это сделано. Многие получатели социальной доплаты к пенсии ожидали получить эти суммы в составе пенсионных выплат. Но в данной ситуации это полномочия области, и выплаты были произведены отделениями социальной защиты населения. Средний уровень пенсий в стране остается низким.

И многие наши социальные льготы в значительной степени компенсируют этот недостаток.

Наше общее дело

– На последней сессии принят ряд изменений в административное законодательство, в том числе запрет вейпов (электронных сигарет) для несовершеннолетних. Тема здорового образа жизни – тоже одна из приоритетных в работе комитета?

– С такой инициативой выступила прокуратура. Но мы считаем эту инициативу нашим общим делом. Нравится это или не нравится кому-то из наших граждан, мы понимаем, что это – дальнейшее развитие антитабачного законодательства. Хотя на самом деле и не совсем так: Федеральный закон называется «О защите населения от воздействия табачного дыма». Каждый день, идя с работы или на работу, я прохожу мимо здания, в котором расположены магазин и ряд офисов.

И оттуда выходят молодые женщины с сигаретами. Жадно смолят, распространяя не женские ароматы. Еще недавно так пахла вся Россия: вокзалы, аэропорты, обкуренные туалеты, лестничные площадки – да везде. Больно на это смотреть!

– А я каждый день прохожу мимо учебного заведения и вижу подростков, которые за углом курят вот эти самые вейпы. Уже издалека ощущается этот приторно-сладкий запах.

– Основной компонент этих жидкостей – глицерин. Он оседает на стенках бронхов и альвеол и не может не вызывать последствий. Но ведь примерно то же самое существует и в отношении табакокурения. С другой стороны, вейпы могут стать и одним из путей наркотизации, потому что состав этих жидкостей не проконтролировать.

– Точно так же, когда стали жестко и решительно бороться с наркотиками, появились курительные смеси в качестве их заменителя.

– Возвращаюсь к тому же офисному зданию: люди выходят на крыльцо и курят. И проходящие мимо поневоле вдыхают дым, то есть осуществляется опосредованное воздействие.

Я все-таки думаю, что удастся переломить эту ситуацию, и не во всем ограничительными методами. Сегодня одним из факторов успешности человека является отсутствие зависимостей. А табачная зависимость – самая распространенная.

– Здоровый образ жизни – это не только отсутствие зависимостей, но и занятия спортом. Знаю, что в бюджет нынешнего года внесены изменения, касающиеся строительства спортивных сооружений.

– Когда мы осенью прошлого года работали над проектом бюджета 2019-го, в нем не были предусмотрены расходы на строительство плоскостных спортивных сооружений, обустройство парковых зон и так далее. Совместно с бюджетным комитетом мы настояли на их восстановлении и рассмотрели эту тему на заседании своего комитета. Вопрос вызвал очень высокую заинтересованность. Участие в обсуждении приняли главы районов, большое количество депутатов областного Собрания. Мы пришли к выводу о необходимости увеличения расходов на эти цели, получили поддержку правительства, и они были увеличены практически кратно.

Первым этапом стал конкурс в объеме тех средств, которые были выделены на предыдущем этапе. Но заявилось такое количество муниципалитетов и популярность конкурса, качество конкурсных заявок были настолько высоки, что удовлетворили менее половины.

Поэтому, когда поступил дополнительный финансовый транш, агентству по спорту просто не понадобились дополнительные конкурсные процедуры, победителями стали те, кто не прошел в первом туре. Это – первое. Второе: в этом году общий объем финансирования физкультуры и спорта был очень серьезно увеличен. И здесь нужно отдать должное правительству области.

Третье – мы совместно с агентством по спорту приступили к взаимодействию со спортивными федерациями. Это способствует сближению с ними и органов исполнительной власти. И это – возможность получения обратной связи. В рамках состоявшегося диалога были выработаны решения. В адрес правительства области направлены рекомендации о необходимости увеличения расходов на обеспечение деятельности спортивных федераций и необходимости решения вопроса о повышении уровня оплаты труда тренерам по начальной спортивной подготовке. То есть поддержки детских спортивных школ. Муниципалитетам самостоятельно эту задачу не решить. Путем совместных усилий с правительством области мы должны найти это решение, тем более что стоим на пороге начала формирования бюджета будущего года, и такой инструмент в нем должен быть заложен. Будем надеяться на то, что это произойдет.

К тому же региональным агентством по физкультуре и спорту проводится большая работа по переходу на федеральные стандарты. А это является очень жестким условием для получения поддержки из федерального бюджета. Работа проводится на системной основе, поэтапно, а не «обвально». Но взаимодействие с муниципалитетами осложняется пока очень низкой инициативностью со стороны многих из них.

Мы ставим вопрос о необходимости формирования активной позиции с их стороны, стараемся делать все возможное, чтобы они это поняли и было обеспечено необходимое взаимодействие. Будем стараться увеличить расходы в следующем году: на плоскостные сооружения, на приведение в порядок имеющихся спортивных объектов, ведь во многих муниципалитетах спортзалы находятся в плачевном состоянии и туда надо вкладывать большие средства. А мы получим результаты в виде роста спортивных показателей, появления новых звезд спорта, охвата здоровым образом жизни населения, снижения заболеваемости и смертности.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 25 июля 2019 г.