21 января 2018

Тратим – по счетчику, платим – по нормативу?

Когда летом прошлого года Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс, простым гражданам протрубили со всех каналов, что проблема начисления платы за общедомовые нужды наконец-то решена. Якобы изменения позволят, как и прежде, платить за ресурсы по домовому счетчику, а не по нормативам. Не тут-то было…

Поправки эти до сих пор не работают. Причина банальна – Правительство РФ не выпустило порядок перерасчета платы, исходя из показаний коллективного счетчика. Поэтому фактически управляющим компаниям дан карт-бланш: плата по умолчанию начисляется по нормативам.

Однако активным гражданам уже сейчас можно пользоваться иными возможностями снижения платежей. На общем собрании собственники помещений могут принять решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (КРСОИ), исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ).

Жилищный кодекс предусматривает два варианта оплаты при наличии в доме ОДПУ:

– исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

– исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Правительство РФ должно разработать, но пока этого не сделало, лишь порядок расчета КРСОИ по среднемесячному объему. Для расчета КРСОИ по общедомовому прибору учета такого порядка ЖК РФ не предусматривает, так как объем КРСОИ в этом случае распределяется на собственников пропорционально доле площади их помещения в общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Вывод: сэкономить, как это часто бывает, могут лишь осведомленные и активные граждане, кто читает законы и готов организовать общее собрание собственников. В помощь таким инициативным жильцам – интервью специалиста Государственной жилищной инспекции Архангельской области. Возможно, применяемые в нем термины и ссылки не совсем понятны обывателю, но даже у самих работников управляющих компаний в ходу такое говорящее выражение: «Кто КРСОИ начислял, тот в цирке не смеется!».

Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) за последний год кардинально изменился. Люди не понимают, почему снова с них берут по нормативам, если в домах стоят счетчики. Почему так много стали платить, особенно если на весь подъезд горит одна лампочка, а пол моют от силы два раза в месяц?

«Все в руках собственников», – отвечают в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Архангельской области. Что следует предпринять жильцам для большей прозрачности цифр в квитанциях за содержание, рассказала начальник отдела контроля расчетов, взимания платежей и надзора за управлением многоквартирными домами ГЖИ Светлана Пашкова.

– Светлана Владимировна, как сегодня оплачиваются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ)?

– По общему правилу, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома с 1 июня 2017 года оплачиваются по нормативам, которые утверждены Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области. В том случае если платежи по нормативу превысили фактическое потребление по общедомовому прибору учета (ОДПУ), управляющие организации должны сделать собственникам перерасчет. Но на сегодняшний день законодательно не определен этот период и непонятно, как делать перерасчет, – методика Правительством РФ не утверждена…

При наличии автоматизированной системы дистанционной передачи показаний приборов учета плата за КРСОИ начисляется на основании показаний ОДПУ. Речь идет об устройстве, которое одномоментно снимает показания во всем доме. Только в этом случае можно по умолчанию оплачивать коммунальные ресурсы по фактическому объему.

– Если собственники не желают платить по нормативам, у них есть право изменить порядок расчета?

– На общем собрании собственников может быть принято одно из двух вариантов решений: либо платить по показаниям ОДПУ, либо исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом на основании показаний коллективного счетчика.

Оговорюсь, что такой порядок применяется только к тем домам, где есть управляющая организация либо создано ТСЖ или ЖСК. Потребители, проживающие в домах, где осуществляется непосредственное управление либо способ управления не выбран, оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды в прежнем порядке.

– Что вы советуете собственникам?

– Внимательно изучить цифры – сколько платил дом за коммунальные ресурсы по фактическим показаниям счетчика (до 1 января 2017 года) и сравнить эти данные с платежами по нормативам (с 1 июня 2017-го). Если выгода платежей очевидна, необходимо провести общее собрание собственников. Его инициатором может стать любой собственник квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50 процентов собственников, решение принимается простым большинством.

– Управляющая компания вправе инициировать собрание?

– Безусловно, управляющая организация наделена таким правом. Но очевидно, что изменить существующий порядок заинтересован тот, кому он невыгоден. Кстати, ошибочно полагать, что управляющая компания в случае оплаты коммунальных ресурсов по нормативам всегда остается в выигрыше. Когда возникает так называемый «сверхнорматив» (по счетчику объем КРСОИ выходит больше), управляющая организация обязана оплатить разницу из собственных средств. И это правильно. Изначально реформа порядка оплаты «общедомовых нужд» преследовала цель ограничить расходы населения, ведь во многих домах плата по факту была слишком высокой. Новый подход должен стимулировать управляющие компании снижать потери и заботиться об энергоэффективности.

– Многие недоумевают – зачем дому коллективный прибор учета, если платить приходится по нормативу? Счетчик нужно содержать, оплачивать поверку… к чему такие затраты?

– Общедомовой прибор учета сегодня нужен прежде всего управляющей организации, чтобы не получить штраф за несоблюдение требований Федерального закона «Об энергосбережении…». Кроме того, на основании прибора учета УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией и в случае выявления сверхнорматива заплатит разницу из своего кармана. Наличие ОДПУ стимулирует проводить мероприятия по энергосбережению, чтобы исключить несанкционированные подключения…

– За чей счет устанавливается общедомовой прибор учета?

– Об этом сказано в федеральном законе об энергосбережении: ресурсоснабжающая организация обязана оборудовать дома ОДПУ. В свою очередь в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства, сказано, что, если такой прибор учета установлен, собственники обязаны оплатить его стоимость и услуги по монтажу. Если жители дома не согласны с выставленным счетом, они могут обратиться в суд.

После установки общедомовой счетчик входит в состав общего имущества.

– Для достоверности расчетов необходимо контролировать своевременную передачу показаний счетчиков, кто этим должен заниматься?

– Жилищная инспекция в рамках проведения проверки начисления платы запрашивает журнал регистрации показаний. Оснований не доверять этим цифрам, как правило, у нас нет.

Когда к нам поступают жалобы о завышенных показаниях, мы отвечаем, что в доме должен работать совет многоквартирного дома. Этот орган и призван решать все внутренние вопросы, в том числе по передаче данных ОДПУ. Активные собственники и должны следить за передачей показаний, это в их интересах.

– Новые нормативы по электроэнергии, действующие с 1 июня 2017 года в Архангельской области, учитывают площади чердаков и подвалов, лестничных маршей и других мест общего пользования. Но если в доме не освещается, к примеру, чердак, почему его площадь закладывается в норматив?

– У этого вопроса есть предыстория: в 2016 году Верховный суд отменил нормативы потребления электроэнергии (ОДН) в Архангельской области, потому что они были рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. В новых нормативах данные требования учтены.

С учетом постановления министерства ТЭК и ЖКХ норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества определяется путем суммирования нормативов, установленных для соответствующего оборудования и устройства, потребляющих электроэнергию и входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Например, норматив по кабельным сетям связи и информатики применяется только в том случае, если указанные сети входят в состав общего имущества дома. Аналогичная ситуация распространяется и на другое электрооборудование.

Исходя из методики расчета, нормативы максимально приближены к фактическому объему потребления. Кстати, законодательство предоставляет право заинтересованным лицам обратиться в министерство и доказать, что предлагаемый норматив завышен или занижен. В этом случае для конкретного дома может быть рассчитан индивидуальный норматив, исходя из уровня благоустройства конкретного здания.

– При расчете платы за коммунальные ресурсы нормативы потребления должны учитывать площадь общего имущества дома: например, чердаки, подвалы, лестничные марши и так далее. Как решилась эта проблема, ведь таких данных в техпаспортах, как правило, не было?

– Действительно, в большинстве случаев технический паспорт на дом не содержит таких данных. Соответственно, подтвердить достоверность расчетов мы не могли и возбуждали административные дела в отношении управляющих организаций и ТСЖ в связи с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица по проведению проверок. Несколько дел дошло до суда – мировые судьи вставали на сторону компаний, поддерживая их позицию.

Мы настаивали на том, что сведения о чердаках и подвалах входят в техническую документацию, и управляющие компании должны актуализировать эти данные, заказывать изменения в техпаспорта в органах технической инвентаризации. Мы предполагали, что, не обладая такими данными, возможно допустить обсчет жителей.

Самостоятельный расчет площади мы не принимали, так как для правильности расчетов нужно обладать официальными данными, знать методику, использовать специальные измерительные приборы…

7 декабря 2017 года в этом вопросе поставлена точка – Архангельский областной суд вынес решение, определив, что управляющая организация в силу специфики своей деятельности должна обладать документами технической инвентаризации жилищного фонда в полном объеме. Аналогичные решения приняты Котласским городским судом и Ломоносовским районным судом Архангельска в конце прошлого года.

– Много жалоб о правомерности расчетов поступает в ГЖИ? Как часто проверки заканчиваются штрафами и предписаниями?

– На первом этапе реформы обращений граждан было очень много – за 2017 год сотрудники инспекции подготовили около тысячи разъяснений о применении нового законодательства.

Что касается предписаний – то их действительно немного. В ходе проверки проверямое лицо предпринимает действия для устранения нарушения в добровольном порядке. В этом случае результат достигнут, а это в нашей работе самое главное.

Нормативы по холодной и горячей воде в Архангельской области принципиально не изменились, так как и в 2013 году использовался расчетный метод. Но с 1 июня 2017-го, в соответствии с изменениями в законодательстве, нормативы усреднены для домов от 1 до 5 этажей, от 6 до 9 этажей и от 10 до 16 этажей.

 

Тратим – по счетчику, платим – по нормативу?

Поправки эти до сих пор не работают. Причина банальна – Правительство РФ не выпустило порядок перерасчета платы, исходя из показаний коллективного счетчика. Поэтому фактически управляющим компаниям дан карт-бланш: плата по умолчанию начисляется по нормативам.

Однако активным гражданам уже сейчас можно пользоваться иными возможностями снижения платежей. На общем собрании собственники помещений могут принять решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (КРСОИ), исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ).

Жилищный кодекс предусматривает два варианта оплаты при наличии в доме ОДПУ:

– исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

– исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Правительство РФ должно разработать, но пока этого не сделало, лишь порядок расчета КРСОИ по среднемесячному объему. Для расчета КРСОИ по общедомовому прибору учета такого порядка ЖК РФ не предусматривает, так как объем КРСОИ в этом случае распределяется на собственников пропорционально доле площади их помещения в общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Вывод: сэкономить, как это часто бывает, могут лишь осведомленные и активные граждане, кто читает законы и готов организовать общее собрание собственников. В помощь таким инициативным жильцам – интервью специалиста Государственной жилищной инспекции Архангельской области. Возможно, применяемые в нем термины и ссылки не совсем понятны обывателю, но даже у самих работников управляющих компаний в ходу такое говорящее выражение: «Кто КРСОИ начислял, тот в цирке не смеется!».

Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) за последний год кардинально изменился. Люди не понимают, почему снова с них берут по нормативам, если в домах стоят счетчики. Почему так много стали платить, особенно если на весь подъезд горит одна лампочка, а пол моют от силы два раза в месяц?

«Все в руках собственников», – отвечают в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Архангельской области. Что следует предпринять жильцам для большей прозрачности цифр в квитанциях за содержание, рассказала начальник отдела контроля расчетов, взимания платежей и надзора за управлением многоквартирными домами ГЖИ Светлана Пашкова.

– Светлана Владимировна, как сегодня оплачиваются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КРСОИ)?

– По общему правилу, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома с 1 июня 2017 года оплачиваются по нормативам, которые утверждены Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области. В том случае если платежи по нормативу превысили фактическое потребление по общедомовому прибору учета (ОДПУ), управляющие организации должны сделать собственникам перерасчет. Но на сегодняшний день законодательно не определен этот период и непонятно, как делать перерасчет, – методика Правительством РФ не утверждена…

При наличии автоматизированной системы дистанционной передачи показаний приборов учета плата за КРСОИ начисляется на основании показаний ОДПУ. Речь идет об устройстве, которое одномоментно снимает показания во всем доме. Только в этом случае можно по умолчанию оплачивать коммунальные ресурсы по фактическому объему.

– Если собственники не желают платить по нормативам, у них есть право изменить порядок расчета?

– На общем собрании собственников может быть принято одно из двух вариантов решений: либо платить по показаниям ОДПУ, либо исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом на основании показаний коллективного счетчика.

Оговорюсь, что такой порядок применяется только к тем домам, где есть управляющая организация либо создано ТСЖ или ЖСК. Потребители, проживающие в домах, где осуществляется непосредственное управление либо способ управления не выбран, оплачивают коммунальные услуги на общедомовые нужды в прежнем порядке.

– Что вы советуете собственникам?

– Внимательно изучить цифры – сколько платил дом за коммунальные ресурсы по фактическим показаниям счетчика (до 1 января 2017 года) и сравнить эти данные с платежами по нормативам (с 1 июня 2017-го). Если выгода платежей очевидна, необходимо провести общее собрание собственников. Его инициатором может стать любой собственник квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50 процентов собственников, решение принимается простым большинством.

– Управляющая компания вправе инициировать собрание?

– Безусловно, управляющая организация наделена таким правом. Но очевидно, что изменить существующий порядок заинтересован тот, кому он невыгоден. Кстати, ошибочно полагать, что управляющая компания в случае оплаты коммунальных ресурсов по нормативам всегда остается в выигрыше. Когда возникает так называемый «сверхнорматив» (по счетчику объем КРСОИ выходит больше), управляющая организация обязана оплатить разницу из собственных средств. И это правильно. Изначально реформа порядка оплаты «общедомовых нужд» преследовала цель ограничить расходы населения, ведь во многих домах плата по факту была слишком высокой. Новый подход должен стимулировать управляющие компании снижать потери и заботиться об энергоэффективности.

– Многие недоумевают – зачем дому коллективный прибор учета, если платить приходится по нормативу? Счетчик нужно содержать, оплачивать поверку… к чему такие затраты?

– Общедомовой прибор учета сегодня нужен прежде всего управляющей организации, чтобы не получить штраф за несоблюдение требований Федерального закона «Об энергосбережении…». Кроме того, на основании прибора учета УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией и в случае выявления сверхнорматива заплатит разницу из своего кармана. Наличие ОДПУ стимулирует проводить мероприятия по энергосбережению, чтобы исключить несанкционированные подключения…

– За чей счет устанавливается общедомовой прибор учета?

– Об этом сказано в федеральном законе об энергосбережении: ресурсоснабжающая организация обязана оборудовать дома ОДПУ. В свою очередь в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства, сказано, что, если такой прибор учета установлен, собственники обязаны оплатить его стоимость и услуги по монтажу. Если жители дома не согласны с выставленным счетом, они могут обратиться в суд.

После установки общедомовой счетчик входит в состав общего имущества.

– Для достоверности расчетов необходимо контролировать своевременную передачу показаний счетчиков, кто этим должен заниматься?

– Жилищная инспекция в рамках проведения проверки начисления платы запрашивает журнал регистрации показаний. Оснований не доверять этим цифрам, как правило, у нас нет.

Когда к нам поступают жалобы о завышенных показаниях, мы отвечаем, что в доме должен работать совет многоквартирного дома. Этот орган и призван решать все внутренние вопросы, в том числе по передаче данных ОДПУ. Активные собственники и должны следить за передачей показаний, это в их интересах.

– Новые нормативы по электроэнергии, действующие с 1 июня 2017 года в Архангельской области, учитывают площади чердаков и подвалов, лестничных маршей и других мест общего пользования. Но если в доме не освещается, к примеру, чердак, почему его площадь закладывается в норматив?

– У этого вопроса есть предыстория: в 2016 году Верховный суд отменил нормативы потребления электроэнергии (ОДН) в Архангельской области, потому что они были рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. В новых нормативах данные требования учтены.

С учетом постановления министерства ТЭК и ЖКХ норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества определяется путем суммирования нормативов, установленных для соответствующего оборудования и устройства, потребляющих электроэнергию и входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Например, норматив по кабельным сетям связи и информатики применяется только в том случае, если указанные сети входят в состав общего имущества дома. Аналогичная ситуация распространяется и на другое электрооборудование.

Исходя из методики расчета, нормативы максимально приближены к фактическому объему потребления. Кстати, законодательство предоставляет право заинтересованным лицам обратиться в министерство и доказать, что предлагаемый норматив завышен или занижен. В этом случае для конкретного дома может быть рассчитан индивидуальный норматив, исходя из уровня благоустройства конкретного здания.

– При расчете платы за коммунальные ресурсы нормативы потребления должны учитывать площадь общего имущества дома: например, чердаки, подвалы, лестничные марши и так далее. Как решилась эта проблема, ведь таких данных в техпаспортах, как правило, не было?

– Действительно, в большинстве случаев технический паспорт на дом не содержит таких данных. Соответственно, подтвердить достоверность расчетов мы не могли и возбуждали административные дела в отношении управляющих организаций и ТСЖ в связи с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица по проведению проверок. Несколько дел дошло до суда – мировые судьи вставали на сторону компаний, поддерживая их позицию.

Мы настаивали на том, что сведения о чердаках и подвалах входят в техническую документацию, и управляющие компании должны актуализировать эти данные, заказывать изменения в техпаспорта в органах технической инвентаризации. Мы предполагали, что, не обладая такими данными, возможно допустить обсчет жителей.

Самостоятельный расчет площади мы не принимали, так как для правильности расчетов нужно обладать официальными данными, знать методику, использовать специальные измерительные приборы…

7 декабря 2017 года в этом вопросе поставлена точка – Архангельский областной суд вынес решение, определив, что управляющая организация в силу специфики своей деятельности должна обладать документами технической инвентаризации жилищного фонда в полном объеме. Аналогичные решения приняты Котласским городским судом и Ломоносовским районным судом Архангельска в конце прошлого года.

– Много жалоб о правомерности расчетов поступает в ГЖИ? Как часто проверки заканчиваются штрафами и предписаниями?

– На первом этапе реформы обращений граждан было очень много – за 2017 год сотрудники инспекции подготовили около тысячи разъяснений о применении нового законодательства.

Что касается предписаний – то их действительно немного. В ходе проверки проверямое лицо предпринимает действия для устранения нарушения в добровольном порядке. В этом случае результат достигнут, а это в нашей работе самое главное.

Нормативы по холодной и горячей воде в Архангельской области принципиально не изменились, так как и в 2013 году использовался расчетный метод. Но с 1 июня 2017-го, в соответствии с изменениями в законодательстве, нормативы усреднены для домов от 1 до 5 этажей, от 6 до 9 этажей и от 10 до 16 этажей.

 

Поделиться
25516