9 февраля 2017

Траектория безопасности

К использованию транспортной магистрали Севморпути Россию подталкивает география. Обеспечение безопасности на всем ее протяжении – одна из самых масштабных и амбициозных задач государства.

Дорога рождает жизнь

К середине октября 2016 года общий грузопоток через 25 портов и пунктов на трассе Северного морского пути составил 5 миллионов 261 тысячу тонн, сообщил на ежегодной встрече фрахтовщиков в рамках форума «Созвездие» в Архангельске первый заместитель руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Николай Монько. Транзит за этот же период достиг 210 тысяч тонн груза.

Как отметил эксперт, показатели грузопотоков в Арктике нестабильны и разнятся год от года. Причин этому много, главная из которых – сложнейшие климатические условия работы в высоких широтах.

Тем не менее Россия возвращается в Арктику и приходит к тому, что необходимо вновь обустраивать Индигу, Амдерму, Индигирку, Тикси, Диксон: строить жилье, электростанции, связи, портовые сооружения, ледоколы, вертолетные площадки.

На повестке важная стратегическая задача – определение параметров комплексного хозяйственного освоения Арктической зоны.

– Недостаточно своевременно доставить груз в арктические порты и пункты. Необходимо обеспечить безопасное мореплавание и предотвратить загрязнение морской среды, – подчеркнул Николай Монько.

В год на территории российского сектора Арктики происходит до 100 чрезвычайных ситуаций, сообщает информационно-обучающий портал подготовки спасателей к действиям в полярных условиях.

Организация плавания судов по акватории северных морей – сфера полномочий администрации Севморпути. Обеспечение комплексной безопасности в Арктике находится в ведении МЧС России и включает в себя не только защиту окружающей среды от техногенных факторов, но и сохранение жизни и здоровья людей в суровых условиях полярной зоны.

С наращиванием присутствия человека в Арктике ведется обустройство береговой инфраструктуры. Это требует использования технологий, соответствующих климатическим условиям, подготовки кадров, которые способны обеспечить постоянную навигацию по Севморпути и прилегающим речным водным трассам.

Наличие промежуточных населенных пунктов по всей трассе морского пути и спасательных служб не только гарантирует безопасность, но и повышает привлекательность арктической магистрали для всех участников транспортного рынка.

– Почему транзитные перевозчики пока с опасением относятся к Севморпути? Слишком высоки на сегодня риски, – отметил представитель губернатора Поморья Лев Левит. – Современная инфраструктура и опорные точки должны, как ожерелье, опутывать побережье и островные территории Арктической зоны России.

Иностранцы внимательно отслеживают ситуацию. Заболел или получил тяжелую травму человек на судне в ходе рейса – кто будет его спасать и лечить? Сколько времени потребуется на оказание первой помощи? Случился разлив нефтепродуктов – кто будет ликвидировать? Вопросы непраздные. Речь о жизни людей и экологии огромного региона.

Учитывая, что речь идет о бескрайних морских пространствах, покрытых льдом, нужна соответствующая спасательная авиация и подготовленные полярные пилоты, способные летать и ориентироваться в монотонной среде, без визуальных ориентиров и в условиях полярной ночи.

Спасательные центры, которые создаются сейчас по всей Арктической зоне, должны иметь в своем штате врачей, способных оказывать немедленную помощь: работать с обморожениями, с кислородной недостаточностью, с резкими изменениями в работе сердечно-сосудистой системы.

Арктика без опасности

Для создания эффективной службы помощи в экстремальных условиях Арктической зоны необходима единая международная система стандартов используемого оборудования и подготовки спасателей, считает руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров.

Со скандинавскими специалистами уже обсуждалась идея создания единого арктического центра координации действий, с помощью которого можно было бы оперативно реагировать на любые нештатные ситуации в Арктике, используя ближайшее подразделение спасателей независимо от его государственной принадлежности – финской, норвежской, российской или любой другой.

– В 2007 году близ острова Рыбачий в Баренцевом море на прибрежные скалы выбросило наш сухогруз, – вспоминает эксперт. – Ближайшая база спасателей оказалась в Норвегии. Они прилетели первыми и снимали с разбитого судна наших моряков. Мы добрались гораздо позже. Поэтому координация действий спасательных служб должна быть по всему Северному морскому пути. К сожалению, арктический комплексный центр МЧС России в Архангельске этими вопросами сейчас не занимается. А локально ликвидировать какую-то серьезную чрезвычайную ситуацию не всегда возможно.

Арктические комплексные центры МЧС России (всего их десять) созданы также в Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, поселке Провидения и Анадыре.

– Учитывая, что Севморпуть имеет перспективу загрузки и будет использоваться все больше, мы будем обязаны обеспечить безопасность в районах, которые прилегают к нашему региону. И мы задумываемся над тем, как это сделать, – рассказал Александр Уваров.

По мнению руководителя агентства, необходимо создавать подразделения, подобные тем, что есть в областной службе спасения, соответствующие мировым стандартам. Их сотрудники должны быть обучены по признанным в мире программам спасателей (американская, скандинавские) и одинаково оснащены.

– Это нужно, чтобы при совместных операциях профессионалы из разных служб могли легко взаимодействовать, понимали, что и как нужно делать, – подчеркнул Александр Уваров. – У нас есть такие удаленные участки, где привлечения одной команды будет недостаточно.

Например, если судно терпит бедствие в море и в зависимости от зоны ответственности помимо российских спасателей придется привлекать норвежцев или американцев. Чтобы действия разных групп были максимально эффективными, они должны быть скоординированы. Это возможно, только если все работают по единому алгоритму, который заложен еще в школе спасателей, и на совместимой современной технике.

– Наши специалисты адаптированы для работы в таких условиях, – заметил начальник Службы спасения имени И. А. Поливаного Вадим Дробот. – Мы знаем, как это организовать, и готовы поделиться опытом. Считаю, что на сегодня арктические центры МЧС недостаточно оснащены для выполнения всех сложных задач, которые могут возникнуть в полярной зоне и на трассе Севморпути. Стандартные программы с арктическим уклоном, по которым готовят спасателей МЧС, идут без применения некоторых современных технологий и не учитывают наработки, существующие уже не первый год.

Более 400 человек изъявили желание стать волонтерами Международного форума «Арктика – территория диалога», который пройдет в Архангельске с 29 по 30 марта. Отбор претендентов продолжается. Подать заявку можно до 15 февраля. Сейчас потенциальным волонтерам необходимо пройти регистрацию на сайте фонда «Росконгресс».

«Арктический комбайн»

По соглашению между московской Академией государственной противопожарной службы и правительством Поморья Архангельская область стала арктическим полигоном для тестирования агрегата для борьбы с обледенением.

Российская разработка сделана специально для Арктики, и аналогов ей в мире нет.

– В случае обледенения судна происходит деферент, крен, в худшем случае – перевертывание. Существующие методы борьбы со льдом – механические (отдалбливание) и химические – либо не очень эффективны, либо экологически вредны. Наш способ предполагает разрезание наледи струей температурно-активированной воды. Он безопасен, эффективен по временным затратам, не требует никаких дополнительных приспособлений и экономически целесообразен, – рассказал Александр Уваров.

Агрегат создан на платформе морского 20-футового контейнера, который с помощью вертолета Ми-8 оперативно может быть доставлен на дальнее расстояние в нужную точку. Подключение на месте составляет не более получаса.

Энергетическая установка проста – котел с запасом воды, катушки с пожарными рукавами длиной до 1 км, генератор 120 кВт и двигатель, который работает на газе и на любом топливе, вплоть до ракетного. Производство такой конструкции можно запустить и на «Красной кузнице», отмечают специалисты.

Агрегат легко установить на палубе судна еще в порту, перед выходом в Арктическую зону. Создав парк таких контейнеров, можно было бы открыть их прокат, как автомобилей в Европе. По завершении рейса оборудование сдавали бы в любой портовой точке на трассе Севморпути.

Резка льда не единственное применение многопрофильной комплексной установки. Она может использоваться как независимый альтернативный источник энергопитания, например на морской платформе, на полярной станции или при разработке нового месторождения цинка и свинца на Новой Земле. Не надо строить ТЭЦ и вести капитальные коммуникации, врезаясь в вечную мерзлоту. В любом месте на объект будет подаваться и тепловая, и электрическая энергия.

– Получается, как кухонный комбайн: при смене насадок – разный функционал, – заметил начальник Центра обеспечения мероприятий гражданской защиты Михаил Дерягин. – Установку можно использовать при тушении пожара на том же судне. Паровой конденсат или водная взвесь, которая вырабатывается и выходит через определенные насадки, позволяет тушить кабельный канал без отключения, а горюче-смазочные материалы без применения пены или смачивателей.

Паром же с врезкой в трубу очередной насадки можно нейтрализовать ядовитый дым промышленных производств. Вредные осадки вместо атмосферы попадут в специальный отстойник.

– Наш подход – искать эффективные решения для работы в Арктике. Сейчас идет испытание нового метода сбора разливов нефтепродуктов на льду, – рассказал Вадим Дробот. – Если на сегодня нет каких-то необходимых технологий, значит, мы их будем разрабатывать.

Проверенные Арктикой

Для работы в условиях Крайнего Севера должны использоваться самые передовые методики и оборудование, которые необходимы для всех участников, отвечающих за безопасность. Стандартные же программы с арктическим уклоном, по которым готовят спасателей МЧС, сделаны без применения этих технологий и имеющегося опыта, отмечают сотрудники региональной службы спасения.

Должны быть суда соответствующего ледового класса, авиация, гусеничные тягачи с прицепами, удобные для транспортировки.

– Требуются специализированные блоки и оборудование, которые можно автономно развернуть на месте, – рассказал Вадим Дробот. – В критической ситуации не надо изобретать, каким образом обогреть пострадавших в палатке при пятидесятиградусном морозе, а нужно доставить вертолетом специальный балок либо жилой модуль со специализированным обогревом, энергетической установкой, запасом питания и связью. В нем можно разместить людей и ждать хоть месяц, когда погода стихнет и условия позволят добраться до зимовки большой экспедиции и вызволить из природного плена кого угодно.

Для работы в Арктике в самых сложных ситуациях может быть задействован уникальнейший опыт 2-го Архангельского объединенного авиаотряда. Все зависит только от поставленных задач и программ, в которые предприятие пока не включено.

– Наши пилоты «на запах» определяют изменение погоды, без карты могут ориентироваться, – с гордостью констатирует спасатель. – Они имеют и опыт посадки на ледоколы и сухогрузы, у них есть все эти допуски. В авиаотряде имеется база и механики, которые могут за несколько часов привести свою технику в состояние, необходимое для проведения спасательных работ. Они заработали этот опыт потом и кровью. Здесь даже развивать ничего не надо – просто чуть-чуть дооснастить.

Специализированного медицинского персонала в МЧС нет. Его также необходимо готовить. В областной службе спасения успешно применили методику медицины катастроф по подготовке медиков-спасателей, благодаря чему в их рядах появились и успешно трудятся три доктора и два фельдшера.

– Они все готовы к работам в чрезвычайных ситуациях: могут спуститься на тросе с вертолета, оказать помощь и на равных взаимодействовать в группе спасателей, – отметил руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров. – Сейчас мы разрабатываем программу, где у нас в штате – медики, пловцы-спасатели, специалисты по Арктике. Но помимо работы в полярной зоне они будут обеспечивать безопасность здесь – на трассе М-8, морских и речных маршрутах, на будущей железнодорожной магистрали «Белкомур».

Подготовленные совместно с СГМУ технически оснащенные медики-спасатели станут круглосуточно нести службу в состоянии готовности к незамедлительному реагированию. Стажироваться и проходить преддипломную практику студенты и аспиранты будут в областной службе спасения, получая реальный опыт участия в спасательных операциях и подготовительных мероприятиях.

На Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» служба спасения Поморья планирует представить предложения по созданию и внедрению в действие единой обучающей программы спасателей, выработке общих требований к их оснащенности, а также весь свой опыт межведомственного и межгосударственного взаимодействия и самые передовые технологии для работы в высоких широтах.

Траектория безопасности

Дорога рождает жизнь

К середине октября 2016 года общий грузопоток через 25 портов и пунктов на трассе Северного морского пути составил 5 миллионов 261 тысячу тонн, сообщил на ежегодной встрече фрахтовщиков в рамках форума «Созвездие» в Архангельске первый заместитель руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Николай Монько. Транзит за этот же период достиг 210 тысяч тонн груза.

Как отметил эксперт, показатели грузопотоков в Арктике нестабильны и разнятся год от года. Причин этому много, главная из которых – сложнейшие климатические условия работы в высоких широтах.

Тем не менее Россия возвращается в Арктику и приходит к тому, что необходимо вновь обустраивать Индигу, Амдерму, Индигирку, Тикси, Диксон: строить жилье, электростанции, связи, портовые сооружения, ледоколы, вертолетные площадки.

На повестке важная стратегическая задача – определение параметров комплексного хозяйственного освоения Арктической зоны.

– Недостаточно своевременно доставить груз в арктические порты и пункты. Необходимо обеспечить безопасное мореплавание и предотвратить загрязнение морской среды, – подчеркнул Николай Монько.

В год на территории российского сектора Арктики происходит до 100 чрезвычайных ситуаций, сообщает информационно-обучающий портал подготовки спасателей к действиям в полярных условиях.

Организация плавания судов по акватории северных морей – сфера полномочий администрации Севморпути. Обеспечение комплексной безопасности в Арктике находится в ведении МЧС России и включает в себя не только защиту окружающей среды от техногенных факторов, но и сохранение жизни и здоровья людей в суровых условиях полярной зоны.

С наращиванием присутствия человека в Арктике ведется обустройство береговой инфраструктуры. Это требует использования технологий, соответствующих климатическим условиям, подготовки кадров, которые способны обеспечить постоянную навигацию по Севморпути и прилегающим речным водным трассам.

Наличие промежуточных населенных пунктов по всей трассе морского пути и спасательных служб не только гарантирует безопасность, но и повышает привлекательность арктической магистрали для всех участников транспортного рынка.

– Почему транзитные перевозчики пока с опасением относятся к Севморпути? Слишком высоки на сегодня риски, – отметил представитель губернатора Поморья Лев Левит. – Современная инфраструктура и опорные точки должны, как ожерелье, опутывать побережье и островные территории Арктической зоны России.

Иностранцы внимательно отслеживают ситуацию. Заболел или получил тяжелую травму человек на судне в ходе рейса – кто будет его спасать и лечить? Сколько времени потребуется на оказание первой помощи? Случился разлив нефтепродуктов – кто будет ликвидировать? Вопросы непраздные. Речь о жизни людей и экологии огромного региона.

Учитывая, что речь идет о бескрайних морских пространствах, покрытых льдом, нужна соответствующая спасательная авиация и подготовленные полярные пилоты, способные летать и ориентироваться в монотонной среде, без визуальных ориентиров и в условиях полярной ночи.

Спасательные центры, которые создаются сейчас по всей Арктической зоне, должны иметь в своем штате врачей, способных оказывать немедленную помощь: работать с обморожениями, с кислородной недостаточностью, с резкими изменениями в работе сердечно-сосудистой системы.

Арктика без опасности

Для создания эффективной службы помощи в экстремальных условиях Арктической зоны необходима единая международная система стандартов используемого оборудования и подготовки спасателей, считает руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров.

Со скандинавскими специалистами уже обсуждалась идея создания единого арктического центра координации действий, с помощью которого можно было бы оперативно реагировать на любые нештатные ситуации в Арктике, используя ближайшее подразделение спасателей независимо от его государственной принадлежности – финской, норвежской, российской или любой другой.

– В 2007 году близ острова Рыбачий в Баренцевом море на прибрежные скалы выбросило наш сухогруз, – вспоминает эксперт. – Ближайшая база спасателей оказалась в Норвегии. Они прилетели первыми и снимали с разбитого судна наших моряков. Мы добрались гораздо позже. Поэтому координация действий спасательных служб должна быть по всему Северному морскому пути. К сожалению, арктический комплексный центр МЧС России в Архангельске этими вопросами сейчас не занимается. А локально ликвидировать какую-то серьезную чрезвычайную ситуацию не всегда возможно.

Арктические комплексные центры МЧС России (всего их десять) созданы также в Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, поселке Провидения и Анадыре.

– Учитывая, что Севморпуть имеет перспективу загрузки и будет использоваться все больше, мы будем обязаны обеспечить безопасность в районах, которые прилегают к нашему региону. И мы задумываемся над тем, как это сделать, – рассказал Александр Уваров.

По мнению руководителя агентства, необходимо создавать подразделения, подобные тем, что есть в областной службе спасения, соответствующие мировым стандартам. Их сотрудники должны быть обучены по признанным в мире программам спасателей (американская, скандинавские) и одинаково оснащены.

– Это нужно, чтобы при совместных операциях профессионалы из разных служб могли легко взаимодействовать, понимали, что и как нужно делать, – подчеркнул Александр Уваров. – У нас есть такие удаленные участки, где привлечения одной команды будет недостаточно.

Например, если судно терпит бедствие в море и в зависимости от зоны ответственности помимо российских спасателей придется привлекать норвежцев или американцев. Чтобы действия разных групп были максимально эффективными, они должны быть скоординированы. Это возможно, только если все работают по единому алгоритму, который заложен еще в школе спасателей, и на совместимой современной технике.

– Наши специалисты адаптированы для работы в таких условиях, – заметил начальник Службы спасения имени И. А. Поливаного Вадим Дробот. – Мы знаем, как это организовать, и готовы поделиться опытом. Считаю, что на сегодня арктические центры МЧС недостаточно оснащены для выполнения всех сложных задач, которые могут возникнуть в полярной зоне и на трассе Севморпути. Стандартные программы с арктическим уклоном, по которым готовят спасателей МЧС, идут без применения некоторых современных технологий и не учитывают наработки, существующие уже не первый год.

Более 400 человек изъявили желание стать волонтерами Международного форума «Арктика – территория диалога», который пройдет в Архангельске с 29 по 30 марта. Отбор претендентов продолжается. Подать заявку можно до 15 февраля. Сейчас потенциальным волонтерам необходимо пройти регистрацию на сайте фонда «Росконгресс».

«Арктический комбайн»

По соглашению между московской Академией государственной противопожарной службы и правительством Поморья Архангельская область стала арктическим полигоном для тестирования агрегата для борьбы с обледенением.

Российская разработка сделана специально для Арктики, и аналогов ей в мире нет.

– В случае обледенения судна происходит деферент, крен, в худшем случае – перевертывание. Существующие методы борьбы со льдом – механические (отдалбливание) и химические – либо не очень эффективны, либо экологически вредны. Наш способ предполагает разрезание наледи струей температурно-активированной воды. Он безопасен, эффективен по временным затратам, не требует никаких дополнительных приспособлений и экономически целесообразен, – рассказал Александр Уваров.

Агрегат создан на платформе морского 20-футового контейнера, который с помощью вертолета Ми-8 оперативно может быть доставлен на дальнее расстояние в нужную точку. Подключение на месте составляет не более получаса.

Энергетическая установка проста – котел с запасом воды, катушки с пожарными рукавами длиной до 1 км, генератор 120 кВт и двигатель, который работает на газе и на любом топливе, вплоть до ракетного. Производство такой конструкции можно запустить и на «Красной кузнице», отмечают специалисты.

Агрегат легко установить на палубе судна еще в порту, перед выходом в Арктическую зону. Создав парк таких контейнеров, можно было бы открыть их прокат, как автомобилей в Европе. По завершении рейса оборудование сдавали бы в любой портовой точке на трассе Севморпути.

Резка льда не единственное применение многопрофильной комплексной установки. Она может использоваться как независимый альтернативный источник энергопитания, например на морской платформе, на полярной станции или при разработке нового месторождения цинка и свинца на Новой Земле. Не надо строить ТЭЦ и вести капитальные коммуникации, врезаясь в вечную мерзлоту. В любом месте на объект будет подаваться и тепловая, и электрическая энергия.

– Получается, как кухонный комбайн: при смене насадок – разный функционал, – заметил начальник Центра обеспечения мероприятий гражданской защиты Михаил Дерягин. – Установку можно использовать при тушении пожара на том же судне. Паровой конденсат или водная взвесь, которая вырабатывается и выходит через определенные насадки, позволяет тушить кабельный канал без отключения, а горюче-смазочные материалы без применения пены или смачивателей.

Паром же с врезкой в трубу очередной насадки можно нейтрализовать ядовитый дым промышленных производств. Вредные осадки вместо атмосферы попадут в специальный отстойник.

– Наш подход – искать эффективные решения для работы в Арктике. Сейчас идет испытание нового метода сбора разливов нефтепродуктов на льду, – рассказал Вадим Дробот. – Если на сегодня нет каких-то необходимых технологий, значит, мы их будем разрабатывать.

Проверенные Арктикой

Для работы в условиях Крайнего Севера должны использоваться самые передовые методики и оборудование, которые необходимы для всех участников, отвечающих за безопасность. Стандартные же программы с арктическим уклоном, по которым готовят спасателей МЧС, сделаны без применения этих технологий и имеющегося опыта, отмечают сотрудники региональной службы спасения.

Должны быть суда соответствующего ледового класса, авиация, гусеничные тягачи с прицепами, удобные для транспортировки.

– Требуются специализированные блоки и оборудование, которые можно автономно развернуть на месте, – рассказал Вадим Дробот. – В критической ситуации не надо изобретать, каким образом обогреть пострадавших в палатке при пятидесятиградусном морозе, а нужно доставить вертолетом специальный балок либо жилой модуль со специализированным обогревом, энергетической установкой, запасом питания и связью. В нем можно разместить людей и ждать хоть месяц, когда погода стихнет и условия позволят добраться до зимовки большой экспедиции и вызволить из природного плена кого угодно.

Для работы в Арктике в самых сложных ситуациях может быть задействован уникальнейший опыт 2-го Архангельского объединенного авиаотряда. Все зависит только от поставленных задач и программ, в которые предприятие пока не включено.

– Наши пилоты «на запах» определяют изменение погоды, без карты могут ориентироваться, – с гордостью констатирует спасатель. – Они имеют и опыт посадки на ледоколы и сухогрузы, у них есть все эти допуски. В авиаотряде имеется база и механики, которые могут за несколько часов привести свою технику в состояние, необходимое для проведения спасательных работ. Они заработали этот опыт потом и кровью. Здесь даже развивать ничего не надо – просто чуть-чуть дооснастить.

Специализированного медицинского персонала в МЧС нет. Его также необходимо готовить. В областной службе спасения успешно применили методику медицины катастроф по подготовке медиков-спасателей, благодаря чему в их рядах появились и успешно трудятся три доктора и два фельдшера.

– Они все готовы к работам в чрезвычайных ситуациях: могут спуститься на тросе с вертолета, оказать помощь и на равных взаимодействовать в группе спасателей, – отметил руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров. – Сейчас мы разрабатываем программу, где у нас в штате – медики, пловцы-спасатели, специалисты по Арктике. Но помимо работы в полярной зоне они будут обеспечивать безопасность здесь – на трассе М-8, морских и речных маршрутах, на будущей железнодорожной магистрали «Белкомур».

Подготовленные совместно с СГМУ технически оснащенные медики-спасатели станут круглосуточно нести службу в состоянии готовности к незамедлительному реагированию. Стажироваться и проходить преддипломную практику студенты и аспиранты будут в областной службе спасения, получая реальный опыт участия в спасательных операциях и подготовительных мероприятиях.

На Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» служба спасения Поморья планирует представить предложения по созданию и внедрению в действие единой обучающей программы спасателей, выработке общих требований к их оснащенности, а также весь свой опыт межведомственного и межгосударственного взаимодействия и самые передовые технологии для работы в высоких широтах.

Поделиться
20268