29 сентября 2020

Театральный сезон в Архангельском драмтеатре стартовал с деревенских хроник по Абрамову

«Пряслины. Две зимы и три лета» — постановка  Владимира Хрущева, главного режиссера Калужского областного драмтеатра.  Несмотря на то, что из-за пандемии «Пряслиных» уже показывали в онлайне весной, на реальную премьеру 27 сентября пришли десятки северян. Было бы еще больше, но в условиях ограничений театр вынужден работать с половинной загрузкой зала.

Театральный сезон в Архангельском драмтеатре стартовал с деревенских хроник по Абрамову

В год 100-летнего юбилея Федора Абрамова Архангельский драматический выдал сразу две постановки по его произведениям. И жизнеописание семьи Пряслиных из второй книги тетралогии «Две зимы и три лета» режиссер представил как деревенские хроники. Причем на первый план здесь вышли отношения между героями – дружеские и любовные, семейные и рабочие. И яркой красной линией через все повествование – нелегкая доля, испытания, что тяжким беременем легли на плечи женок в войну и послевоенные голодные годы.

Примечательна лаконичная сценография спектакля. Во всех его действиях  на первом плане окладной венец сруба – залог прочности деревенского дома.  В противовес ему воздушное покрывало, что с течением повествования трансформируется то в жаркую баню, где парятся Мишка Пряслин (Дмитрий Беляков) и Егорша Ставров (Михаил Кузьмин). Да так, «чтоб мертвые повставали».

Ажурное полотно стыдливо прячет и плотские утехи Мишки и Варвары Иняхиной (Мария Беднарчик), и призрачной стеной отделяет селян от партийца Ганичева (Иван Братушев), что талдычит снова о налогах и займах и о том, что разрушенную войной страну нужно кормить. А еще оно – порванное и измятое символизирует такую же изуродованную войной и голодом жизнь самих колхозников.

Конечно, нам всем знакома абрамовская сага о Пряслиных и других пекашинцах. Но очередное его прочтение на сцене Архдрамы по-прежнему заставляет защемить сердце. Например, в сцене, где чествуя первого солдата, вернувшегося в деревню с фронта, Анфиса Петровна (Елена Смородинова) вдруг поднимает тост за Михаила Пряслина, что  в годы войны работал наравне с взрослыми: пахал, сеял, помогал матери кормить большую семью, поправлял солдаткам крыши, наставлял и отбивал косы, поднимал двери.  «Да, бабы, за первого мужика. Михаил всю войну выстоял. За первого», — говорит председатель…

До мурашек пробирает диалог Михаила и Ильи Нетесова (Александр Дубинин), который рассказывает о страшно болезни дочки Валентины (Маша Андреева) туберкулезе легких.

«А знаешь, здоровому-то мужику теперь тяжельше… Ей-богу! Я пацаном был – мне легче было…», — с рвущимся от жалости и беспомощности сердцем говорит Михаил Нетесову. И это чувство, а еще злость на роботов-номенклатурщиков, сдирающих последнюю копейку с тех, кто едва сводит концы с концами, кто всю войну себя уговаривал, что вот еще немного и жизнь станет маленько полегче, погружает зрителя в ту же безысходность, что испытывают сами герои Абрамова.

Но они верят, живут, надрывно любят и ненавидят, а жизнь приносит и новые трудности, и немного счастья. И вот уже ажурное полотно становится свадебным нарядом Лизы Пряслиной (Анна Рысенко), что выстрадала свое счастье стать Егоршиной женой, пусть и за обещанную женихом рогатку взамен сгинувшей Звездони.

А над воссозданным на сцене уголком  абрамовского Пекашина течет пинежская песня «Над Пинегой-рекой» и льется мягкая речь сказительницы. И ее участие в постановке – настоящая находка и, несомненно, успех.

В роли рассказчицы выступила специалист по поморской говоре Софья Сыроватская. И именно ее монологи ярко до мурашек передали красоту абрамовского слога – о белых ночах, о морозах северных и весне, что похожа на «отощалую, измотанную бабу»,  еле-еле пробирающуюся  «через кромешную чащу лесов»…

Продолжилось открытие 88-го театрального сезона торжественной частью – к зрителям обратился директор Архангельского драматического театра им. М.В. Ломоносова Сергей Самодов. Он поздравил северян с тем, что событие состоялось, и отметил, что, наверное, еще никогда все не ждали открытия театрального сезона как в этом году.

Поздравить и труппу театра, и зрителей пришла также председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова. От облсобрания и его председателя Екатерины Прокопьевой парламентарий вручила Сергею Самодову приветственный адрес, а также благодарственные письма  — артисту драмы Алексею Ковтуну и ассистенту режиссера Наталье Афониной.

Приветствовала коллектив театра и северян председатель Архангельского отделения союза театральных деятелей Наталья Малевинская. Она поблагодарила артистов и руководство Архдрамы за прекрасные постановки, поздравила всех с началом театрального сезона. А также по случаю дня рождения, который, как выяснилось, в этот день отмечал Сергей Самодов, вручила ему знаковый подарок  — книгу Владимира Теляковского «Дневники директора императорских театров».

Открытие нового сезона стало прекрасным поводом подвести итоги уже прошедшего, ведь сделать это своевременно тоже не позволила пандемия. Их озвучил режиссер Архдрамы Алексей Ермилышев.

Прежде всего награды получили победили зрительского голосования. Так, по итогам 87-го театрального сезона в номинации «Лучшее художественное решение» награду получил спектакль «Гамлет»  — сценограф Андрей Тимошенко, художник по костюмам – Ирина Титоренко.

В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» награжден Иван Братушев за роль Короля в спектакле «Огниво», а лучшую женскую роль второго плана исполнила в прошедшем сезоне Мария Павлова. В этом же спектакле она сыграла Ведьму.

В  номинации «Лучший ансамбль» победили Нина Няникова, Мария Беднарчик, Анна Патокина, сыгравшие трио собак в спектакле  «Огниво». «Лучшим дуэтом» признаны актеры «Александр Субботин и Константин Мокров за роли  Розенкранца и Гильденстерна в спектакле «Гамлет».

За «Лучшую женскую роль» награду получила Татьяна Сердотецкая, сыгравшая Офелию в «Гамлете», а за «Лучшую мужскую роль» — ее партнер по спектаклю Иван Братушев. Он играл самого датского принца.

Также в номинации «Лучший спектакль» на камерной сцене победила постановка Михаила Кузьмина  «Волшебное кольцо», а на основной сцене лучшим признан все тот же «Гамлет» Андрей Тимошенко.

Кроме того, главный режиссер театра Андрей Тимошенко дополнительно выделил несколько ярких ролей и удививших в этом сезоне актеров. Так, в номинации «Лучшая мужская роль» награжден Дмитрий Беляков за роль Михаила Пряслина в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета».

В номинации  «Шаг вперед» — Юрий Прошин за роль Айболита в спектакле «Доктор Айболит» и Михаил Андреев за роль Григория Минина в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета» и Сергея в спектакле «Баба Шанель».

В номинации «Яркая роль третьего плана» — Тамара Волкова за роль Марьи Нетесовой в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета», «Открытие сезона»  —  специалист по говоре Софья Сыроватская за роль Рассказчицы в спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета» и Анну Рысенко за роль Лизы Пряслиной.

В этом же спектакле в номинации  «Яркая роль третьего плана» отметили Нину Няникову за роль Раи Клевакиной  и в номинации «Яркий художественный образ»  —  заслуженный артистку РФ Елену Смородинову за роль Анфисы Мининой.

Ирина Колесникова

Поделиться
73518