6 октября 2021

Театр Панова представил спектакль о подростке, переживающем потерю матери

В Архангельском молодежном театре состоялась вторая премьера 46-го творческого сезона. Ею стал спектакль Дмитрия Крестьянкина «Голос монстра» по одноименному роману американского писателя Патрика Несса.

Театр Панова представил спектакль о подростке, переживающем потерю матери

Уже не первый раз пановцы обращаются к современной подростковой литературе: в 2019 году состоялась премьера спектакля «Папа встретит меня в L.A.» по роману Розмари Уэллс «На синей комете», а в этом году – «Поцелуй ируканджи» по книге Али Бенджамин «Доклад о медузах».

В каждой постановке главные герои – подростки, которые переживают трудные времена. Оскар из спектакля «Папа встретит меня в L.A.» после трагической гибели матери расстается с отцом, который уезжает на заработки в другой город. Сузи из «Поцелуя ируканджи» теряет подругу Фрэнни: сначала они просто ссорятся, а потом девочка тонет при невыясненных обстоятельствах. «Голос монстра» продолжает тему утраты подростком родного человека.

13-летний Конор О’Молли живет со смертельно больной матерью. Отец ушел из их семьи несколько лет назад. Однажды к мальчику в снах начинает приходить дерево-монстр и рассказывать страшные истории…

Еще до начала спектакля актеры – все, кроме исполнителя главной роли – уже ожидают зрителей. Их лица сосредоточены, в руках – маски, сделанные под дерево. По трое вдоль стен они расположились по бокам квадратного игрового пространства. В середине установлена кровать, около которой, словно прикроватный коврик, лежит зеленый островок из искусственной травы: именно на нем будет появляться «монстр». По обе стороны от импровизированной сцены стоят ряды зрительских кресел. Пока люди рассаживаются, звучит тревожная музыка.

Гнетущая атмосфера разрушается с приходом режиссера Дмитрия Крестьянкина и исполнителя роли Конора Кирилла Ратенкова. Они как бы неформально объясняют зрителям, что сейчас сыграют спектакль, тем самым указав на дистанцию между актерами и историей, которая вот-вот развернется на наших глазах. Свет гаснет, снова включается тревожная музыка, погружение в мрачноватые сны Конора продолжается.

И дальше весь спектакль мы наблюдаем чередование дня и ночи. Ночь в постановке обозначается синим светом, а также в особо напряженные моменты белым мерцанием, день – теплого оттенка, можно даже сказать солнечного.

Мы видим Конора героем его собственного кошмара, когда к нему впервые приходит ожившее тисовое дерево-монстр, которое растет во дворе дома семьи О’Молли. В спектакле монстр показан не проекцией на задник или, не дай бог, ростовой куклой: здесь его играют все занятые в спектакле актеры, надевая при этом те самые маски, которые они держали в руках с самого начала. Голос монстра распадается на шесть голосов. Это метафорично напоминает нам о том, что в каждом из нас есть частичка монстра, который порой выходит наружу в виде агрессии.

Но что же надо этому монстру от нашего героя? Он пришел, чтобы подготовить мальчика к смерти матери. В каждый новый приход к подростку он рассказывает поучительные истории, в которых грань между добром и злом стирается, в которых нет однозначно хороших и плохих героев. Впрочем, как и среди окружающих Конора. Как и в жизни каждого из нас.

Сам Конор оказывается тоже не таким уж и положительным героем: он просто подросток, которому порой сложно разобраться в себе, проблемах, резко навалившихся на него с приходом болезни в их семью. Болезнь здесь показана как еще одно действующее лицо, вставшее на пути между мальчиком и его матерью. И только когда она на время отступает, они могут поговорить, побыть наедине друг с другом.

Угасающая из-за болезни мать (Татьяна Крылова) по ходу действия как будто становится меньше, бледнее, слабее. Желание жить тает в ней. Только единожды мы видим ее счастливой: перед тем как рассказать сыну о своей болезни, она проводит с ним незабываемый для мальчика день. Тогда они последний раз ходили вместе в кино и индейское кафе. Этот день стал для них своеобразной точкой невозврата: после него все изменилось.

Изменились отношения Конора с мамой, с подругой Лили, бабушкой. Например, Лили (Дарья Белых), с которой они были неразлучны с детства, не нарочно предает его, рассказав всем о болезни его матери, тем самым потеряв его доверие и обратив внимание общественности на проблемы в их семье.

С бабушкой (заслуженная артистка РФ Наталья Малевинская) и так натянутые отношения еще больше обостряются. Она пугает Конора своим деловым видом, образом жизни, непохожестью на обычных бабушек. Несмотря на свой возраст, она до сих пор носит стильный брючный костюм, ходит на шпильках, делает яркий макияж. В ее доме ему неуютно: к его кровати артисты приставляют стулья, что не позволяют ему удобно разместиться на ней. Разумеется, все это не вяжется с традиционными представлениями Конора о настоящих бабушках.

Стоит сказать, что всех героев истории мы видим глазами Конора, в его интерпретации. Особенно это четко показано во время встречи мальчика с отцом (Антон Чистяков).

Его неожиданный приезд из Америки – а именно там он теперь живет со своей новой семьей – становится для мальчика очередным испытанием. Во время встречи с сыном отец пытается найти к нему подход, пробует разные способы общения с ним. В глазах Конора он кажется лицемером, который, как хамелеон, меняет окраску, лишь бы завоевать расположение мальчика.

Все актеры имеют в своих костюмах элементы из клетчатой ткани. Все, кроме Татьяны Крыловой, чей голубой наряд больше напоминает больничную пижаму. Клетка присутствует и на постельном белье Конора. Видимо, так художница Александра Мошура хотела подчеркнуть принадлежность героев к миру снов мальчика, в котором правит тисовый монстр.

Герои спектакля, в том числе и Конор, становятся персонажами сказок тисового дерева. Распределением ролей в своем воображении занимается сам мальчик: если королева злая, значит, ее обязательно будет играть его недружелюбная бабушка. А принцесса из соседнего королевства – красивая и добрая, тогда ее пусть играет Лили. Только в сказках тиса, как и в жизни, не все так однозначно, и не всегда на первый взгляд отрицательные герои такие уж плохие.

Череда событий из реальной жизни Конора и его снов приводит к предсказуемому и ожидаемому с самого начала финалу: мать мальчика уходит из жизни. Сцена прощания с ней получилась трагической. Сначала Конор во сне не удерживает ее руку, и она падает с обрыва, а потом и в реальной жизни он с бабушкой приходит в больницу, чтобы  последний раз увидеться с матерью.

Несмотря на столь печальный конец истории, режиссер решает не заканчивать свой спектакль на грустной ноте и организует поклон артистов в позитивно-расслабленном ключе. В ярком «солнечном» свете они сбрасывают напряжение, которое накопилось за время проживания этой тяжелой истории, вытирают слезы, которые выступили на глазах от избытка чувств во время прощальной сцены. И вроде бы все хорошо… Но как-то не по-настоящему.

Любой из нас рано или поздно столкнется со смертью и почувствует пустоту в сердце, которую, возможно, заполнит именно голос монстра. И благо в этой истории монстр оказался не таким уж и чудовищем, а вполне себе разумным и трезвомыслящим существом, который помог мальчику пережить одну из самых главных потерь в жизни.

Александра Коковина, фото Екатерины Чащиной

Поделиться
105224