20 марта 2014

Тайны «белого золота»

В этом музейном особнячке любая экспозиция – с ореолом тайны и особым шармом. Помните шикарную выставку часов? Нынче тоже есть чему поудивляться – уникальная фарфоровая посуда образца XVIII–XIX веков. 

Шоколадницы от инкогнито

Большая часть хрупкой коллекции – 61 предмет – предоставлена частным собирателем – архангелогородцем, пожелавшим остаться инкогнито. Ее конек – чашки-шоколадницы с блюдцами и замысловатыми крышечками, верхушки которых украшены розочками или забавными фигурками. 

– У нас есть редкая возможность, – говорит хозяйка Старинного особняка Марина Чанева, – проследить за развитием фарфорового производства в Западной Европе и России – рококо, классицизм, ампир, модерн… Но открывает экспозицию, конечно, китайское «белое золото» – вот эти большие вазы, блюда, даже оригинальный табурет с изображениями пионов, птиц, битв… 

Здесь на чаше – роспись эмалевыми красками, красота неописуемая! Про китайский фарфор можно рассказывать целые детективные истории! Секрет его изготовления держался в тайне, стоил он очень дорого, даже осколки от разбитой посуды оправляли в золото как драгоценные камни…

От Мейсена до Попова

Европейцам открыл фарфор в XIII веке Марко Поло, говорят, прусский король Фридрих не пожалел полка драгун за несколько китайских ваз. И прошли века, прежде чем алхимик Бергер в саксонском Мейсене не вывел-таки рецепт фарфора…

Миниатюрный немецкий Мейсен с цветочными мотивами и пейзажами, изысканный розовый Помпадур из французского Севра, прелестная чайная пара в неаполитанском стиле, сдержанная классика английского фарфора… Кстати, существовала легенда, что яд, поданный в фарфоровой чашке, терял свою силу. Не потому ли его так любили и ценили короли, их фаворитки и вельможи. 

В России были свои знаменитые заводы – в 1744-м Дмитрий Виноградов открыл императорский, а среди частных прославились легкий и прозрачный Гарднер и оригинальный, сочный Попов. В нашей экспозиции привлекает внимание поповский кофейник с носиком – клювиком птицы и ручкой – ее хвостиком. 

Подносные блюда, трактирная посуда и декоративные статуэтки Попова народных типов были очень популярны у населения. 

Напротив, Гарднера отличали аристократы, на посуде изображались знаменитые современники или прославленные красавицы, а визитной карточкой были именные сервизы, украшенные гербами, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Художник Коровин как-то заметил: «Гарднер и Попов в фарфоре все равно что в литературе Пушкин и Лермонтов». 

Радость для глаз 

ФОТО: ЕВГЕНИЙ КРЕХАНОВ

Князь Юсупов покупал белье у Мейсена, и его крепостные крестьяне расписывали фарфор цветочными композициями, переведя на посуду весь ботанический атлас. Но еще больший интерес вызывают тарелки и чашки с копиями картин из юсуповской коллекции западноевропейской живописи… 

А это Хромцов с росписью под мрамор, тарелка от Корнилова с портретом сына Суворова, Аркадия. Тут тоже мистическая история: генерал-лейтенант утонул, спасая солдата в реке Рымник, на которой отец снискал воинскую славу. Но самым активным, поглотившим все мануфактуры и ставшим монополистом на рынке фарфора, было товарищество Кузнецова. Вот он – кузнецовский – роскошный розовый сервиз с золотыми ветками и птичками. Действительно, Его Величество! 

– Эта выставка, – говорит Марина Чанева, – радость для глаз, праздник. Устройте его себе!

 

Тайны «белого золота»

Шоколадницы от инкогнито

Большая часть хрупкой коллекции – 61 предмет – предоставлена частным собирателем – архангелогородцем, пожелавшим остаться инкогнито. Ее конек – чашки-шоколадницы с блюдцами и замысловатыми крышечками, верхушки которых украшены розочками или забавными фигурками. 

– У нас есть редкая возможность, – говорит хозяйка Старинного особняка Марина Чанева, – проследить за развитием фарфорового производства в Западной Европе и России – рококо, классицизм, ампир, модерн… Но открывает экспозицию, конечно, китайское «белое золото» – вот эти большие вазы, блюда, даже оригинальный табурет с изображениями пионов, птиц, битв… 

Здесь на чаше – роспись эмалевыми красками, красота неописуемая! Про китайский фарфор можно рассказывать целые детективные истории! Секрет его изготовления держался в тайне, стоил он очень дорого, даже осколки от разбитой посуды оправляли в золото как драгоценные камни…

От Мейсена до Попова

Европейцам открыл фарфор в XIII веке Марко Поло, говорят, прусский король Фридрих не пожалел полка драгун за несколько китайских ваз. И прошли века, прежде чем алхимик Бергер в саксонском Мейсене не вывел-таки рецепт фарфора…

Миниатюрный немецкий Мейсен с цветочными мотивами и пейзажами, изысканный розовый Помпадур из французского Севра, прелестная чайная пара в неаполитанском стиле, сдержанная классика английского фарфора… Кстати, существовала легенда, что яд, поданный в фарфоровой чашке, терял свою силу. Не потому ли его так любили и ценили короли, их фаворитки и вельможи. 

В России были свои знаменитые заводы – в 1744-м Дмитрий Виноградов открыл императорский, а среди частных прославились легкий и прозрачный Гарднер и оригинальный, сочный Попов. В нашей экспозиции привлекает внимание поповский кофейник с носиком – клювиком птицы и ручкой – ее хвостиком. 

Подносные блюда, трактирная посуда и декоративные статуэтки Попова народных типов были очень популярны у населения. 

Напротив, Гарднера отличали аристократы, на посуде изображались знаменитые современники или прославленные красавицы, а визитной карточкой были именные сервизы, украшенные гербами, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Художник Коровин как-то заметил: «Гарднер и Попов в фарфоре все равно что в литературе Пушкин и Лермонтов». 

Радость для глаз 

ФОТО: ЕВГЕНИЙ КРЕХАНОВ

Князь Юсупов покупал белье у Мейсена, и его крепостные крестьяне расписывали фарфор цветочными композициями, переведя на посуду весь ботанический атлас. Но еще больший интерес вызывают тарелки и чашки с копиями картин из юсуповской коллекции западноевропейской живописи… 

А это Хромцов с росписью под мрамор, тарелка от Корнилова с портретом сына Суворова, Аркадия. Тут тоже мистическая история: генерал-лейтенант утонул, спасая солдата в реке Рымник, на которой отец снискал воинскую славу. Но самым активным, поглотившим все мануфактуры и ставшим монополистом на рынке фарфора, было товарищество Кузнецова. Вот он – кузнецовский – роскошный розовый сервиз с золотыми ветками и птичками. Действительно, Его Величество! 

– Эта выставка, – говорит Марина Чанева, – радость для глаз, праздник. Устройте его себе!

 

Поделиться
1071