24 декабря 2015

Свои традиции ближе к детям

Традиция проводить областные образовательные чтения под Рождество прижилась в Архангельске, нынче они состоялись в третий раз. И были посвящены как раз теме традиций и новаций в культуре, как они влияют на личность и общество в целом. 

Сила – в корнях 

Учредители чтений – Архангельская митрополия, министерство образования и науки и САФУ. Среди участников – учителя, священнослужители, ученые, преподаватели, студенты, работники учреждений культуры. Открывая пленарное заседание, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил подчеркнул, что когда народ теряет свои традиции, то государство становится беззащитным, потому так нужно вернуть ему силу, которая – в родных корнях, в культуре…  – Важно, что у нас появилась новая дискуссионная площадка, где обсуждаются вопросы, интересные для всего общества, – отметила заместитель председателя правительства Екатерина Прокопьева. – Сегодня мы обсуждаем здесь проблемы воспитания подрастающего поколения. Рождественские чтения позволяют не только обменяться опытом, но и наметить дальнейшие практические совместные действия.

Пусть развлекаются?

Одна из задач – противоборство сектам и другим вредным влияниям. Известный российский эксперт Александр Дворкин весьма обеспокоен проникновением нетрадиционных культов в российское образование. Причем сегодня вербовка проводится через социальные сети и знакомых, что особенно опасно.  К сожалению, все началось в 90-е годы, когда мы старательно прививали нашим детям чуждые традиции, где во главе угла – личное обогащение, тяга к потреблению, получение удовольствия и вседозволенность. Потому, когда региональное министерство образования и науки порекомендовало школам воздержаться от празднования Хеллоуина, какую бучу подняли некоторые, мол, пусть детки развлекаются, нельзя им запрещать. Меж тем епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков заметил, что девиз «запрещается запрещать» является одним из пунктов посвящения в сатанисты. И в то же время он привел примеры, когда те же поборники Хеллоуина осуждают приход в школу священника, противятся занятиям по основам православной культуры (ОПК). 

Приоритеты Стратегии

– Мы провели совещание с представителями прокуратуры, где было подтверждено, что законодательство разрешает сотрудничество педагогов с РПЦ, – заметила заместитель министра образования и науки Елена Молчанова. – Кстати, число детей и их родителей, выбравших ОПК, увеличилось с 13 до 23 процентов. Сейчас готовится федеральный план по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Среди ее приоритетов – обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций, поддержка семейного воспитания.  Елена Владимировна рассказала об опыте сотрудничества образования с митрополией – олимпиады по ОПК, внимание детям-сиротам, различные творческие конкурсы для учеников и педагогов, Малые Иоанновские чтения… В ноябре прошел первый региональный форум для родителей, снимаются ролики о положительном семейном опыте, формируется общественный совет… Во многих школах области, как, впрочем, уже по всей России, реализуется программа «Истоки». 

Уроки-диалоги 

– Это девять учебников – с первого по девятый класс, – пояснил ее автор из Вологодского госуниверситета Александр Камкин. – Мы говорим в них о том, что такое род, семья, труд, душа, вера, святость, Бог… Но не требуем зубрежки, например перечислить пять причин, за что надо любить маму. Это уроки-диалоги, где учитель и дети рассуждают, находят ответы на волнующие вопросы. И тут главная проблема – подготовка педагога. Ведь от него требуются не только знания, но и душевная отдача.  В рамках Рождественских чтений прошло награждение именно таких наставников, победителей областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».  В этом году в нем участвовало более 40 педагогов из 14 муниципальных образований. Победителем признана Екатерина Безменова, учитель истории из Ошлапецкой школы Ленского района. Ее издательский проект «Стальное поколение» был удостоен диплома I степени и на окружном этапе конкурса. 

В рамках чтений преподаватель Сретенской духовной семинарии Георгий Максимов прочел лекцию «Зачем жить по заповедям, или Три заблуждения о христианской жизни» и провел несколько встреч с общественностью Архангельска, посвященных разоблачению мифов неоязычества.

Портфолио семьи 

Среди призеров – заведующая детским садом Наталья Сидорова из Мирного, представившая интересную программу по краеведению «Мирянка», Ирина Накозина из северодвинской коррекционной школы № 15, проводящая с детьми «уроки добра», педагоги с Виледи и Коряжмы Наталья Короткая и Наталья Павлова, разработавшие свою программу и рабочие тетради по ОПК для начальной школы… – В проекте арт-марафона «Вместе мы – семья», – рассказала еще один призер, педагог Соломбальского ДДТ Ольга Неронова, – участвовало 15 семейных команд. Они побывали на мастер-классах в Доме детского творчества, на спектакле в театре кукол, на литературных чтениях в Гайдаровской библиотеке, ездили на экскурсию в музей «Малые Корелы». По результатам создали свои портфолио, определили лучшую команду. Оказалось, некоторые даже ни разу не были в музее, библиотеке. А сейчас родители и дети полны новых идей, как можно интересно и весело проводить вместе свой досуг.  Программу форума продолжили круглые столы, посвященные вопросам профилактики религиозного экстремизма и формирования этнокультурной идентичности современных школьников. 

Сила – в корнях 

Учредители чтений – Архангельская митрополия, министерство образования и науки и САФУ. Среди участников – учителя, священнослужители, ученые, преподаватели, студенты, работники учреждений культуры.

Открывая пленарное заседание, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил подчеркнул, что когда народ теряет свои традиции, то государство становится беззащитным, потому так нужно вернуть ему силу, которая – в родных корнях, в культуре…

 – Важно, что у нас появилась новая дискуссионная площадка, где обсуждаются вопросы, интересные для всего общества, – отметила заместитель председателя правительства Екатерина Прокопьева. – Сегодня мы обсуждаем здесь проблемы воспитания подрастающего поколения. Рождественские чтения позволяют не только обменяться опытом, но и наметить дальнейшие практические совместные действия.

Пусть развлекаются?

Одна из задач – противоборство сектам и другим вредным влияниям. Известный российский эксперт Александр Дворкин весьма обеспокоен проникновением нетрадиционных культов в российское образование. Причем сегодня вербовка проводится через социальные сети и знакомых, что особенно опасно. 

К сожалению, все началось в 90-е годы, когда мы старательно прививали нашим детям чуждые традиции, где во главе угла – личное обогащение, тяга к потреблению, получение удовольствия и вседозволенность. Потому, когда региональное министерство образования и науки порекомендовало школам воздержаться от празднования Хеллоуина, какую бучу подняли некоторые, мол, пусть детки развлекаются, нельзя им запрещать. Меж тем епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков заметил, что девиз «запрещается запрещать» является одним из пунктов посвящения в сатанисты. И в то же время он привел примеры, когда те же поборники Хеллоуина осуждают приход в школу священника, противятся занятиям по основам православной культуры (ОПК). 

Приоритеты Стратегии

– Мы провели совещание с представителями прокуратуры, где было подтверждено, что законодательство разрешает сотрудничество педагогов с РПЦ, – заметила заместитель министра образования и науки Елена Молчанова. – Кстати, число детей и их родителей, выбравших ОПК, увеличилось с 13 до 23 процентов. Сейчас готовится федеральный план по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Среди ее приоритетов – обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций, поддержка семейного воспитания. 

Елена Владимировна рассказала об опыте сотрудничества образования с митрополией – олимпиады по ОПК, внимание детям-сиротам, различные творческие конкурсы для учеников и педагогов, Малые Иоанновские чтения… В ноябре прошел первый региональный форум для родителей, снимаются ролики о положительном семейном опыте, формируется общественный совет… Во многих школах области, как, впрочем, уже по всей России, реализуется программа «Истоки». 

Уроки-диалоги 

– Это девять учебников – с первого по девятый класс, – пояснил ее автор из Вологодского госуниверситета Александр Камкин. – Мы говорим в них о том, что такое род, семья, труд, душа, вера, святость, Бог… Но не требуем зубрежки, например перечислить пять причин, за что надо любить маму. Это уроки-диалоги, где учитель и дети рассуждают, находят ответы на волнующие вопросы. И тут главная проблема – подготовка педагога. Ведь от него требуются не только знания, но и душевная отдача. 

В рамках Рождественских чтений прошло награждение именно таких наставников, победителей областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». 

В этом году в нем участвовало более 40 педагогов из 14 муниципальных образований. Победителем признана Екатерина Безменова, учитель истории из Ошлапецкой школы Ленского района. Ее издательский проект «Стальное поколение» был удостоен диплома I степени и на окружном этапе конкурса. 

В рамках чтений преподаватель Сретенской духовной семинарии Георгий Максимов прочел лекцию «Зачем жить по заповедям, или Три заблуждения о христианской жизни» и провел несколько встреч с общественностью Архангельска, посвященных разоблачению мифов неоязычества.

Портфолио семьи 

Среди призеров – заведующая детским садом Наталья Сидорова из Мирного, представившая интересную программу по краеведению «Мирянка», Ирина Накозина из северодвинской коррекционной школы № 15, проводящая с детьми «уроки добра», педагоги с Виледи и Коряжмы Наталья Короткая и Наталья Павлова, разработавшие свою программу и рабочие тетради по ОПК для начальной школы…

– В проекте арт-марафона «Вместе мы – семья», – рассказала еще один призер, педагог Соломбальского ДДТ Ольга Неронова, – участвовало 15 семейных команд. Они побывали на мастер-классах в Доме детского творчества, на спектакле в театре кукол, на литературных чтениях в Гайдаровской библиотеке, ездили на экскурсию в музей «Малые Корелы». По результатам создали свои портфолио, определили лучшую команду. Оказалось, некоторые даже ни разу не были в музее, библиотеке. А сейчас родители и дети полны новых идей, как можно интересно и весело проводить вместе свой досуг. 

Программу форума продолжили круглые столы, посвященные вопросам профилактики религиозного экстремизма и формирования этнокультурной идентичности современных школьников. 

Поделиться
12115