21 июля 2016

Сумма баллов

 На днях в редакцию заглянула необычная гостья – Маша. Так представилась девушка, которая попросила помочь ей сделать копии аттестата и паспорта для того, чтобы отвезти документы в приемную комиссию. Естественно я не мог не поинтересоваться, куда поступает Мария и как она готовилась к этому ответственному дню.

На таможню не хватило

– Я подаю документы в медицинский колледж и в колледж информационных технологий, – рассказала девушка. – Куда уж возьмут.

Признаюсь, меня удивил такой разброс приоритетов абитуриентки: медицина и информационные технологии – совершенно разные сферы.

– А хотела поступать на таможенное дело, – призналась Маша, видя мой недоуменный взгляд. – Но там конкурс высокий – средний бал должен быть не менее 280, а я обществознание завалила. Дважды его сдавала и так и не сдала, – грустно улыбается девушка. – Потому пока или в медколледж, или на информационные технологии, а на следующий год буду поступать снова.

Вот оно как: баллы диктуют вчерашним выпускникам, куда они могут поступать, а куда, увы, нет. Кстати, в своем «завале» обществознания Мария не одинока – преодолеть необходимый для зачета минимум не смогли 11 из 99 новодвинцев.

– Причина провала, я думаю, в том, что слишком легко отнеслась к простым вопросам, – призналась Маша. – Ответила быстро и, казалось, правильно. А как узнала результат и стала смотреть работу – ошибки в самых элементарных вопросах: где-то поспешила, где-то не все ответы проставила, где-то не подумала. Винить некого – виновата сама, а учителям своей школы (Мария окончила в этом году школу №1 – ред. ), кстати, я благодарна и за знания, которые в нас вложены, и за теплоту и понимание, с которыми они сопровождали нас все 11 лет.

С аттестатом все

История Маши заставила и нас, городских журналистов, присмотреться к тому, как выпускники сдают государственные экзамены.

– ЕГЭ в этом году школьники сдали неплохо, – констатировала начальник отдела организации образования администрации города Ирина Волова. – Все 218 учащихся 11-х классов прошли итоговые испытания и получили аттестаты о среднем образовании. Это хороший результат для системы образования города. У нас нет тех, кто не сдал обязательные экзамены, как это было в прошлые годы.

Напомним, для получения аттестата о среднем образовании школьнику необходимо сдать два обязательных экзамена: русский язык и математику. С этими испытаниями справились все, лишь шесть выпускников вынуждены были пересдать математику, так как не сумели набрать обязательный минимум баллов с первого раза.

Математическая задача

– С экзаменами по выбору ситуация иная – здесь школьники выбирают те предметы, которые необходимы им для дальнейшего обучения по выбранной специальности, – рассказала Ирина Волова. – Гуманитарии, как правило, выбирают обществознание, иностранный язык и географию; приверженцам технических специальностей нужны профильная математика, физика и химия; ну а тем, кто мечтает о карьере врача, – биология и химия. И здесь результаты зависят от совместной работы ученика и учителя, а также от функционирования всей системы образования в городе.

Результаты необязательных экзаменов кого-то могут насторожить, а для кого-то стать сигналом для глубокого анализа. К примеру, математику профильного уровня (именно этот экзамен необходим для поступления в технический вуз) не сдали 35 человек или 18 процентов пришедших на испытание.

– Скрывать тут нечего, математиков в школах не хватает, – резюмировала Ирина Волова. – Те учителя, которые сегодня работают, имеют высокую нагрузку. Мы будем анализировать результаты ЕГЭ в каждой конкретной школе, и искать решения кадровых вопросов. Однако молодежь неохотно идет работать в школы, и нужно сказать спасибо тем педагогам, которые, даже находясь в преклонном возрасте, продолжают преподавать.

Кажущаяся простота

– В этом году из экзамена по обществознанию убрали часть «А» – там, где надо было выбрать один ответ из нескольких предложенных, – рассказала Елена Лапшина, учитель истории и обществознания городской гимназии. – Оставили часть «Б», где нужно выбрать несколько ответов и расширили часть «С», где требуется излагать свои мысли четко и понятно.

Елена Лапшина не только учитель обществознания, но и эксперт предметной комиссии по проверке работ ЕГЭ.

– Многие «срезались» на четкости и логичности определений, которых в обществознании предостаточно, – добавила Елена Юрьевна. – Дайте-ка определение «общества». Задумались. А их между тем более 50 школьнику нужно максимально попасть в то, которое заложено авторами теста в «матрицу».

А еще, отмечают учителя, есть и неправильное отношение к предмету со стороны школьников.

– Всегда считалось, что обществознание – это простой предмет, – пояснила Елена Лапшина. – Это кажущаяся простота. Ведь обществознание – это сплав права, экономики, философии, этики и еще десятка наук. Здесь все непросто, и «наболтать» невозможно – для сдачи ЕГЭ нужны знания и умение их подать, сформулировать.

Нужно постараться

Надо сказать, что в целом ЕГЭ новодвинцы сдали хорошо – средние баллы по конкретным предметам практически не ухудшились, а кое-где даже подросли. Так по химии, географии, английскому языку, информатике, истории и биологии выпускники показали лучший результат, чем год назад – средний балл вырос на несколько пунктов. А вот физику, обществознание и математику сдали чуть хуже – показатели ушли вниз на 2-3 балла. О чем это говорит?

– Мы видим общую картину работы системы образования в городе, – резюмировала Ирина Волова. – Результат в целом зависит от работы педагога, стремления учащегося, деятельности всех сотрудников школ.

И что важнее всего, ЕГЭ – это лишь один из показателей качества образования, не единственный, но самый видимый для школьника и его родителей. Ведь они после сдачи экзаменов опираются на полученные результаты при поступлении в вузы. И тут уж не обессудьте – у кого выше оценки и больше баллов, у того и лучше выбор университетов и факультетов.

На таможню не хватило

– Я подаю документы в медицинский колледж и в колледж информационных технологий, – рассказала девушка. – Куда уж возьмут.

Признаюсь, меня удивил такой разброс приоритетов абитуриентки: медицина и информационные технологии – совершенно разные сферы.

– А хотела поступать на таможенное дело, – призналась Маша, видя мой недоуменный взгляд. – Но там конкурс высокий – средний бал должен быть не менее 280, а я обществознание завалила. Дважды его сдавала и так и не сдала, – грустно улыбается девушка. – Потому пока или в медколледж, или на информационные технологии, а на следующий год буду поступать снова.

Вот оно как: баллы диктуют вчерашним выпускникам, куда они могут поступать, а куда, увы, нет. Кстати, в своем «завале» обществознания Мария не одинока – преодолеть необходимый для зачета минимум не смогли 11 из 99 новодвинцев.

– Причина провала, я думаю, в том, что слишком легко отнеслась к простым вопросам, – призналась Маша. – Ответила быстро и, казалось, правильно. А как узнала результат и стала смотреть работу – ошибки в самых элементарных вопросах: где-то поспешила, где-то не все ответы проставила, где-то не подумала. Винить некого – виновата сама, а учителям своей школы (Мария окончила в этом году школу №1 – ред. ), кстати, я благодарна и за знания, которые в нас вложены, и за теплоту и понимание, с которыми они сопровождали нас все 11 лет.

С аттестатом все

История Маши заставила и нас, городских журналистов, присмотреться к тому, как выпускники сдают государственные экзамены.

– ЕГЭ в этом году школьники сдали неплохо, – констатировала начальник отдела организации образования администрации города Ирина Волова. – Все 218 учащихся 11-х классов прошли итоговые испытания и получили аттестаты о среднем образовании. Это хороший результат для системы образования города. У нас нет тех, кто не сдал обязательные экзамены, как это было в прошлые годы.

Напомним, для получения аттестата о среднем образовании школьнику необходимо сдать два обязательных экзамена: русский язык и математику. С этими испытаниями справились все, лишь шесть выпускников вынуждены были пересдать математику, так как не сумели набрать обязательный минимум баллов с первого раза.

Математическая задача

– С экзаменами по выбору ситуация иная – здесь школьники выбирают те предметы, которые необходимы им для дальнейшего обучения по выбранной специальности, – рассказала Ирина Волова. – Гуманитарии, как правило, выбирают обществознание, иностранный язык и географию; приверженцам технических специальностей нужны профильная математика, физика и химия; ну а тем, кто мечтает о карьере врача, – биология и химия. И здесь результаты зависят от совместной работы ученика и учителя, а также от функционирования всей системы образования в городе.

Результаты необязательных экзаменов кого-то могут насторожить, а для кого-то стать сигналом для глубокого анализа. К примеру, математику профильного уровня (именно этот экзамен необходим для поступления в технический вуз) не сдали 35 человек или 18 процентов пришедших на испытание.

– Скрывать тут нечего, математиков в школах не хватает, – резюмировала Ирина Волова. – Те учителя, которые сегодня работают, имеют высокую нагрузку. Мы будем анализировать результаты ЕГЭ в каждой конкретной школе, и искать решения кадровых вопросов. Однако молодежь неохотно идет работать в школы, и нужно сказать спасибо тем педагогам, которые, даже находясь в преклонном возрасте, продолжают преподавать.

Кажущаяся простота

– В этом году из экзамена по обществознанию убрали часть «А» – там, где надо было выбрать один ответ из нескольких предложенных, – рассказала Елена Лапшина, учитель истории и обществознания городской гимназии. – Оставили часть «Б», где нужно выбрать несколько ответов и расширили часть «С», где требуется излагать свои мысли четко и понятно.

Елена Лапшина не только учитель обществознания, но и эксперт предметной комиссии по проверке работ ЕГЭ.

– Многие «срезались» на четкости и логичности определений, которых в обществознании предостаточно, – добавила Елена Юрьевна. – Дайте-ка определение «общества». Задумались. А их между тем более 50 школьнику нужно максимально попасть в то, которое заложено авторами теста в «матрицу».

А еще, отмечают учителя, есть и неправильное отношение к предмету со стороны школьников.

– Всегда считалось, что обществознание – это простой предмет, – пояснила Елена Лапшина. – Это кажущаяся простота. Ведь обществознание – это сплав права, экономики, философии, этики и еще десятка наук. Здесь все непросто, и «наболтать» невозможно – для сдачи ЕГЭ нужны знания и умение их подать, сформулировать.

Нужно постараться

Надо сказать, что в целом ЕГЭ новодвинцы сдали хорошо – средние баллы по конкретным предметам практически не ухудшились, а кое-где даже подросли. Так по химии, географии, английскому языку, информатике, истории и биологии выпускники показали лучший результат, чем год назад – средний балл вырос на несколько пунктов. А вот физику, обществознание и математику сдали чуть хуже – показатели ушли вниз на 2-3 балла. О чем это говорит?

– Мы видим общую картину работы системы образования в городе, – резюмировала Ирина Волова. – Результат в целом зависит от работы педагога, стремления учащегося, деятельности всех сотрудников школ.

И что важнее всего, ЕГЭ – это лишь один из показателей качества образования, не единственный, но самый видимый для школьника и его родителей. Ведь они после сдачи экзаменов опираются на полученные результаты при поступлении в вузы. И тут уж не обессудьте – у кого выше оценки и больше баллов, у того и лучше выбор университетов и факультетов.

Поделиться
16088