2 сентября 2016

Сто портретов – одна судьба

В Арктическом морском институте имени капитана В. И. Воронина открылась уникальная выставка «Бессмертный экипаж», посвященная выпускникам Архангельского мореходного училища и морякам – участникам северных конвоев.

50 на 50

Холл первого этажа института украшают теперь сто портретов: с одной половины из них на посетителей глядят улыбчивые лица юных иностранцев, с другой – серьезные глаза советских, уже повзрослевших, моряков. Если фотокарточки зарубежных союзников есть сегодня в открытом доступе в Интернете, то портретов военных лет архангельских мореходов сохранилось мало – в большинстве случаев их снимки сделаны уже в зрелом возрасте.

Здесь все звания и нации в почете: адмиралы и рядовые матросы, командиры конвоев и моряки торговых судов, русские, англичане, канадцы, австралийцы и французы.

– Выставки, посвященные союзным конвоям, есть и в краеведческом музее, и в Северном морском. Мы решили показать судьбы людей и в первую очередь наших выпускников. В витринах представлены личные вещи многих из них. Мы сделали 50 фотографий советских моряков и еще 50 портретов иностранных, чтобы показать, что конвои сыграли огромную роль для мировой истории XX века, оказав влияние на послевоенное устройство мира, – рассказал заведующий музеем Сергей Терентьев.

Погоны Воронина и акварель PQ-17

Символично, что первая встреча участников конвоев после войны состоялась именно в стенах Архангельского мореходного училища в 1972-м. Годом раньше создан музей. 45 лет велась исследовательская работа, информации скопилось немало. Родственники выпускников мореходки передавали в фонды музея их личные вещи: дипломы, документы, награды, трубки, свистки, фонарики и многое другое.

Например, в витринах представлена записная книжка Федора Дмитриевича Панфилова, капитана дальнего плавания, участвовавшего в проводке конвоев. В 1942 году он, командуя грузовым пароходом «Революционер», получил ранение в бою с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», но не покинул капитанский мостик. В 1970-х именем Панфилова был назван пароход.

Уникальна судьба Бориса Петровича Конюхова, моряка, тонувшего четыре раза. Первый раз он спасся с парохода «Родина», шедшего из Архангельска в Англию, у берегов Ирландии в 1942 году. Об этом несчастье ему выдали справку, которая сегодня представляет собой важный исторический документ. Спасенный экипаж «Родины» отправили в СССР на пароходе «Сталинград», который по пути торпедировала немецкая подлодка.

И снова Конюхову удалось выжить. Как, впрочем, и в третий (на пароходе «Лена» в Кольском заливе), и в четвертый раз (на последнем пароходе, погибшем в годы войны, – «Онеге», отправленной в Норвегию в апреле 1945 года со снаряжением и боеприпасами для наступающей армии). Учет затонувших пароходов Борис Петрович вел в своей записной книжке, которая представлена на выставке.

Один из самых интересных экспонатов – погоны человека, давшего имя институту, – Владимира Ивановича Воронина.

– Звание Воронина было капитан ордена Ленина ледокола «Иосиф Сталин», генерал-директор третьего ранга. На погонах это – два просвета и одна звездочка. Ледокол был в Арктике, когда пришла радиограмма о присвоении звания генерал-директора второго ранга. Звездочки для погон на судне не было, и тогда мотористы ледокола выточили ее сами, – рассказал Сергей Терентьев.

Также есть альбом с никогда прежде не выставлявшимся акварельным рисунком конвоя PQ-17. Сторожевой корабль «Сапфир», на котором служил выпускник АМУ Михаил Петрович Вишняков и которому принадлежит альбом, шел на помощь «Донбассу» и выдержал бой с 18 бомбардировщиками. Неизвестно, кто передал впечатления от боя в красках, художник не оставил автографа.

Братья капитаны

На открытие выставки пришли родственники героев и будущее флота – нынешние воспитанники института.

– Я специально приехал раньше начала учебного года из другого города, чтобы поучаствовать в открытии выставки. Хочется знать, какие люди раньше учились в нашей мореходке, как они ходили в конвоях или на суднах сопровождения в годы Великой Отечественной войны, отдавали свои жизни. На них хочется равняться, – поделился впечатлениями курсант Алексей Бачинов.

Среди экспонатов выставки есть портреты двух братьев – капитанов порта Василия и Алексея Мироновых. Василий Александрович в 1940 году был назначен помощником начальника порта. В сложных условиях военного времени он обеспечивал бесперебойную разгрузку транспортов с вооружением и продовольствием в сжатые сроки.

– Это мои двоюродные деды. Слышала о них от своих родителей, но тесно наши семьи не общались. Конечно, я горжусь тем, что портреты братьев Мироновых украшают эту выставку. Мне удалось найти и других потомков, пообщаться с некоторыми из них, – рассказала внучка Евгения Шахова.

Гордится Александром Баскаковым его дочь. На выставке представлена не только его фотография, но и форма.

– В 1941 году он окончил лоцманское отделение Архангельского морского техникума. В годы войны ему доверяли сложнейшие проводки советских и союзных транспортов. Он трудился в море до 1990 года, любил свою работу. Десятки учеников вспоминают о нем с благодарностью, – рассказала Александра Александровна.

Сергей Терентьев подчеркивает, что выставка – своеобразная заявка на создание отдельного музея, посвященного истории арктических конвоев.

– Хорошо бы его сделать, чтобы объединить всю ту информацию, что накопилась у нас и в других музеях. Экспонатов хватит, – отметил он.

Погоны Владимира Воронина с выточенной мотористами ледокола «Иосиф Сталин» звездочкой

Комментарий

Александр Сомкин, ветеран Северного морского пароходства:

– Приход «Дервиша», этого пустынного бродяги, повернул в другую сторону ход войны. Некоторые пытаются преуменьшить то, что сделали северные конвои. А ведь они перевезли тысячи тонн грузов, люди воспрянули духом.

В некоторых книгах пишут, что наши союзники поставляли нам вооружение, которое очень плохо вело себя в бою, было трудно в эксплуатации. Ничего подобного. На «Харрикейне» летал дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафронов, погибший в бою. И не зря Сталин в переговорах подчеркивал, что из самолетов нужны только «Харрикейны». Кегостров для нас – памятное место, ведь там до сих пор есть следы аэродрома, с которого взлетали эти истребители. Причем иностранные летчики дрались с фашистами, защищая конвои, не хуже наших.

С приходом конвоев в СССР стало легче жить и в тылу. Я тогда был пацаном, находился на Украине. Когда армия нас освободила, в город посыпались продуктовые посылки из США. Я до сих пор помню эти коробочки. Не зря у нас на памятных значках изображены флаги СССР, Америки, Великобритании и Канады. Эти и другие страны были едины в одном – сокрушить фашизм и жить в мире. Я сам возил мирные грузы в иностранные государства. У меня на счету 36 стран, и везде простой народ встречает наших моряков хорошо, и про «Дервиш» помнят не только в Архангельске и Санкт-Петербурге, но и во многих портах мира.

В следующем году портреты с выставки курсанты Арктического морского института имени В. И. Воронина пронесут в колонне «Бессмертного полка».

Сто портретов – одна судьба

50 на 50

Холл первого этажа института украшают теперь сто портретов: с одной половины из них на посетителей глядят улыбчивые лица юных иностранцев, с другой – серьезные глаза советских, уже повзрослевших, моряков. Если фотокарточки зарубежных союзников есть сегодня в открытом доступе в Интернете, то портретов военных лет архангельских мореходов сохранилось мало – в большинстве случаев их снимки сделаны уже в зрелом возрасте.

Здесь все звания и нации в почете: адмиралы и рядовые матросы, командиры конвоев и моряки торговых судов, русские, англичане, канадцы, австралийцы и французы.

– Выставки, посвященные союзным конвоям, есть и в краеведческом музее, и в Северном морском. Мы решили показать судьбы людей и в первую очередь наших выпускников. В витринах представлены личные вещи многих из них. Мы сделали 50 фотографий советских моряков и еще 50 портретов иностранных, чтобы показать, что конвои сыграли огромную роль для мировой истории XX века, оказав влияние на послевоенное устройство мира, – рассказал заведующий музеем Сергей Терентьев.

Погоны Воронина и акварель PQ-17

Символично, что первая встреча участников конвоев после войны состоялась именно в стенах Архангельского мореходного училища в 1972-м. Годом раньше создан музей. 45 лет велась исследовательская работа, информации скопилось немало. Родственники выпускников мореходки передавали в фонды музея их личные вещи: дипломы, документы, награды, трубки, свистки, фонарики и многое другое.

Например, в витринах представлена записная книжка Федора Дмитриевича Панфилова, капитана дальнего плавания, участвовавшего в проводке конвоев. В 1942 году он, командуя грузовым пароходом «Революционер», получил ранение в бою с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», но не покинул капитанский мостик. В 1970-х именем Панфилова был назван пароход.

Уникальна судьба Бориса Петровича Конюхова, моряка, тонувшего четыре раза. Первый раз он спасся с парохода «Родина», шедшего из Архангельска в Англию, у берегов Ирландии в 1942 году. Об этом несчастье ему выдали справку, которая сегодня представляет собой важный исторический документ. Спасенный экипаж «Родины» отправили в СССР на пароходе «Сталинград», который по пути торпедировала немецкая подлодка.

И снова Конюхову удалось выжить. Как, впрочем, и в третий (на пароходе «Лена» в Кольском заливе), и в четвертый раз (на последнем пароходе, погибшем в годы войны, – «Онеге», отправленной в Норвегию в апреле 1945 года со снаряжением и боеприпасами для наступающей армии). Учет затонувших пароходов Борис Петрович вел в своей записной книжке, которая представлена на выставке.

Один из самых интересных экспонатов – погоны человека, давшего имя институту, – Владимира Ивановича Воронина.

– Звание Воронина было капитан ордена Ленина ледокола «Иосиф Сталин», генерал-директор третьего ранга. На погонах это – два просвета и одна звездочка. Ледокол был в Арктике, когда пришла радиограмма о присвоении звания генерал-директора второго ранга. Звездочки для погон на судне не было, и тогда мотористы ледокола выточили ее сами, – рассказал Сергей Терентьев.

Также есть альбом с никогда прежде не выставлявшимся акварельным рисунком конвоя PQ-17. Сторожевой корабль «Сапфир», на котором служил выпускник АМУ Михаил Петрович Вишняков и которому принадлежит альбом, шел на помощь «Донбассу» и выдержал бой с 18 бомбардировщиками. Неизвестно, кто передал впечатления от боя в красках, художник не оставил автографа.

Братья капитаны

На открытие выставки пришли родственники героев и будущее флота – нынешние воспитанники института.

– Я специально приехал раньше начала учебного года из другого города, чтобы поучаствовать в открытии выставки. Хочется знать, какие люди раньше учились в нашей мореходке, как они ходили в конвоях или на суднах сопровождения в годы Великой Отечественной войны, отдавали свои жизни. На них хочется равняться, – поделился впечатлениями курсант Алексей Бачинов.

Среди экспонатов выставки есть портреты двух братьев – капитанов порта Василия и Алексея Мироновых. Василий Александрович в 1940 году был назначен помощником начальника порта. В сложных условиях военного времени он обеспечивал бесперебойную разгрузку транспортов с вооружением и продовольствием в сжатые сроки.

– Это мои двоюродные деды. Слышала о них от своих родителей, но тесно наши семьи не общались. Конечно, я горжусь тем, что портреты братьев Мироновых украшают эту выставку. Мне удалось найти и других потомков, пообщаться с некоторыми из них, – рассказала внучка Евгения Шахова.

Гордится Александром Баскаковым его дочь. На выставке представлена не только его фотография, но и форма.

– В 1941 году он окончил лоцманское отделение Архангельского морского техникума. В годы войны ему доверяли сложнейшие проводки советских и союзных транспортов. Он трудился в море до 1990 года, любил свою работу. Десятки учеников вспоминают о нем с благодарностью, – рассказала Александра Александровна.

Сергей Терентьев подчеркивает, что выставка – своеобразная заявка на создание отдельного музея, посвященного истории арктических конвоев.

– Хорошо бы его сделать, чтобы объединить всю ту информацию, что накопилась у нас и в других музеях. Экспонатов хватит, – отметил он.

Погоны Владимира Воронина с выточенной мотористами ледокола «Иосиф Сталин» звездочкой

Комментарий

Александр Сомкин, ветеран Северного морского пароходства:

– Приход «Дервиша», этого пустынного бродяги, повернул в другую сторону ход войны. Некоторые пытаются преуменьшить то, что сделали северные конвои. А ведь они перевезли тысячи тонн грузов, люди воспрянули духом.

В некоторых книгах пишут, что наши союзники поставляли нам вооружение, которое очень плохо вело себя в бою, было трудно в эксплуатации. Ничего подобного. На «Харрикейне» летал дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафронов, погибший в бою. И не зря Сталин в переговорах подчеркивал, что из самолетов нужны только «Харрикейны». Кегостров для нас – памятное место, ведь там до сих пор есть следы аэродрома, с которого взлетали эти истребители. Причем иностранные летчики дрались с фашистами, защищая конвои, не хуже наших.

С приходом конвоев в СССР стало легче жить и в тылу. Я тогда был пацаном, находился на Украине. Когда армия нас освободила, в город посыпались продуктовые посылки из США. Я до сих пор помню эти коробочки. Не зря у нас на памятных значках изображены флаги СССР, Америки, Великобритании и Канады. Эти и другие страны были едины в одном – сокрушить фашизм и жить в мире. Я сам возил мирные грузы в иностранные государства. У меня на счету 36 стран, и везде простой народ встречает наших моряков хорошо, и про «Дервиш» помнят не только в Архангельске и Санкт-Петербурге, но и во многих портах мира.

В следующем году портреты с выставки курсанты Арктического морского института имени В. И. Воронина пронесут в колонне «Бессмертного полка».

Поделиться
17240