Спектакль-грибница: премьера экспериментального спектакля-инсталляции «Север-2» состоялась в Архангельске

спекткаль-грибница

«Север-2» – это совместный проект Архангельского молодежного театра и группы художников «просо» (название с маленькой буквы), а также группы людей разных специальностей, которые предлагали идеи для проекта и помогали их воплотить.

– Почти 20 человек, и все говорят на своих сложных языках, не так как в творческом комьюнити, – рассказала художница Анастасия Юдина. – Кто-то из них не сталкивался до этого с производством спектаклей или выставок, а мы не сталкивались с тем, с чем работают они, с их сферами деятельности. Среди участников студенты, фотограф, геолог, актеры.

Площадкой спектакля является здание бывшего морского-речного вокзала в центре Архангельска. Действие разворачивается на двух этажах. Второй этаж посвящен будущему, где присутствует человек, первый – времени, когда человека, а возможно и жизни, уже не будет. Зрители сначала путешествуют по второму этажу, затем по первому. Их сопровождает звуковой комментарий.

Первый спектакль «Север» был посвящен прошлому Севера, в 2021 году он получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в эксперименте».

Авторы представляют мифы будущего Северной земли, каким будет Север завтра, через год, спустя тысячу лет или в следующую секунду. Будет ли он под толщей воды или здесь, например, возникнет высокотехнологичная утопия.

Мультивселенная и горизонтальная коммуникация

спекткаль-грибница

Свой проект авторы еще называют спектакль-грибница. Как пояснил куратор проекта, художник-перформер Сережа Чехов, в ходе работы над спектаклем кураторы старались не руководить процессом, а выстроить горизонтальную коммуникацию, что для группы «просо» было необычно.

– Мы пытались строить горизонтально процессы работы, а грибница отличается от других организмов, что у грибницы нет центра управления, мозга или центра контроля, который принимает решение. Это абсолютно горизонтальная система, в ней все части равны, при этом это сложный организм, – сказал он.

По пространству спектакля зрители могут двигаться произвольно, что тоже вызывает ассоциации с грибницей.

– Важный момент, как устроена мифология этого проекта, – это идея о мультивселенной, того, что есть много веток возможного развития событий. И в каждой точке времени, в зависимости от того, какое решение мы принимаем, вселенная разветвляется, – добавил Чехов. – Еще и поэтому грибница.

Белое безмолвие и люди-нефть

Отдельные помещения посвящены разным объектам и явлениям. Например, в одной из комнат белая стена от дверей выглядит плоской, но если туда войти, то попадаешь в большое белое пространство, которое словно внутри стены.

спекткаль-грибница

– Локация, которую мы условно называем «Белое безмолвие», локация белой пустоты, вызванной ассоциацией с северной зимой. Мы гуляли как-то по набережной в жуткий мороз, где не было почти никого, – пояснил смысл объекта Сережа Чехов. – И поняли: если долго вглядываться в Двину, в какой-то момент словно проваливаешься, как будто вокруг ничего нет и все просто белое, белая пустота. Здесь сделана белая циклорама, в которую ты заходишь и как будто не видишь краев белого пространства.

Есть локации, посвященные экорелигии, которая может возникнуть в будущем. В качестве ее пророка выступает Древарх. В помещении, где показаны последствия атомной войны или аварии, на полу и стенах ядерные тени, а общее отчаяние символизирует замершая в безмолвном крике скульптура цвета фуксии.

Как отметила Анастасия Юдина, работа в проекте авторов различных специальностей позволила найти необычные идеи.

– Например, мы говорили про торф и нефть. И в итоге возникла идея, что когда-нибудь при определенном стечении обстоятельств в климате Севера (или каким он будет на Севере через миллионы лет) люди станут нефтью. Это предложил геолог, – пояснила она. В итоге возникла инсталляция с кровеносной системой Земли, где в качестве крови выступает нефть.

Продолжительность спектакля около двух часов. Вновь его театр будет показывать только осенью после открытия театрального сезона. Чехов отметил, что проект в процессе существования может видоизменяться.

– Это довольно мощный эксперимент, на который мало какой театр государственный пойдет, я с трудом могу в России представить такой театр, – добавил он. – Возможно, процесс будет продолжаться, какие-то штуки надо будет докручивать, дорабатывать.

Мария Березина

спекткаль-грибница

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 30 июня 2021 г.