1 ноября 2017

Самое главное – сказку не спугнуть

Более того, одна из дисциплин, которую он преподает детям, так и называется – «сказкотерапия». И чудесные истории для нее педагог сочиняет сам. Зовут этого удивительного человека, о котором идет речь, Георгий Яковлевич Потяркин. Он руководитель изостудии, и ей на днях исполнилось 40 лет.

Занятия он вел в коридоре, на чердаке…

– Нынешний год богат на юбилеи, – сказал в поздравительном слове глава городской администрации Сергей Андреев. – 40-летие отметили Новодвинск, замечательный ансамбль «Северянка», а теперь вот и изостудия. У Георгия Яковлевича с нашими местами связана практически вся сознательная жизнь. Ведь приехал он сюда в уже далеком 1965 году.

Для себя (как Потяркин говорит сам) он заочно отучился в Московском народном университете, на отделении станкового рисунка и живописи – непреодолимая тяга к ним его душой овладела в детстве, в четвертом классе. Да прибавьте к этому еще и способности, которые вовремя разглядел в мальчике и затем развил учитель рисования Алексей Аншуков. Он и рекомендовал ему по окончании школы поступить в Ярославское художественное училище. Мечта мечтой, но был в парне еще и рассудок, который подсказывал: как сложится жизнь дальше, неизвестно. Так что лучше иметь какую-то реальную специальность, как говорится, с корочками. Да еще и любовь к животным, зароненная, видно, в детстве Айболитом, свое слово сказала. Вот почему до призыва на «срочку» Георгий Потяркин получил очное образование в Архангельском сельскохозяйственном техникуме, на ветеринарном отделении. По той же причине после службы устроился бригадиром зверокухни в Ширшинском зверосовхозе, где и трудился два года. Но затем мечта переборола – работа все ж таки была связана с творчеством. Георгий Яковлевич десять лет был художником-оформителем в цехе древесноволокнистых плит Архангельского целлюлозно-бумажного комбината.

Когда же при Детском доме культуры задумали организовать изостудию и встал вопрос, кто ее возглавит, ответ нашли достаточно быстро: Потяркин. Предложение встречено было положительно. А чтобы подкрепить необходимую профессиональную базу, он решил продолжить обучение – на этот раз на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета (в то время – института).

– А началась наша история, честно скажу, достаточно тяжело, – рассказывает Георгий Яковлевич. – Изостудия-то существовала (и формально, и фактически), да только по существу никто о ней не знал. Ведь она о себе еще не заявила. А потому возник реальный дефицит с учащимися. Спасибо Детской школе искусств в лице Сергея Николаевича Миролюбова. Он щедро поделился собственными воспитанниками. Набралось поначалу 20 детей.

– Но была и еще одна проблема, – продолжает педагог. – Своего уголка в ДДК мы тогда еще не имели. Так что заниматься приходилось – не поверите! – в коридоре. А вместо мольбертов использовали стулья из зрительного зала. Точнее, их спинки, на которых малыши устраивали свои альбомы. Затем, когда дело пошло на лад и маленьких рисовальщиков набралось аж на два класса, для нас выделили… чердак. И только много позже мы разжились студийным залом на первом этаже.

«Вы научили нас не попугайничать!..»

– Вы занимаетесь очень благородным делом – развиваете чувство прекрасного, – говорил на торжественном вечере генеральный директор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылев. – И не столь важно, станут ли ваши ученики профессиональными художниками или нет. Ну а если станут – уверен, они будут большими талантами.

– В Новодвинске немало бывших студийцев, которых горожане знают как людей творческих, – не без гордости говорит Потяркин. – Людмила Лизункова, Елена Трапезникова, Иван Лыков преподают в Детской школе искусств, Михаил Третьяков – превосходный гончар, Евгений Пасюра лепит из глины.

Юных даровитых живописцев знали далеко за пределами города бумажников. Их работами восхищались на выставках в Польше и Болгарии, Греции и Германии, на Украине и в различных российских мегаполисах. Теперь с этим, правда, намного сложнее. Для участия в творческих конкурсах необходимо внести организационный сбор, а обучение в беби-классе, младшей, средней и старшей группах и без того платное. Поэтому родители талантливых детей не всегда могут найти дополнительные средства для выездных показов рисунков. И все же, когда появляется хоть малейшая возможность, руководитель тут же хватается за нее. Нужно продвигать юных!

– Я благодарна вам за то, что вы научили нас мечтать, – обращаясь к своему педагогу, сказала его выпускница Екатерина Третьякова, – за то, что научили оставаться самими собой, не попугайничать, иметь свое мнение. Есть люди, не принимающие критику. А я хоть и прихожу к вам, как на Голгофу, зная, что получу обжигающий холодом душ, но всякий раз тем не менее иду с большим желанием. Потому что ваш совет всегда добрый, от сердца. Плохого вы не пожелаете. И я иду именно за этим.

«Не забывай, помни о том, где твое детство, где отчий дом…» Студия, конечно, не отчий дом (хотя многим напоминает его), но детство было и присутствует в ней на протяжении всех сорока лет. И ее ученики (а их, по признанию Потяркина, у него более двух тысяч) помнят об этом, понимая, что им здесь всегда рады. Они частые и желанные гости тут. Приходят кто, как Катя, за советом, кто с новыми работами, а то и просто попить чайку со старым другом, пообщаться. Вот и к юбилею в рабоче-учебном кабинете художника оформлены сразу несколько экспозиций его выпускников – Елены Ледовских, Екатерины Трапезниковой, Людмилы Лизунковой, Александра Копылова и Екатерины Третьяковой.

– А мне вспоминаются наши походы, – говорит еще одна бывшая ученица, Анна Киричек. – Какой вкусный суп и чай готовил для нас на костре Георгий Яковлевич. Но прежде чем насладиться его яствами, нам приходилось еще заработать их пленэром. У него-то имелся профессиональный угольный грифель, а мы рисовали угольками, вытащенными из костровища…

Рисуйте носом, кофейной гущей, песком…

Умеет Потяркин находить общий язык с малышами-карандашами. Уж, кажется, до чего ж они непоседливы, а рядом с ним успокаиваются, становятся внимательными, старательными. И все благодаря его безмерной любви к ним, неиссякаемому, фонтанирующему таланту. На каждом занятии можно ожидать от него какой-нибудь новинки. То вместо привычной кисточки или пера используй для рисования пальцы, ладошки, а бывало, что и нос. То используй набрызг, кляксографию. То вози по бумаге кофейную гущу. Выпустил педагог даже учебное пособие «Водные фантазии».

А во время чествования круглой даты состоялась презентация очередной новой для него техники – рисунок песком. Сначала сам ездил на четырехдневные курсы в Архангельск, а теперь делится полученными знаниями с другими.

– Вы постоянно учитесь, не боитесь новаторства в своей работе, – заметила генеральный директор АО «Быт» Татьяна Белоглазова. – Продолжайте учить этому, не оглядываясь на возраст, ваш опыт бесценен. И изостудия – один из самых ярких коллективов в городе – останется такой же и дальше.

– Без работы зачахну. Не могу уйти, – ответил руководитель детского коллектива-юбиляра.

А значит, сказка будет еще долго жить в образцовой народной изостудии, в сердцах ее воспитанников, в их творчестве.

Занятия он вел в коридоре, на чердаке…

– Нынешний год богат на юбилеи, – сказал в поздравительном слове глава городской администрации Сергей Андреев. – 40-летие отметили Новодвинск, замечательный ансамбль «Северянка», а теперь вот и изостудия. У Георгия Яковлевича с нашими местами связана практически вся сознательная жизнь. Ведь приехал он сюда в уже далеком 1965 году.

Для себя (как Потяркин говорит сам) он заочно отучился в Московском народном университете, на отделении станкового рисунка и живописи – непреодолимая тяга к ним его душой овладела в детстве, в четвертом классе. Да прибавьте к этому еще и способности, которые вовремя разглядел в мальчике и затем развил учитель рисования Алексей Аншуков. Он и рекомендовал ему по окончании школы поступить в Ярославское художественное училище. Мечта мечтой, но был в парне еще и рассудок, который подсказывал: как сложится жизнь дальше, неизвестно. Так что лучше иметь какую-то реальную специальность, как говорится, с корочками. Да еще и любовь к животным, зароненная, видно, в детстве Айболитом, свое слово сказала. Вот почему до призыва на «срочку» Георгий Потяркин получил очное образование в Архангельском сельскохозяйственном техникуме, на ветеринарном отделении. По той же причине после службы устроился бригадиром зверокухни в Ширшинском зверосовхозе, где и трудился два года. Но затем мечта переборола – работа все ж таки была связана с творчеством. Георгий Яковлевич десять лет был художником-оформителем в цехе древесноволокнистых плит Архангельского целлюлозно-бумажного комбината.

Когда же при Детском доме культуры задумали организовать изостудию и встал вопрос, кто ее возглавит, ответ нашли достаточно быстро: Потяркин. Предложение встречено было положительно. А чтобы подкрепить необходимую профессиональную базу, он решил продолжить обучение – на этот раз на художественно-графическом факультете Костромского государственного университета (в то время – института).

– А началась наша история, честно скажу, достаточно тяжело, – рассказывает Георгий Яковлевич. – Изостудия-то существовала (и формально, и фактически), да только по существу никто о ней не знал. Ведь она о себе еще не заявила. А потому возник реальный дефицит с учащимися. Спасибо Детской школе искусств в лице Сергея Николаевича Миролюбова. Он щедро поделился собственными воспитанниками. Набралось поначалу 20 детей.

– Но была и еще одна проблема, – продолжает педагог. – Своего уголка в ДДК мы тогда еще не имели. Так что заниматься приходилось – не поверите! – в коридоре. А вместо мольбертов использовали стулья из зрительного зала. Точнее, их спинки, на которых малыши устраивали свои альбомы. Затем, когда дело пошло на лад и маленьких рисовальщиков набралось аж на два класса, для нас выделили… чердак. И только много позже мы разжились студийным залом на первом этаже.

«Вы научили нас не попугайничать!..»

– Вы занимаетесь очень благородным делом – развиваете чувство прекрасного, – говорил на торжественном вечере генеральный директор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылев. – И не столь важно, станут ли ваши ученики профессиональными художниками или нет. Ну а если станут – уверен, они будут большими талантами.

– В Новодвинске немало бывших студийцев, которых горожане знают как людей творческих, – не без гордости говорит Потяркин. – Людмила Лизункова, Елена Трапезникова, Иван Лыков преподают в Детской школе искусств, Михаил Третьяков – превосходный гончар, Евгений Пасюра лепит из глины.

Юных даровитых живописцев знали далеко за пределами города бумажников. Их работами восхищались на выставках в Польше и Болгарии, Греции и Германии, на Украине и в различных российских мегаполисах. Теперь с этим, правда, намного сложнее. Для участия в творческих конкурсах необходимо внести организационный сбор, а обучение в беби-классе, младшей, средней и старшей группах и без того платное. Поэтому родители талантливых детей не всегда могут найти дополнительные средства для выездных показов рисунков. И все же, когда появляется хоть малейшая возможность, руководитель тут же хватается за нее. Нужно продвигать юных!

– Я благодарна вам за то, что вы научили нас мечтать, – обращаясь к своему педагогу, сказала его выпускница Екатерина Третьякова, – за то, что научили оставаться самими собой, не попугайничать, иметь свое мнение. Есть люди, не принимающие критику. А я хоть и прихожу к вам, как на Голгофу, зная, что получу обжигающий холодом душ, но всякий раз тем не менее иду с большим желанием. Потому что ваш совет всегда добрый, от сердца. Плохого вы не пожелаете. И я иду именно за этим.

«Не забывай, помни о том, где твое детство, где отчий дом…» Студия, конечно, не отчий дом (хотя многим напоминает его), но детство было и присутствует в ней на протяжении всех сорока лет. И ее ученики (а их, по признанию Потяркина, у него более двух тысяч) помнят об этом, понимая, что им здесь всегда рады. Они частые и желанные гости тут. Приходят кто, как Катя, за советом, кто с новыми работами, а то и просто попить чайку со старым другом, пообщаться. Вот и к юбилею в рабоче-учебном кабинете художника оформлены сразу несколько экспозиций его выпускников – Елены Ледовских, Екатерины Трапезниковой, Людмилы Лизунковой, Александра Копылова и Екатерины Третьяковой.

– А мне вспоминаются наши походы, – говорит еще одна бывшая ученица, Анна Киричек. – Какой вкусный суп и чай готовил для нас на костре Георгий Яковлевич. Но прежде чем насладиться его яствами, нам приходилось еще заработать их пленэром. У него-то имелся профессиональный угольный грифель, а мы рисовали угольками, вытащенными из костровища…

Рисуйте носом, кофейной гущей, песком…

Умеет Потяркин находить общий язык с малышами-карандашами. Уж, кажется, до чего ж они непоседливы, а рядом с ним успокаиваются, становятся внимательными, старательными. И все благодаря его безмерной любви к ним, неиссякаемому, фонтанирующему таланту. На каждом занятии можно ожидать от него какой-нибудь новинки. То вместо привычной кисточки или пера используй для рисования пальцы, ладошки, а бывало, что и нос. То используй набрызг, кляксографию. То вози по бумаге кофейную гущу. Выпустил педагог даже учебное пособие «Водные фантазии».

А во время чествования круглой даты состоялась презентация очередной новой для него техники – рисунок песком. Сначала сам ездил на четырехдневные курсы в Архангельск, а теперь делится полученными знаниями с другими.

– Вы постоянно учитесь, не боитесь новаторства в своей работе, – заметила генеральный директор АО «Быт» Татьяна Белоглазова. – Продолжайте учить этому, не оглядываясь на возраст, ваш опыт бесценен. И изостудия – один из самых ярких коллективов в городе – останется такой же и дальше.

– Без работы зачахну. Не могу уйти, – ответил руководитель детского коллектива-юбиляра.

А значит, сказка будет еще долго жить в образцовой народной изостудии, в сердцах ее воспитанников, в их творчестве.

Поделиться
24537