9 ноября 2021

С любовью к России: в Архангельске подвели итоги первого кинофестиваля «Свидание с Россией. Территория народного единства»

Познакомиться с документальным кино со всей страны мог каждый: мероприятие от начала до конца транслировалось на официальном сайте фестиваля.

С любовью к России: в Архангельске подвели итоги первого кинофестиваля «Свидание с Россией. Территория народного единства»

Кинофестиваль стал виртуальным путешествием по России: он переносил зрителя в разные уголки страны. Так объединились авторы из Якутии, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Вологды, Архангельска и других городов.  Дата проведения мероприятия не случайна, ведь 4 ноября – День народного единства.

Режиссер и генеральный продюсер фестиваля Александр Ильин сказал:

— Фестиваль стал ярким событием для Архангельской области, дал возможность многим людям осознать единство многонациональной России, ее богатства и ресурсы для развития.

Заместитель губернатора Михаил Ипатов от лица главы региона поздравил зрителей с Днём народного единства.

– Кинофестиваль начинается с нашего Архангельска, – сказал Михаил Ипатов. – Исторически так сложилось, что Россия молодая пошла с Поморья – колыбели российского флота, русского триколора.  Очень отрадно, что столь значимое для государственной и национальной политики событие происходит на нашей земле. Я думаю, что те фильмы, которые показаны, действительно будут способствовать укреплению единства в России.  

Всю многоликость России показал конкурс, на который прошла 41 кинокартина, каждая из которых — о разных традициях и истории. Судейство фестиваля работало онлайн. Члены жюри следили за мероприятием из Якутии, Екатеринбурга, Москвы и Стамбула. В Архангельске находились режиссёр Аким Салбиев и кинодокументалист Ильяс Богатырев.

Первые четыре дня фестиваля шел конкурсный показ, проходили киномастерские и круглые столы с режиссерами. В пятый день — внеконкурсные картины.

Итоги конкурса

Первая номинация «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…» раскрывает тему межэтнических и межконфессиональных отношений, взаимодействие культур многонационального народа России. В освещении этих вопросов фестиваль признал лучшей операторской работой фильм «Агафья». Его режиссер Павел Селин, оператор Артем Величко. В этой же номинации лучшая режиссёрская работа у Галины Евтушенко и ее фильма «Русская деревня в немецкой стороне. Александровка».

Вторая номинация «И в труде, и в бою…» о вкладе народов Советского Союза в победу в Великой Отечественной войне. Фильм «Учитель немецкого» получил награду за лучшую операторскую работу. Над картиной потрудились режиссёр Евгений Кожокин и оператор Денис Котурга. А лучшая режиссёрская работа — фильм «Ехали казаки…» Валерия Шатина.

Третья номинация «Наша общая история» посвящена истории народов России. Жюри выделило операторскую работу фильма «Гагаузы. Путешествие к себе» режиссёра Натальи Саврас и оператора Дмитрия Колоскова. А труд Ольги Стефановой получил звание лучшего в фильме «Остров Буромского».

Четвертая номинация «Многоликая Россия» рассказывает о теме сохранения этнокультурного, языкового и природного многообразия народов России, сохранению русского языка как языка межнационального общения в РФ. Кинолента с лучшей операторской работой — «Озера России. Светлояр» режиссёра Андрея Титова и оператора Михаила Белова. Лучшая режиссёрская работа в картине «Этюд № 65» Александра Свешникова.

Гран-при фестиваля получила лента 2021 года «Достоевский межконтинентальный», режиссер Иван Захаренко.  Ранее его документальный фильм стал лучшим на IV Innovative Film Festival в Индии. А тридцатый кинофестиваль «Россия» был площадкой его национальной премьеры.

— На «Свидание с Россией» мы попали благодаря работе наших продюсеров и руководителю проекта Жанне Толстиковой, — рассказывает Иван Захаренко. Обычная процедура: нас посмотрели, отобрали, пригласили. Неожиданный главный приз фестиваля — это невероятно круто! Эйфория и благодарность коллегам. Мы работали в очень сжатых сроках — три месяца на все. И нужно было держать постоянный контакт с участниками в других странах, все это во время пандемии. Не зря, как оказалось, — говорит режиссер.

Иван Захаренко подчеркнул, что тема картины выбрана не случайно: в этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. По мнению режиссера, инфоповод великолепный, чтоб им воспользоваться. Он считает, что фигура Достоевского в контексте мировой культуры — первая ассоциация с Россией.

А вот у Анастасии Ломакиной и Игоря Жданова ассоциации с Россией совсем другие. Их фильм «Голоса бухты Тихая» победил в спецноминации «Многонациональное Поморье». Она приурочена к пятнадцатилетию со дня основания Совета национальностей Архангельска и Архангельской области.

—  Мы хотели показать уникальное место — советскую полярную станцию на Земле Франца-Иосифа, — рассказывает Анастасия Ломакина. — Я там оказалась в девяностолетие бухты. В этом фильме сплелась история этого уникального места и героическое настоящее. Если проводить аналогию с фестивалем, мне кажется, Арктика —  это такой эпицентр международной дружбы.

Неожиданно и приятно

Помимо основных номинаций конкурса, дипломами отметили ряд других фильмов и их создателей.

Например, лента «Подвиг милосердия», по мнению жюри, стала лучшей в отражении исторической правды о единстве советского народного в годы Великой Отечественной войны. Режиссёр и продюсер фильма Аскарбий Нагаплев сказал:

— Я был рад принимать участие в этом проекте. Считаю, Архангельск имеет замечательные традиции и историю. Город заслуживает, чтобы такой фестиваль был здесь.

Как раз благодаря теме традиций ярким отображением молодежной активности в решении задач сохранения многонациональной культуры и языкового разнообразия народов России выделился фильм «Последний шанс» Соньн Шаглеевой.

— Помимо дружбы между народами, очень важно, чтобы в киноиндустрии существовала преемственность между старшим и молодым поколением, — утверждает девушка. — Это передача традиций, и когда они сохраняются даже в профессии, это всегда хорошо отображается в культуре, индустрии, стране.

Самой необычной наградой на фестивале стали поморские варежки. Это символично не только из-за их культурного контекста, но и потому что их две – это тоже обозначает единство. Вручали теплые награды генпродюсер фестиваля Александр Ильин и руководитель студии орнаментального вязания «Нить Ариадны» Галина Челпанова.

— Организаторы долго не могли решить, что предложить в качестве диплома нашим победителям, чтоб он отражал историю, культуру этого региона, — говорит Александр Васильевич. — Узнали, что существует Музей поморской варежки. Мы с Галиной Александровной подумали, что будет очень здорово, если победители номинаций фестиваля увезут к себе домой кусочек архангельской земли, истории, культуры. Это, можно сказать, бренд нашего фестиваля, — улыбнулся продюсер.

Молодым деятелям

Помимо конкурсов и круглых столов с режиссерами, на фестивале работала молодежная киномастерская «Свидание с Россией».  

Её возглавила кинорежиссер-документалист Екатерина Демидова. Женщина отметила, что крайне важно, чтоб о жизни регионов рассказывали не только столичные режиссеры, но и местные жители, чтобы в глубинках формировалась своя киносреда. Со слов режиссера, в мастерской поучаствовали люди более чем из 15 регионов страны.

— Очень важно помочь молодым кинематографистам из регионов сделать первые шаги, свои фильмы, — сказала Екатерина Демидова. — Наши участники сделали свое кино – большое или маленькое. Создали первые эпизоды фильмов, которые будут сниматься дальше. Они точно это сделают, ведь это была большая работа.

Награду от киномастерской получила архангелогородка Екатерина Полушина за умение учиться и добиваться своих целей. Сама девушка с благодарностью отметила, что это был огромный опыт для нее. Второй диплом заслужила Татьяна Лушникова из Челябинска, которая снимала свою ленту в Минске.

Алина Ромашова

Поделиться
107305