6 августа 2014

Роза в сердце Кегострова

История деревни в загадках

Деревне Кяростров, что в центре Кегострова, исполнилось 595 лет. Возраст исчисляется со дня первого упоминания в летописи. Наверное, поселение на этом месте существовало задолго до 1419 года, которым датируется т. н. Леонтьев стан. Кто был этот Леонтий, давший имя деревне, мы не знаем; быть может, первопоселенец. Хотя, может статься, люди здесь селились еще до прихода русских переселенцев.

На языке коми «кар» означает «укрепленное место». В древности финно-угорские племена строили свои «кары» на возвышенных местах. Вот и Кяростров высится над Кегостровом; еще не столь давно его окружали воды протоки. Во время паводков вода выступала из берегов. Так, однажды кяростровки, выйдя из сельского клуба, обнаружили, что отрезаны водой от остального мира. Пришлось мужикам обуться в бахилы и переносить женщин от крыльца клуба на сухое место.

Впрочем, Кяростров куда больше страдал от огня, нежели от воды.

В истории зафиксировано три крупных пожара. Дома в деревне расположены слишком близко друг от друга. Говорят, в тесноте да не в обиде… Вот только тесное соседство способствует распространению пламени. Последний по времени пожар случился весной: тогда очагом его стал заброшенный дом на окраине, от него пламя перекинулось на три соседних. Как водится на Руси, кяростровцы всем миром собирали деньги, дабы помочь соседям построить новые жилища. В деревне 120 дворов, все друг друга хорошо знают. Но вернемся к предыстории…

Поморка в традиционном костюме

Сюрпризы топонимики

Рядом с финно-угорскими карами-кярами обыкновенно находились языческие святилища. Поблизости от Кярострова еще одно небольшое селение – Голова (возможно, здесь стоял древний головастый идол?). А еще есть деревня Одино. Кто знает, может быть, не только финно-угорские племена, но и викинги посещали это место, добираясь в центр острова по протоке Одинянке, и поставили здесь капище бога войны Одина? А может, название пошло от какого-нибудь одинокого бобыля, поселившегося на отшибе?

Если же говорить о скандинавах, то роль их в истории Кегострова была весьма неоднозначной. Последний отмеченный в истории визит гостей из страны фиордов на остров был недружественным: в том самом 1419 году викинги разорили кегостровские селения.

А еще в укрепленных поселениях Севера находят обычно древние захоронения и клады. Может статься, нечто подобное спрятано и близ
Кярострова? Например, в местности, носящей название Курган.

В Поморье дуб зеленый…

В современном Кярострове ничего не напоминает о временах языческой древности. Жители свято чтут православные традиции и ежегодно в Ильин день (церковь Ильи Пророка – главный и пока единственный храм на острове) собираются вместе на одной из деревенских улиц – уже десять лет подряд. Всего же улиц в Кярострове шесть. В старину они назывались Первая, Вторая.… В советское время стали именоваться не менее «оригинально»: Пионерская, Комсомольская, Советская, Октябрьская, Свободы, Юбилейная.

Как водится в русской деревне, большинство уроженцев Кярострова принадлежат к нескольким фамилиям. Много среди кяростровцев Бельковых (предки их были зверобоями, отсюда и «тюленья» фамилия), другие старожильческие династии – Рубцовы, Ласкины, Лебедевы, Фомины.
Зверобойный промысел и рыболовство некогда были основой существования жителей деревни. Так что утверждение, что поморы – исключительно жители морского побережья, опровергает история Кярострова. Традиционным сельским хозяйством практически не занимались, возле домов даже не было огородов, а деревню отделял от внешнего мира забор.

В советское время был создан колхоз «Красный Восход», и местные жители стали трудиться на земле.

В середине девяностых он прекратил существование, с тех пор здание бывшей конторы обветшало до такого состояния, что в нем, как невесело шутят бывшие колхозники, впору снимать голливудский фильм ужасов. И теперь на смену морским зверобоям и сельским труженикам пришли садоводы и огородники.

Сама природа вознаграждает кяростровцев за труды. Почва здесь очень плодородная, а роза ветров в сердце Кегострова создала особый микроклимат. Такой, что северяне посадили вишни и собирают эти далеко не северные ягоды ведрами. А еще вырос здесь самый настоящий дуб: некогда местная жительница, учительница, привезла в родную деревню желуди. И теперь в одном из дворов гордо высится дуб, его «брат» растет возле архангельской шестой гимназии. Вырастили в Кярострове и клены.

Родом из детства

В минувшую субботу улица Комсомольская вновь стала местом сельского праздника. На этот раз его темой были выбраны «Игрушки моего детства».
Многие жители принесли свидетельства далекого детства, пылившиеся в чуланах и на чердаках или служившие теперь новым поколениям кяростровцев. Даже устроили небольшой кукольный спектакль. В прошлые годы Ильин день посвящали лекарственным травам. Или собирали по домам старинные вещи.

Нынешний, юбилейный праздник украсила фотогалерея, рассказывающая об его истории за последние десять лет. И, конечно, какой же сельский праздник без певцов и гармонистов! Земляков и гостей угощали «фирменным» малиновым морсом – деревня буквально утопает в кущах малины.
Чествовали известных односельчан, в их числе художника Евгения Белькова, работавшего над созданием герба Приморского района. Он же стал автором кяростровского значка-герба: сверху – белек, под ним – изба на пригорке. А еще среди известных кяростровцев есть и северодвинский предприниматель-пивовар, и сотрудник Госдумы…

Сегодня кяростровские активисты мечтают открыть в деревне часовню.

А также хотят добиться, чтобы муниципальная власть взяла на свой баланс бывшие колхозные здания. Их можно было бы отремонтировать, и проводить там праздники. До шестисотлетия Кярострова осталось пять лет.

Роза в сердце Кегострова

На языке коми «кар» означает «укрепленное место». В древности финно-угорские племена строили свои «кары» на возвышенных местах. Вот и Кяростров высится над Кегостровом; еще не столь давно его окружали воды протоки. Во время паводков вода выступала из берегов. Так, однажды кяростровки, выйдя из сельского клуба, обнаружили, что отрезаны водой от остального мира. Пришлось мужикам обуться в бахилы и переносить женщин от крыльца клуба на сухое место.

Впрочем, Кяростров куда больше страдал от огня, нежели от воды.

В истории зафиксировано три крупных пожара. Дома в деревне расположены слишком близко друг от друга. Говорят, в тесноте да не в обиде… Вот только тесное соседство способствует распространению пламени. Последний по времени пожар случился весной: тогда очагом его стал заброшенный дом на окраине, от него пламя перекинулось на три соседних. Как водится на Руси, кяростровцы всем миром собирали деньги, дабы помочь соседям построить новые жилища. В деревне 120 дворов, все друг друга хорошо знают. Но вернемся к предыстории…

Поморка в традиционном костюме

Сюрпризы топонимики

Рядом с финно-угорскими карами-кярами обыкновенно находились языческие святилища. Поблизости от Кярострова еще одно небольшое селение – Голова (возможно, здесь стоял древний головастый идол?). А еще есть деревня Одино. Кто знает, может быть, не только финно-угорские племена, но и викинги посещали это место, добираясь в центр острова по протоке Одинянке, и поставили здесь капище бога войны Одина? А может, название пошло от какого-нибудь одинокого бобыля, поселившегося на отшибе?

Если же говорить о скандинавах, то роль их в истории Кегострова была весьма неоднозначной. Последний отмеченный в истории визит гостей из страны фиордов на остров был недружественным: в том самом 1419 году викинги разорили кегостровские селения.

А еще в укрепленных поселениях Севера находят обычно древние захоронения и клады. Может статься, нечто подобное спрятано и близ
Кярострова? Например, в местности, носящей название Курган.

В Поморье дуб зеленый…

В современном Кярострове ничего не напоминает о временах языческой древности. Жители свято чтут православные традиции и ежегодно в Ильин день (церковь Ильи Пророка – главный и пока единственный храм на острове) собираются вместе на одной из деревенских улиц – уже десять лет подряд. Всего же улиц в Кярострове шесть. В старину они назывались Первая, Вторая.… В советское время стали именоваться не менее «оригинально»: Пионерская, Комсомольская, Советская, Октябрьская, Свободы, Юбилейная.

Как водится в русской деревне, большинство уроженцев Кярострова принадлежат к нескольким фамилиям. Много среди кяростровцев Бельковых (предки их были зверобоями, отсюда и «тюленья» фамилия), другие старожильческие династии – Рубцовы, Ласкины, Лебедевы, Фомины.
Зверобойный промысел и рыболовство некогда были основой существования жителей деревни. Так что утверждение, что поморы – исключительно жители морского побережья, опровергает история Кярострова. Традиционным сельским хозяйством практически не занимались, возле домов даже не было огородов, а деревню отделял от внешнего мира забор.

В советское время был создан колхоз «Красный Восход», и местные жители стали трудиться на земле.

В середине девяностых он прекратил существование, с тех пор здание бывшей конторы обветшало до такого состояния, что в нем, как невесело шутят бывшие колхозники, впору снимать голливудский фильм ужасов. И теперь на смену морским зверобоям и сельским труженикам пришли садоводы и огородники.

Сама природа вознаграждает кяростровцев за труды. Почва здесь очень плодородная, а роза ветров в сердце Кегострова создала особый микроклимат. Такой, что северяне посадили вишни и собирают эти далеко не северные ягоды ведрами. А еще вырос здесь самый настоящий дуб: некогда местная жительница, учительница, привезла в родную деревню желуди. И теперь в одном из дворов гордо высится дуб, его «брат» растет возле архангельской шестой гимназии. Вырастили в Кярострове и клены.

Родом из детства

В минувшую субботу улица Комсомольская вновь стала местом сельского праздника. На этот раз его темой были выбраны «Игрушки моего детства».
Многие жители принесли свидетельства далекого детства, пылившиеся в чуланах и на чердаках или служившие теперь новым поколениям кяростровцев. Даже устроили небольшой кукольный спектакль. В прошлые годы Ильин день посвящали лекарственным травам. Или собирали по домам старинные вещи.

Нынешний, юбилейный праздник украсила фотогалерея, рассказывающая об его истории за последние десять лет. И, конечно, какой же сельский праздник без певцов и гармонистов! Земляков и гостей угощали «фирменным» малиновым морсом – деревня буквально утопает в кущах малины.
Чествовали известных односельчан, в их числе художника Евгения Белькова, работавшего над созданием герба Приморского района. Он же стал автором кяростровского значка-герба: сверху – белек, под ним – изба на пригорке. А еще среди известных кяростровцев есть и северодвинский предприниматель-пивовар, и сотрудник Госдумы…

Сегодня кяростровские активисты мечтают открыть в деревне часовню.

А также хотят добиться, чтобы муниципальная власть взяла на свой баланс бывшие колхозные здания. Их можно было бы отремонтировать, и проводить там праздники. До шестисотлетия Кярострова осталось пять лет.

Поделиться
3839