22 марта 2018

Робототехника – это серьезное увлечение

Техзона Детского Арктического технопарка появилась по инициативе гимназии № 24 – лидера в сфере научно-технического творчества города и области, а также группы промышленных предприятий, входящих в некоммерческое партнерство «Красная кузница». Общая задача – подготовка кадров для местного промышленного производства. Открытие Центра по обучению детей инженерной робототехнике в 24-й гимназии стала первым шагом к созданию в Архангельске условий для дополнительного технического и естественно-научного образования школьников. По словам директора гимназии Ивана Белова, вдохновителем создания центра стал учитель информатики Денис Копосов. Для этого с помощью средств некоммерческого партнерства «Красная кузница», резервных фондов губернатора и главы администрации Архангельска перестроили типовую заброшенную теплицу на школьной территории. – Благодарю администрацию гимназии, которая не просто проявила организаторские способности, но и, я бы сказал, инженерный, высокоинтеллектуальный подход к этому процессу, – заявил на открытии центра глава администрации Архангельска Игорь Годзиш. – Также хочу поблагодарить наши предприятия, прежде всего «Звездочку» и «Красную кузницу». Это один из первых проектов, когда предприятия не просто увидели потенциал в школьниках. Это очень серьезный импульс для развития города, наверняка проект будет реализовываться дальше, и мы еще не один раз будем присутствовать на подобных мероприятиях. Наш город растит очень толковых ребят, и наша задача – сделать все, чтобы они находили рабочие места на нашей территории. На базе центра запланировано проведение мастер-классов и занятий по инженерной робототехнике для школьников со всей области. – Это точка роста для нас, – отметил Иван Белов. – Спасибо за помощь представителям бизнеса, муниципальной и областной власти и, конечно, моему родному педагогическому коллективу. Центр позволит открывать классы по техническим направлениям. Уже в следующем учебном году у нас появятся два класса, специализирующихся на изучении робототехники. Думаю, что мы выполним и мечту Дениса Геннадьевича Копосова об открытии инженерного класса. Как заявил заместитель министра образования и науки области Юрий Гнедышев, ребята будут углубленно изучать робототехнику, 3D-моделирование, программирование. Опыт гимназии № 24 теперь масштабируется на всю Архангельскую область. Площадки Детского Арктического технопарка откроются также в этом году в Устьянском районе и в Коряжме. Гости школы ознакомились с роботами, уже созданными юными гимназистами. Оказывается, здесь ребята под началом Дениса Копосова уже давно изучили основы 3D-моделирования и оттачивают инженерные навыки, создавая миниатюрные механизмы с программируемыми задачами для них. Причем увлечены созданием роботов как мальчишки, так и девчонки. Они лихо оперируют техническими терминами, в которых большинству взрослых трудно разобраться. Так, шестиклассницы Милана Визжачая и Александра Гулина сконструировали робота, который поочередно что-то штампует, а по их словам, датчиком касания дотрагивается до каждого колеса, которые лежат в основании. С его практическим применением они еще не определились, но обещали подумать. – Очень интересно создавать что-то новое, добиваться целей, совершенствовать модель, – объяснили они свое увлечение робототехникой. – А наших мальчишек это меньше интересует. Робототехника все время занимает, а они любят спортом заниматься. – Так можно грамотно спланировать свое время и все успеть, – высказался я. – Можно, да, – согласилась Александра. – Но интересы меняются… – И ваши тоже? – Нет, для нас робототехника – это серьезно, – в унисон отреагировали юные конструкторы. Девятиклассницы Ирина Матвеева и Анна Шуваева продемонстрировали возможности своего дельта-робота. – Это устройство для перемещения и позиционирования элементов в пространстве, – рассказали они. – Конкретно наш робот должен еще определить цвет объекта (здесь это шарики) и переместить его в ячейку, соответствующую данному цвету. Мы занимаемся робототехникой около двух лет, у нас команда, участвуем в разных турнирах, соревнованиях. К примеру, скоро у нас пройдет олимпиада для старшеклассников «Будущий инженер» , на которой представим эту работу, Конструкторские наборы лего-деталей для гимназистов закупаются. Кроме того, Петербургский госуниверситет присылает в гимназию на апробацию разработанных студентами роботов. – Мы проводим с ними разные эксперименты, пытаемся программировать, создаем детали, – рассказывает десятиклассник Владислав Егоров. – Вот для этого робота сами сделали корпус. Теперь инструкция по его 3D-моделированию и печати выложена в Интернете. Вот из личного опыта: я сжег аккумулятор из-за того, что он не был изолирован. Информацию об этом отправил в Питер. Следующая версия аккумулятора была защищена от короткого замыкания резиной. Этот робот участвовал в соревнованиях и показал себя отлично: безошибочно вытолкал баночки определенного цвета из ограниченного поля. Он для этого оснащен видеокамерой. – А в реальной жизни и масштабе насколько применим этот робот? – Все можно сделать, нет разницы, большой он или маленький, тем более электроника этого робота делается в России…

Андрей Реутов

Когда начинать обучение робототехнике?

Начинать изучение и записываться в кружки лучше всего с детства, впрочем, не слишком рано – в 8–12 лет. Раньше ребенку сложнее уловить понятные абстракция, а позднее, в подростковом возрасте, у него могут появиться другие интересы, и он станет отвлекаться. Также ребенка необходимо мотивировать на изучение математики, чтобы ему было интересно и легко в будущем проектировать механизмы и схемы, составлять алгоритмы. С 8–9 лет ребята уже могут понимать и запоминать, что такое резистор, светодиод, конденсатор, а позже и понятия из школьной физики осваивать с опережением школьной программы. В 14–15 лет нужно продолжать заниматься математикой, отодвинуть занятия в кружке по робототехнике на второй план и начать изучение программирования более серьезно – разбираться не только в сложных алгоритмах, но и в структурах хранения данных. Далее идут математический базис и знания в алгоритмизации, погружение в теорию механизмов и машин, проектирование электромеханической оснастки робототехнического устройства, реализация алгоритмов автоматической навигации, алгоритмы компьютерного зрения и машинное обучение.

Милана и Александра

Открытие Центра по обучению детей инженерной робототехнике в 24-й гимназии стала первым шагом к созданию в Архангельске условий для дополнительного технического и естественно-научного образования школьников.

По словам директора гимназии Ивана Белова, вдохновителем создания центра стал учитель информатики Денис Копосов. Для этого с помощью средств некоммерческого партнерства «Красная кузница», резервных фондов губернатора и главы администрации Архангельска перестроили типовую заброшенную теплицу на школьной территории.

– Благодарю администрацию гимназии, которая не просто проявила организаторские способности, но и, я бы сказал, инженерный, высокоинтеллектуальный подход к этому процессу, – заявил на открытии центра глава администрации Архангельска Игорь Годзиш. – Также хочу поблагодарить наши предприятия, прежде всего «Звездочку» и «Красную кузницу». Это один из первых проектов, когда предприятия не просто увидели потенциал в школьниках. Это очень серьезный импульс для развития города, наверняка проект будет реализовываться дальше, и мы еще не один раз будем присутствовать на подобных мероприятиях. Наш город растит очень толковых ребят, и наша задача – сделать все, чтобы они находили рабочие места на нашей территории.

На базе центра запланировано проведение мастер-классов и занятий по инженерной робототехнике для школьников со всей области.

– Это точка роста для нас, – отметил Иван Белов. – Спасибо за помощь представителям бизнеса, муниципальной и областной власти и, конечно, моему родному педагогическому коллективу. Центр позволит открывать классы по техническим направлениям. Уже в следующем учебном году у нас появятся два класса, специализирующихся на изучении робототехники. Думаю, что мы выполним и мечту Дениса Геннадьевича Копосова об открытии инженерного класса.

Как заявил заместитель министра образования и науки области Юрий Гнедышев, ребята будут углубленно изучать робототехнику, 3D-моделирование, программирование. Опыт гимназии № 24 теперь масштабируется на всю Архангельскую область. Площадки Детского Арктического технопарка откроются также в этом году в Устьянском районе и в Коряжме.

Гости школы ознакомились с роботами, уже созданными юными гимназистами. Оказывается, здесь ребята под началом Дениса Копосова уже давно изучили основы 3D-моделирования и оттачивают инженерные навыки, создавая миниатюрные механизмы с программируемыми задачами для них. Причем увлечены созданием роботов как мальчишки, так и девчонки. Они лихо оперируют техническими терминами, в которых большинству взрослых трудно разобраться.

Так, шестиклассницы Милана Визжачая и Александра Гулина сконструировали робота, который поочередно что-то штампует, а по их словам, датчиком касания дотрагивается до каждого колеса, которые лежат в основании. С его практическим применением они еще не определились, но обещали подумать.

– Очень интересно создавать что-то новое, добиваться целей, совершенствовать модель, – объяснили они свое увлечение робототехникой. – А наших мальчишек это меньше интересует. Робототехника все время занимает, а они любят спортом заниматься.

– Так можно грамотно спланировать свое время и все успеть, – высказался я.

– Можно, да, – согласилась Александра. – Но интересы меняются…

– И ваши тоже?

– Нет, для нас робототехника – это серьезно, – в унисон отреагировали юные конструкторы.

Девятиклассницы Ирина Матвеева и Анна Шуваева продемонстрировали возможности своего дельта-робота.

– Это устройство для перемещения и позиционирования элементов в пространстве, – рассказали они. – Конкретно наш робот должен еще определить цвет объекта (здесь это шарики) и переместить его в ячейку, соответствующую данному цвету. Мы занимаемся робототехникой около двух лет, у нас команда, участвуем в разных турнирах, соревнованиях. К примеру, скоро у нас пройдет олимпиада для старшеклассников «Будущий инженер» , на которой представим эту работу,

Конструкторские наборы лего-деталей для гимназистов закупаются. Кроме того, Петербургский госуниверситет присылает в гимназию на апробацию разработанных студентами роботов.

– Мы проводим с ними разные эксперименты, пытаемся программировать, создаем детали, – рассказывает десятиклассник Владислав Егоров. – Вот для этого робота сами сделали корпус. Теперь инструкция по его 3D-моделированию и печати выложена в Интернете. Вот из личного опыта: я сжег аккумулятор из-за того, что он не был изолирован. Информацию об этом отправил в Питер. Следующая версия аккумулятора была защищена от короткого замыкания резиной. Этот робот участвовал в соревнованиях и показал себя отлично: безошибочно вытолкал баночки определенного цвета из ограниченного поля. Он для этого оснащен видеокамерой.

– А в реальной жизни и масштабе насколько применим этот робот?

– Все можно сделать, нет разницы, большой он или маленький, тем более электроника этого робота делается в России…

Андрей Реутов

Когда начинать обучение робототехнике?

Начинать изучение и записываться в кружки лучше всего с детства, впрочем, не слишком рано – в 8–12 лет. Раньше ребенку сложнее уловить понятные абстракция, а позднее, в подростковом возрасте, у него могут появиться другие интересы, и он станет отвлекаться. Также ребенка необходимо мотивировать на изучение математики, чтобы ему было интересно и легко в будущем проектировать механизмы и схемы, составлять алгоритмы.

С 8–9 лет ребята уже могут понимать и запоминать, что такое резистор, светодиод, конденсатор, а позже и понятия из школьной физики осваивать с опережением школьной программы.

В 14–15 лет нужно продолжать заниматься математикой, отодвинуть занятия в кружке по робототехнике на второй план и начать изучение программирования более серьезно – разбираться не только в сложных алгоритмах, но и в структурах хранения данных. Далее идут математический базис и знания в алгоритмизации, погружение в теорию механизмов и машин, проектирование электромеханической оснастки робототехнического устройства, реализация алгоритмов автоматической навигации, алгоритмы компьютерного зрения и машинное обучение.

Милана и Александра

Поделиться
26341