Редколлегия литературного журнала «Двина» приступила к работе над восьмидесятым номером

Накануне своего третьего десятилетия литературно-публицистический журнал «Двина» продолжает открывать новые имена и радовать своих читателей произведениями признанных мастеров современной русской литературы. Главный редактор журнала, писатель Михаил Попов рассказал, как создается журнал, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы появиться на страницах издания.

Завершая двадцатилетний цикл

Стоит заметить, что у Михаила Попова есть свое собственное летоисчисление, тесным образом связанное с главным делом его жизни – родной словесностью и изданием журнала «Двина».

– Так как первый номер вышел в 2001-м, а каждый год в свет выходят по четыре номера журнала, то в нынешнем декабре мы завершим двадцатилетний цикл выпуском восьмидесятого номера и перейдем к новому циклу, – сказал Михаил Константинович. – Получилось так, что мы немного затянули на старте, и самый первый номер вышел «сдвоенным», однако затем нам удалось войти в график и выпускать очередные номера поквартально.

Впрочем, несмотря на солидную для современных периодических изданий историю, предыстория журнала началась задолго до 2001 года. Первым опытом стал литературно-художественный альманах «Белый пароход» (выходил с 1993 по 2001 год) на базе областного научно-методического центра народного творчества. Еще одним проектом Михаила Попова стал городской альманах «Красная пристань», который региональное отделение Союза писателей России издавало в 1998–2000 годах.

Как рассказал Михаил Константинович, в истории альманаха «Белый пароход» было несколько знаковых моментов, которые во многом определили его судьбу.

– Проект начался с двух принципиально важных для нас имен – Федора Абрамова и Виктора Астафьева, и это определило линию его развития, – вспоминает главный редактор. – Первый выпуск, приуроченный к десятой годовщине со дня кончины Абрамова, был наполнен его неукротимым духом, его произведениями, воспоминаниями друзей и единомышленников. Во втором номере заблистал сибиряк Астафьев. Виктор Петрович предоставил нам главу из еще не опубликованного на тот момент романа «Прокляты и убиты», причем послал первый машинописный экземпляр. Знатокам объяснять не надо, что это такое. Для нас как для регионального журнала это, безусловно, было событие. В последующих номерах «Белого парохода» шли публикации Федора Абрамова – рукописи предоставляла его вдова Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, с которой мы познакомились в 1992 году на конгрессе интеллигенции в Москве. Вот с тех первых выпусков и определилась суть «Белого парохода» – на «гюйсе» его засияло имя Федора Абрамова. А когда на смену «Белому пароходу» пришла «Двина», это имя стало путеводным маяком не только для журнала, но и для всей архангельской писательской организации.

Рожденные на Севере

Помимо произведений Федора Александровича на страницах журнала за минувшие двадцать лет появилось множество произведений русской классики и современной российской литературы. Основа «Двины» – стихи и проза, рожденные здесь, на северной земле, – Борис Шергин и Степан Писахов, Алексей Чапыгин и Николай Жернаков, Николай Рубцов и Александр Росков, а также ныне здравствующие классики отечественной словесности Владимир Личутин и Ольга Фокина.

– Список наших авторов довольно большой, перечислять абсолютно всех получится долго, – рассуждает главный редактор. – Но еще одно имя надо вспомнить непременно: Мария Аввакумова, выдающийся поэт нашего времени и при этом очень скромный человек, сторонящийся публичности.

Отвечая на вопрос о том, в чем состоит уникальность «Двины», Михаил Константинович подчеркивает именно региональную составляющую журнала.

– Когда на творческих встречах я беседую с родителями, то советую им обязательно читать своим детям книги, созданные здесь, на нашей земле, – добавил Михаил Попов. – В этих книжках, как и в наших северных ягодах – морошке, клюкве, бруснике, заложен «витамин роста», рассчитанный именно на нашего северного человека. Такой «витамин» нужен всем – и детям, и взрослым.

Выбрав стратегическим направлением журнала поддержку северных литераторов, редакция и редколлегия «Двины» обращают особое внимание на творчество тех, кто живет в разных уголках Архангельской области, а также тех, кто по каким-то причинам уехал с Севера, но не теряет связи со своей малой родиной. При этом членство в Союзе писателей хоть и служит знаком внимания при отборе рукописей, однако не определяет выбор. Главное – талант. Поэтому на страницах журнала могут быть опубликованы и самые первые произведения никому не известных авторов.

– Отзывы наших читателей говорят о том, что журнал «Двина» интересно читать всем поколениям, в том числе и молодым людям, – отметил Михаил Константинович. – У нас есть хорошая традиция – в каждом третьем номере года публиковать произведения начинающих авторов, он так и называется – «молодежный выпуск».

Увидеть себя и прочитать

Для того чтобы быть опубликованным на страницах журнала «Двина», нужно пройти предварительный отбор, этим занимается главный редактор, далее рукописи в распечатанном виде читают члены редакционной коллегии.

В редколлегии «Двины», подчеркнул Михаил Попов, не просто профессионалы, члены Союза писателей России, это люди с большим жизненным и творческим опытом, бескорыстно отдающие себя служению слову. Из начального состава редколлегии к 20-летию «Двины» «в строю» остались трое: Елена Галимова, Елена Кузьмина и Валерий Чубар. Это все активно работающие в словесности литераторы, люди, обладающие безупречным вкусом, награжденные всероссийскими и международными литературными премиями.

– Просмотрев поступившие и заказанные рукописи (а это и проза, и поэзия, и публицистика, и литературоведение), – продолжает Михаил Попов, – я как главный редактор отбираю то, что может войти в ближайший номер. Далее произведения по кругу читают члены редколлегии. Рецензии – и это оговорено в наших правилах – редакция не дает, это дело хлопотное, редактору одному физически не справиться, а у каждого представителя редколлегии есть своя основная работа. Итог подводим на заседании редколлегии. Большинство предлагаемых в очередной номер произведений, как правило, принимаются единодушно. Отдельные материалы нуждаются в редактировании и из свода будущего номера откладываются. Но если говорить о начинающих, то я считаю, что абсолютно все править не нужно – автор, увидев свою работу в печати, сам должен понять, в чем его огрехи.

По свидетельству главного редактора, тема, если речь о первой публикации, не играет решающего значения.

– Что памятно молодым авторам? Первая любовь, какие-то юношеские воспоминания, открытия и переживания… Как правило, именно это находит отражение в первых стихотворных опытах, – рассуждает Михаил Константинович. – Для нас важно, чтобы у человека в первую очередь было понимание того, что такое истинная поэзия. Автор, рассчитывающий на публикацию, должен усвоить хотя бы школьные уроки литературы.

То же самое относится и к прозе. В произведении должен быть сюжет, автору надо четко понимать, что именно он хочет сказать. Если в произведении начинающего есть какая-то изюминка, но написан текст неряшливо, мы ему поможем, указав на огрехи, на внутренние противоречия и так далее. Иногда побуждаем переписывать и дорабатывать рассказ или новеллу по несколько раз.

– Но если, – добавляет редактор, – в самом первом произведении есть какая-нибудь интересная строфа или эпизод, то мы непременно обратим внимание и дадим автору шанс. На заседаниях редколлегии мы все равны. Редкий случай, чтобы я в одиночку что-то отстаивал. Если большинство коллег выступают обоснованно против какой-либо рукописи, зачем мне гнуть свое?

Для того чтобы лучше понять принципы редакционной политики, Михаил Попов предлагает взять в руки любой номер журнала «Двина» и открыть его на последнем развороте. Там в традиционной рубрике «Обратная связь» есть ответы авторам и рекомендации, как работать над произведением.

Графоманам здесь не место

Одной из самых серьезных проблем в современном литературном процессе Михаил Константинович считает огромное количество графоманов, которые в новейшие времена буквально расплодились практически во всех городах и весях.

– Они существуют в каждом районе, пишут, не задумываясь, обо всем подряд, иногда сочиняют вирши на исторические темы, некоторые пишут, как им кажется, лирику. В результате своими бездарными опусами, вынося их на вид, они нарушают строй русского слова, – убежден Михаил Попов. – Отдельным «авторам» удается достучаться до высоких чиновничьих кабинетов, тогда нам посылают бездарные тексты с указующими резолюциями. И нам приходится разбирать эти опусы «по косточкам», чтобы объяснить, что печатать их нельзя. К сожалению, чиновники не задумываются, что распространять откровенную галиматью или спекуляции на святых темах – это просто грешно.

По мнению главного редактора, отдельным «бабулькам», вышедшим на пенсию и начавшим «строчить километрами вирши», было бы полезнее заниматься внуками или шить-вышивать…

– Занимая жесткую позицию по отношению к графоманам, мы отстаиваем не только канонизированные нормы русского языка, право соотечественников на чистый русский язык и литературу, но и национальные русские традиции, деяния наших предшественников, великих мужей русской словесности – Ломоносова, Пушкина, Достоевского, Чехова, – считает Михаил Константинович. – Мы не имеем права позволить авторам, у которых «душа в кружевах», как написала одна дама, завладеть публичным литературным пространством. Для меня и моих единомышленников понятие «слово», начиная с Библии и Александра Сергеевича Пушкина, это – святое.

Признание профессионалов

Накануне юбилея журнала вполне уместно вспомнить о том, что творчество его авторов да и сам журнал за эти годы были неоднократно отмечены профессиональными наградами и премиями. Немало призов было получено на главном региональном конкурсе «Книга года». Однако в активе «Двины» есть и весьма редкая награда, которой не удостоено больше ни одно издание в Северо-Западном федеральном округе.

Речь идет о премии «Имперская культура» – ежегодной премии Союза писателей России. Среди ее обладателей поэты Ольга Корзова, Галина Рудакова, Илья Иконников, прозаик Владислав Попов, литературовед и прозаик Елена Галимова. Кстати, и главный редактор журнала «Двина» Михаил Попов – тоже в числе лауреатов данной премии.

Есть среди наград, полученных северянами, и международные премии.

– Мы на хорошем счету в центральном правлении Союза писателей России, наше издание с полным на то основанием входит в ряд лучших литературных журналов страны, – констатирует Михаил Попов. – Но все это дается неустанным трудом редакции и редколлегии. Мы не идем по легкому пути, компонуя номер из тех рукописей, которые оказались под рукой. Иногда макет уже практически готов, но есть ощущение, что чего-то в нем недостает или, наоборот, что-то мешает, словно гвоздь в подошве. Порой приходится переделывать целые блоки, чтобы отдельные материалы, стоящие рядом, гармонировали и дополняли друг друга, создавая единство и целостность номера.

Юбилею посвящается

Совершенно естественно, что мы не могли не спросить у Михаила Константиновича о том, какие приятные сюрпризы редколлегия готовит для читателей в праздничном – восьмидесятом по счету – номере журнала «Двина».

– Мы попросили наших постоянных авторов, членов региональной писательской организации дать свои работы в этот номер, хотя бы по одному небольшому произведению, – сказал Михаил Попов.

Открытием для наших читателей станут письма Федора Абрамова Платону Худякову, знакомство с которым состоялось в третьем номере журнала за этот год.

– Платон Худяков мало кому известен в Архангельской области. Он был старше Абрамова (родился в 1903 году), был большим специалистом в лесном деле и при этом человеком ярким, литературно одаренным, – сказал Михаил Константинович. – Несмотря на то что их переписка была не очень длительной, Худяков поведал писателю о многих сторонах дореволюционной жизни на Севере, дал немало полезных советов по разным отраслям знаний и производства. Отвечая на вопросы Абрамова, он демонстрировал добротный литературный язык.

Уверен, что этот душевный доверительный разговор будет интересен не только литераторам, но и всем читателям-землякам, интересующимся творчеством выдающегося национального писателя, уроженца Русского Севера. Таким образом, мы сможем логично и очень достойно завершить юбилейный год Абрамова и отметить скромный юбилей «Двины».

Алексей Новиков

Биография

Михаил Константинович Попов родился в 1947 году на берегу реки Онеги. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

Работал слесарем-монтажником на подводных лодках, лаборантом-ультразвуковиком заводской лаборатории (предприятие «Звездочка», Северодвинск); трудился в геологоразведке на Северном Тимане; профессиональным рыбаком в Прибалтике; служил в армии на Волге.

За плечами Михаила Попова полдюжины газет различного уровня, включая республиканскую, в которых он прошел все ступени профессионального и карьерного роста; был создателем и редактором литературного альманаха «Белый пароход», редактором альманаха «Красная пристань». Сейчас – главный редактор литературно-публицистического журнала «Двина».

Автор трех десятков книг, в том числе прозы, публицистики, по литературоведению, изданий для детей и юношества. Его произведения переведены на основные скандинавские языки, повесть «Последний патрон» – на английский. Фрагмент повести «Дерево 42-го года» экранизирован.

 

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 30 сентября 2020 г.