23 марта 2021

Равнение на Капитана: архангельская мореходка отмечает 240-летие

20 марта  Арктический морской институт (АМИ) имени В.И. Воронина — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова распахнул свои гостеприимные двери для тех, кто задумывается связать свою жизнь с морем. 

Равнение на Капитана: архангельская мореходка отмечает 240-летие

Как заработать на кусок хлеба, что такое морская романтика и почему лучше не прыгать с судна на судно, об этом мы узнали у директора АМИ Сергея Парубца.

Целых 20 лет выпускник мореходного училища отдал морю, семь из которых пробыл капитаном на судне. Еще в юности Сергей принял для себя это сознательное решение. У мальчика был отличный пример для подражания – его отец, который всю свою жизнь проработал в СМП.

— Последние 200 лет профессия моряка остается актуальной. Ребята сознательно и ответственно выбирают профессию, на которой можно заработать на хороший и вкусный кусок хлеба. Мы предоставляем им бесплатное проживание, питание и обмундирование, что позволяет не думать о быте, а целиком сфокусироваться на получении знаний, — рассказал Сергей Парубец. — На мой взгляд, это хорошо проторенная тропа для мальчишек из разных уголков России. Более того, это хорошее подспорье для открытия новых горизонтов.

— Какие люди ходят море?

— Я думаю, что тут дело даже не в чертах характера, а в том, какие человек ставит перед собой цели. Кто-то попадает туда случайно, кто-то сознательно, как и я.

— Чем насыщен быт моряка?

— В начале своей карьеры я уходил на более чем полгода в Китай, Африку и Южную Америку, конечно, для юноши путешествия будут очень интересными. Да, сплошная романтика, но это пока ты учишься и плаваешь на нашем паруснике «Мир».

Когда заключаешь контракт, вся жизнь подчинена вахтам: ночные смены, заходы в порт, швартовки и грузовые операции, все подчинено работе – сохранной перевозке груза из точки А в точку Б. В свободное время поддерживаешь общение с семьей или отдыхаешь с командой. Благодаря развитию технологий можно заниматься и развиваться прямо на судне.

— Какие это суда?

— 90% грузов перевозится по морю. С этим отлично справляются сухогрузы, наливные суда, газовозы. Специфика работы на каждом из судов своя. Очень большая разница между пассажирским судном и атомным ледоколом.

Я думаю, ребятам нужно задуматься уже на первом курсе, на каком из судов он хотел бы работать и выстраивать свою карьеру и прохождение практики уже на таких типах судна. Иначе все эти прыжки с судна на судно будут замедлять его карьерный рост. Только тогда возможен карьерный рост, многое зависит и от условий контракта.

— О чем бы вы предупредили поступающего?

— Нужно четко понимать, что половину своей жизни ты проведешь в море. Судно – это действительно второй дом, о котором нужно заботиться. Капитану нужно следить за своей командой, правильно организовывать работу сотрудников, ведь последствия усталости могут вылиться в аварии и различные неприятности.

Поддерживать командный дух на корабле нужно личным примером. Человек не имеет права спрашивать что-то с других, если не является примером для подражания сам.

Как раз таким человеком и хочет стать Денис Шумков, курсант 2-го курса АМИ. Денис поступил на судовождение и уже в мае задумывается пойти в свой первый рейс.

— С четырех лет я хотел стать президентом, потом хирургом, потом думал идти в театр, а потом море… — рассказывает он. — Первое, что подкупило, это какая-то степенность и приземленность. И как оказалось, я не прогадал. Тут создаются все условия для того, чтобы курсанты росли в своих достижениях, как спортивных, так и духовных. В гимназии я не чувствовал простора для своей деятельности. Преподаватели очень рады твоим успехам, они их ждут. От этого вдвойне приятнее что-то создавать.

— Чему ты научился за это время?

— Тут разный контингент, у каждого свои взгляды и убеждения. Я стал учиться находить контакт даже с самыми, на первый взгляд, непростыми людьми. Так я повышаю свою конкурентоспособность. Так, наверное, и становятся взрослее.  

— Какие у тебя планы на карьеру?

— Наверное, даже революционные! После окончания АМИ отходить четыре года на судне, чтобы быть достойным в своих глазах, поработать в иностранных компаниях, а после прийти сюда в роли директора! Я хочу только лишь улучшать работу института и развиваться в этом деле. Везде нужны изменения, но нужно начать с себя. Нужно взращивать из себя что-то стоящее, приходящее им на замену.

— Останется ли в тебе пыл для изменений, когда ты придешь к большому статусу?

— Я считаю, что да. Будь я директором, я создал бы суперкоманду управленцев, администраторов, менеджеров, людей, которые будут еще больше заполнять пространство института свежими идеями. Нужно создавать дух команды, чтобы институт стал самостоятельным организмом.

— Какие планы на предстоящую практику?

— Я подавал заявку в норвежскую судоходную компанию Wilson Ship Management. Прошел собеседование, сдал тест на знание судна на английском языке. Сдал его на 60%, думаю, на втором курсе иметь такие показатели  –  огромный успех.

На первом курсе ребят ждут общеобразовательные дисциплины, а на втором технические специальности. В день открытых дверей гостей института ждали не только экскурсии по учебным классам, но и возможность поработать рулевым! Нет, конечно, не на настоящем корабле. В АМИ есть три симулятора навигационных мостиков. Простым языком  – это кабины управления для разных типов судов. Можно самому задать погоду, видимость, шкалу волны и провести судно по заданному маршруту.

Про внеучебную  жизнь курсантов нам рассказала педагог по воспитательной работе Мария Валуйских.

— В стенах такого серьезного учебного заведения дважды в год проходят шикарные балы, — говорит она. — Вроде бы дисциплина, порядки, уставы, но бал превращает институт в сказочный замок. Поэтому ребята не ощущают монотонности в обучении. Я для них настоящий друг, — разоткровенничалась Мария. Каждый новый день подбрасывает нам новые истории. Можем и девушек пообсуждать, и по любви пострадать, по учебе, работе и практике. Часто выбираюсь с ними в кино, вожу их на каток.

Особенно запомнились бальные танцы курсантке первого курса судовождения, Дарье Мишиной. Дарья, так же как и Денис, мечтает стать капитаном. Эта девчонка знает, что ей в этом деле нужно иметь стойкий и рассудительный характер.

— Меня ничего не удивило, — уверенно заявила она. — Мы знали, что это вовсе не женское дело. Сложно будет найти работу по этой специальности именно девочке. Также будет очень сложно морально, но я этого не боюсь, — приободренно заверила ученица. –  Нужно обладать сильным характером. Есть пример, у меня подруга рассказывала, стала вторым помощником капитана, и над морскими волками она начальница, естественно, их это коробило. Как им ее воспринимать? Дядькам, которые считают, что все везде знают. Но, слава богу, она такая сильная девочка, пробивная, и я хочу стать такой!

Взрослым и сильным стать захотелось и школьнику Александру Тальчикову, который пришел на день открытых дверей вместе с родителями.

— У нас был кадетский класс, он расформировался, а желание ходить в море осталось,- рассказывает Александр. — В средней школе я понял, что хочу служить родине. Учеба и все мероприятия лишь укрепляли мои убеждения. Все мужчины в семье служили в ВМФ, поэтому и я хочу управлять военным судном. Я заканчиваю восьмой класс и пытаюсь определиться со своим будущим. Сегодня мы с родителями узнали об условиях приема, оказалось это только конкурс аттестатов, без дополнительных испытаний. Интересно было посмотреть и послушать, узнать отличия направлений профессий.

«Прийти сюда после девятого или остаться в одиннадцатом?» — с таким же вопросом пришел и Константин Плюхин с мамой Светланой и двоюродным братом Артемом Берденниковым.

— У нас дедушка моряк, папа стармех, — заявил Константин. — Однажды папа рассказал, что рядом с Сомали к ним на палубу стали залезать разбойники. Экипаж тут же объявил тревогу, после этого автоматически закрылись все двери, был подан сигнал о вынужденной помощи. Через какое-то время прибыли спецслужбы, а разбойников поймали. Папа всегда относился к работе ответственно, это и помогло ему заметить опасность. Такие истории пленяли и меня. Конечно, когда на корабле по 11 месяцев, тяжело будет, но когда ты понимаешь, что все это тебе оплачивается, настроение сразу повышается. Сегодня я узнал о возможности карьерного роста, самом обучении и думаю, я уже сделал свой выбор.

20 мая АМИ вновь откроет двери для гостей.

Екатерина Войтович

Поделиться
91031