Праздник северной моды: в Архангельске завершился межрегиональный фестиваль «Костюм Русского Севера»

Традиционные северные наряды и костюмы из  авторских коллекций представили более 150 участников из пяти регионов России. Представители творческих коллективов учреждений культуры и образования из Санкт-Петербурга, Республики Коми, Ленинградской, Московской, Архангельской областей представили свои коллекции в четырех номинациях: традиционный, сценический, современный авторский костюм и аксессуары костюма.

Фестиваль «Костюм Русского Севера» ведет свою историю с 2008 года. Целью проекта является одновременно как сохранение традиционного северного костюма и старинных технологий, так и воссоздание национальных образов на новом уровне. Впервые в этом году фестиваль проходил в рамках масштабного межрегионального проекта «Гармоничная Россия».

Традиция и аксессуары

— Особенная ценность нашего фестиваля заключается в том, что он позволяет оценить заслуги людей, чей труд имеет большую общественную значимость. Наша страна всегда была богата людьми, которые способны творчески переосмысливать богатейшее культурное наследие, смело его использовать в современной жизни. И как показывает многолетняя история нашего фестиваля, все богатство народной культуры можно очень ярко представить и в современном костюме,  – подчеркнул директор Архангельского дома народного творчества Руслан Боднарук.

Жюри оценивало уровень владения участниками традиционными техниками рукоделия (ткачеством, вышивкой), использование орнаментов, а также индивидуальность, соответствие коллекции современным тенденциям моды и в целом эстетическую подачу работ на подиуме. Несмотря на антиковидные ограничения, в этом году фестиваль сумел собрать гораздо больше участников и немало ярких коллекций.

— Очень большой интерес к региональной тематике. На фестивале было представлено пять коллекций по мотивам мезенской росписи. Традиционно больше всего участников в номинациях «Современный авторский костюм» и «Сценический костюм». Для того чтобы сделать правильный традиционный костюм, должна быть проведена огромная работа по изучению локальной традиции, надо изучать книги, фонды музеев, сшить костюм  из похожей ткани либо самим эту ткань создать. Это очень сложно»,  –  считает художественный руководитель фестиваля «Костюм Русского Севера», художник-модельер Николай Терюхин.

Лауреата в номинации «Традиционный костюм» в этом году не выбрали. Единственный отмеченный жюри в этой номинации участник – фольклорно-этнографический клуб «Василиса» из г. Пушкин. Они удостоены диплома I степени за коллекцию «Ситцевое разноцветье», состоящую из пестрядинных сарафанов, ситцевых рубах и передников. Ее история началась с одной единственной рубахи, найденной в деревне Пожарище Вологодской области. Находка оказалась поистине уникальной. Ведь более дорогую одежду обычно передавали из поколения в поколение, а вот ситцевую изнашивали до дыр, остатки пуская на тканые половики или лоскутное шитье.

— Мы предположили, что если была одна синяя красивая рубаха, то могли быть и другие другого цвета, и придумали коллекцию «Ситцевое разноцветье». Мы брали за основу образцы традиционного костюма из деревни Пожарище Вологодской области. Изучали их в Тарногском музее Вологодской области, в Тотемском музейном объединении Вологодской области и в фондах этнокультурного центра деревни Пожарище. Все костюмы созданы силами нашего клуба. Обычно они делаются совместно. Родители ткут на станках и шьют сарафаны, рубахи, а девчонки чаще вышивают, – рассказала руководитель семейного фольклорно-этнографического клуба «Василиса» Любовь Садкова. 

В номинации «Аксессуары костюма» звание лауреата фестиваля «Костюм Русского Севера» присуждено клубу ткачества Карпогорского районного дома народного творчества. Там удалось воссоздать утраченные много лет назад узоры уникальных пинежских поясов.

 — Я занимаюсь ткачеством с 1976 года, ездила по командировкам и искала эти пояса. Сначала мне показали только один такой пояс, но мастерицы сказали, что их было еще четыре. Потом я нашла еще один пояс с записью узора, и в результате мы восстановили все образцы. Мы воссоздали те же самые приемы, которыми пользовались наши бабушки. В Архангельской области пояса с такими узорами и в такой технике не делают больше нигде, только на Пинежье. Сейчас мы ткем все пять видов поясов, которые у нас бытовали, – поделилась руководитель клуба ткачества Карпогорского районного дома народного творчества Галина Баландина.

Сценический и авторский костюм

15 коллективов из Котласа, Вельска, Новодвинска, Плесецка, Архангельска, Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга продемонстрировали свое творчество в номинации «Сценический костюм». Участники показали новые коллекции с говорящими названиями: «Морожены сказы. New look», «Сударушка», «Пташка», «Белые ночи», «Дар века», «Котласская барабушка», «Успенская ярмарка».  Лауреатом фестиваля в этой номинации стал театр костюма «Катюша» из Гатчины с коллекцией «Вдоль по Питерской».

Модели в мехах и богатых украшениях предстали в образах а-ля московская боярыня. Но, как рассказала руководитель коллектива Людмила Иванова, коллекция только выглядит дорого. Для ее создания буквально собирали с миру по нитке, точнее со всех желающих по ненужной норковой шкурке. Так из устаревших воротников и шапок родились шедевры, напоминающие о блеске русского стиля в моде.

— Когда мы выходим на сцену в этих нарядах, это  непередаваемые ощущения. Ты как будто переносишься в ту эпоху, когда все девушки были настолько роскошно наряжены, как это не бывает в наше время: юбки, подъюбники, драгоценности, меха, головные уборы. Сейчас очень хочется иногда так одеться,  –  говорит участница театра костюма «Катюша» Юнона Лещева.

Номинация «Современный авторский костюм» также оказалась многочисленной. В ней определили сразу двух лауреатов: школу дизайна одежды «Моделина» из Коряжмы и образцовый художественный коллектив «Каприз» из Архангельска.

 — Мы показывали на конкурсе две коллекции. Звание лауреата мы получили за коллекцию «До пряника» по мотивам архангельских козуль. Это коллекция на младших школьников, она создавалась дизайнером Софьей Скороходовой. Наша вторая коллекция «У моря Белого» только что отшита.  В ней мы попробовали объединить две традиционные техники: набойку по ткани и японскую вышивку сашико, которая заключается в  стежке ручными стежками. Еще мы использовали бисер и стеклярус. Получилась смешанная авторская техника,  – рассказала педагог образцового художественного коллектива «Каприз» Анастасия Пяткова.

Интересна коллекция дизайнера одежды из Верхней Тоймы Антонины Поповой. Она по профессии музыкант, работала в школе искусств, а когда там открыли декоративно-прикладное отделение, стала изучать шитье, ткачество и вышивку и так пришла к идее создания коллекций на основе традиционного костюма. Антонина Владимировна участвует в фестивале «Костюм Русского Севера» уже пятый раз и в этом году представила вязаные жакеты в холодных синих тонах, украшенные белым орнаментом. Получились сдержанные, спокойные  и благородные образы.

— Мне очень нравится набойка, но поскольку сама я набойкой не могу заниматься, нет возможности, то решила перенести набоечные узоры на вязание, — поделилась Антонина Владимировна секретом создания своей необычной коллекции.

Итогом V межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» стала возможность отметить лучших мастеров и дизайнеров, которые работают с традиционным костюмом и основывают на нем свое творчество.

— За последние годы фестиваль «Костюм Русского Севера» получил статус одного из самых важных культурных событий, связанных с сохранением традиций народного костюма. Фестиваль с одной стороны позволяет  познакомиться с историей народной одежды Русского Севера, с особенностями кроя, декора, а с другой – предоставляет уникальную возможность двигаться по пути поиска идентичности современной одежды в нашей стране, – подчеркнула председатель конкурсной комиссии, заведующая сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, член Союза художников России Марина Блюмин.

Надежда Лебедева, фото Дома народного творчества.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 30 ноября 2021 г.