22 марта 2017

Потомок корабельного вожи

Он родился 6 октября 1895-го в Залахотье, одной из пустошинских деревень. Родословная семьи Котцовых восходит к XVII веку: новгородский крестьянин Коземка Котцов, переселившись на Север, остался в деревне Залахотье недалеко от устья Северной Двины. Известно, что он проявил большие способности в морском деле. Согласно семейному преданию, когда первый военный корабль, построенный на верфи братьев Бажениных, выходил в море, у руля стоял этот дальний предок Ивана Котцова. Он так искусно вел судно, что Петр I присвоил ему звание корабельного вожи. Лоцманами (проводниками морских судов) стали его сын, внук, правнук и праправнук. С 15 лет Иван ходил в море на парусных судах и пароходах, был лоцманским учеником. В 1918 году окончил торгово-мореходное училище в Архангельске, в 1921-м стал офицером Военно-морского флота, служил на гидрографических кораблях ВМФ. Летом 1933 года он встретил в Беломорске шедшие с Балтики через Белое и Баренцево моря первые корабли Северной военной флотилии, успешно привел их в Кольский залив. Таким образом, произошло интересное совпадение: спустя три столетия после того, как Коземка Котцов вывел в море первый русский военный корабль Петра Первого, командир Иван Котцов – представитель пятого поколения лоцманской династии – проводил главные корабли будущего Северного ВМФ. Впоследствии Иван Федорович возглавлял экипажи гидрографических судов «Таймыр» и «Мурман», отправлявшихся в походы в малоисследованные районы Арктики. Известно, что в 1935-м «Таймыр» под командованием Ивана Котцова совершил беспримерный в истории мореплавания поход на Шпицберген. В конце декабря в условиях полярной ночи без навигационного обеспечения Иван Федорович провел свой корабль в Баренцбург. А в феврале 1938 года Котцов участвовал в спасении экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина: надо было снять четверых зимовщиков с дрейфующей льдины в Гренландском море. Советское правительство приняло срочные меры: из Мурманска для участия в спасательной операции вышло гидрографическое судно «Мурман», им в то время командовал Иван Котцов. Также для участия в спасательной операции из Ленинграда чуть позже вышел ледокол «Ермак», возглавляемый В. И. Ворониным. 10-11 февраля корабли попали в сильный шторм. На «Мурмане» крен доходил до 52-55 градусов. Волны перекатывались через борт судна. Сорвало крышку горловины кормового румпельного отделения, и оно начало заполняться водой, а плавающими досками перебило трубопровод рулевой машины. Она вышла из строя, корабль оказался во власти стихии. Команда спасала судно более суток. Когда повреждение устранили, «Мурман» продолжил плавание. 19 февраля, не доходя двух километров до станции «Северный полюс», первым к льдине пришвартовался «Мурман», а затем и «Ермак». Моряки со знаменами двинулись к лагерю папанинцев. Полярников, имущество экспедиции и уникальные научные материалы приняли на борт гидрографические корабли. Затем, 21 февраля, уже на чистой воде «Ермак» пришвартовался к «Мурману». Папанинцы перешли на ледокол, взявший курс на Ленинград. Гидрографические суда, справившись с трудным заданием, отправились в Мурманск. За блестящее выполнение правительственного задания Ивана Федоровича Котцова наградили орденом Ленина. С началом Великой Отечественной войны капитан Котцов возглавил ледовую службу Беломорской военной флотилии. Когда противник активизировал действия своей авиации и подводных лодок, Иван Котцов получил боевое задание – проводить суда таким путем, чтобы враг не мог их обнаружить. При непосредственном участии Ивана Федоровича сквозь льды в порты Белого моря провели десятки транспортов, доставлявших военные грузы для фронта. Капитан второго ранга Иван Федорович Котцов всю жизнь посвятил морскому делу, но не дожил до Победы. Он скончался на боевом посту 5 марта 1944 года.

С 15 лет Иван ходил в море на парусных судах и пароходах, был лоцманским учеником. В 1918 году окончил торгово-мореходное училище в Архангельске, в 1921-м стал офицером Военно-морского флота, служил на гидрографических кораблях ВМФ. Летом 1933 года он встретил в Беломорске шедшие с Балтики через Белое и Баренцево моря первые корабли Северной военной флотилии, успешно привел их в Кольский залив. Таким образом, произошло интересное совпадение: спустя три столетия после того, как Коземка Котцов вывел в море первый русский военный корабль Петра Первого, командир Иван Котцов – представитель пятого поколения лоцманской династии – проводил главные корабли будущего Северного ВМФ.

Впоследствии Иван Федорович возглавлял экипажи гидрографических судов «Таймыр» и «Мурман», отправлявшихся в походы в малоисследованные районы Арктики. Известно, что в 1935-м «Таймыр» под командованием Ивана Котцова совершил беспримерный в истории мореплавания поход на Шпицберген. В конце декабря в условиях полярной ночи без навигационного обеспечения Иван Федорович провел свой корабль в Баренцбург.

А в феврале 1938 года Котцов участвовал в спасении экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина: надо было снять четверых зимовщиков с дрейфующей льдины в Гренландском море. Советское правительство приняло срочные меры: из Мурманска для участия в спасательной операции вышло гидрографическое судно «Мурман», им в то время командовал Иван Котцов.

Также для участия в спасательной операции из Ленинграда чуть позже вышел ледокол «Ермак», возглавляемый В. И. Ворониным. 10-11 февраля корабли попали в сильный шторм. На «Мурмане» крен доходил до 52-55 градусов. Волны перекатывались через борт судна. Сорвало крышку горловины кормового румпельного отделения, и оно начало заполняться водой, а плавающими досками перебило трубопровод рулевой машины. Она вышла из строя, корабль оказался во власти стихии. Команда спасала судно более суток. Когда повреждение устранили, «Мурман» продолжил плавание.

19 февраля, не доходя двух километров до станции «Северный полюс», первым к льдине пришвартовался «Мурман», а затем и «Ермак». Моряки со знаменами двинулись к лагерю папанинцев. Полярников, имущество экспедиции и уникальные научные материалы приняли на борт гидрографические корабли.

Затем, 21 февраля, уже на чистой воде «Ермак» пришвартовался к «Мурману». Папанинцы перешли на ледокол, взявший курс на Ленинград. Гидрографические суда, справившись с трудным заданием, отправились в Мурманск. За блестящее выполнение правительственного задания Ивана Федоровича Котцова наградили орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны капитан Котцов возглавил ледовую службу Беломорской военной флотилии. Когда противник активизировал действия своей авиации и подводных лодок, Иван Котцов получил боевое задание – проводить суда таким путем, чтобы враг не мог их обнаружить. При непосредственном участии Ивана Федоровича сквозь льды в порты Белого моря провели десятки транспортов, доставлявших военные грузы для фронта.

Капитан второго ранга Иван Федорович Котцов всю жизнь посвятил морскому делу, но не дожил до Победы. Он скончался на боевом посту 5 марта 1944 года.

Поделиться
20865