19 марта 2018

Поморский карбас – память о предках

Директор Музея народных промыслов и ремесел Олег Горшков рассказывает о площадках, на которых будут представлены экспозиции, посвященные 325-летию российского судостроения.

– Это три зала районного музея: посвященный промыслам Белого моря, зал «Поморское судоходство и судостроение», есть и военный, во время экскурсий в котором рассказываем о подвиге военных лоцманов, – объясняет Олег Евгеньевич. – Очень важная и интересная площадка – Музей лоцманской славы в Пустоши. Нельзя не упомянуть и недавно созданный музей в Яреньге, где тоже есть экспонаты, рассказывающие о судоходстве и судостроении.

– Первыми вы назвали залы районного музея.

– Базовый – «Промыслы Белого моря». Рассказываем о них во время экскурсий. Там основной экспонат – карбас. Это образчик поморского судостроения. У него несколько названий: зверобойная лодка-тройник, лодка-ледянка, ведь она сконструирована так, что у нее есть шанс не оказаться раздавленной льдами. И неслучайно, так как при изготовлении карбаса использовали можжевеловый корень, ветки, кожу.

Среди экспонатов этого зала – компас-маточка – традиционный поморский, круглой формы, созданный на рубеже XIX – XX веков, являвшийся вещью не только утилитарной, но и сакральной, ведь он указывал направление движения судна. Напомню, что у сказочника, звонаря и путешественника Ивана Васильевича Данилова есть сказка про такой компас. Ударение в этом слове на «о». Так вот, говорится в той сказке, что компас-маточка путь плохим людям не указывает, а хорошим укажет обязательно. Как видим, тема мореплавания и судостроения сопряжена и с литературой.

Следующий зал посвящен судоходству и судостроению. Еще называем его лоцманским. Там представлены беломорские маячники и многое другое. Поморы следили за новинками в судостроении. По всей России с 1874 года стали организовывать небольшие мореходные школы. Появилась такая и в Патракеевке. Кстати, там теперь есть на базе местной школы музей, комплексно освящающий тему, касающуюся мореходов, судостроителей. В Патракеевской мореходной школе преподавали отставные морские офицеры, священники. Интересно, что учащиеся этой школы полученные знания по лоции, навигации передавали своим родителям. И неслучайно. Программа таких учебных заведений оказалась достаточно насыщенной: там преподавали и математику, и астрономию, и другие предметы. Обучение шло на высоком уровне. Сохранились документы, в которых говорится, что мореходная школа критиковала образовательный процесс обычных сельских школ в этой местности. Но критика – явление здоровое, которое заставляло пересматривать подход к преподаванию.

В лоцманском зале поморское судостроение нам удалось косвенно представить. Есть фото, на котором женщины заливают судно водой, чтобы проверить, хорошо ли оно проконопачено. Мне недавно пришлось побывать в Патракеевке – на родине капитанов. Хочу сказать, что Зимняя Золотица не очень уступает ей в судостроении. Так вот, потомственный помор из Патракеевки Сергей Иванович Бурков рассказал, что суда готовили к спуску на воду очень тщательно. Каждое, стоящее на стапелях, проливали водой. Делали это, как правило, женщины. И если течи не происходило, устраивали праздник. Если же обнаруживался дефект, торжество отменялось и приходилось исправлять недоработки.

Мы с научным сотрудником нашего музея Александром Лукиным свои исследования по теме судоходства и судостроения продолжим. У нас есть детали поморских судов, надо показать переход к паровому судоходству. Напомню, что поморы – не только люди, которые шили карбасы, многие являлись и судовладельцами.

– Олег Евгеньевич, в других музеях Приморского района, наверно, тоже много интересного…

– Мне бы хотелось сказать о новом музее в Яреньге. Он, конечно, еще пока в стадии становления, проходит определенные этапы. Там очень богатая экспозиция. Не секрет, что в Лопшеньге и Яреньге и теперь остались люди, которые могут сшить карбас. Руководитель ДК и музея – человек очень увлеченный, относится к делу ответственно.

В Патракеевке несколько лет назад шил карбасы местный житель Виктор Никандрович Замятин. Он передал в наш музей рубанки, коловороты и многое другое. Возвращаясь к местному музею, хочется сказать, что его руководитель Наталья Николаевна Баландина освещает также и тему российско-норвежской торговли, что свидетельствует об успехах мореходства в прошлом.

Также тема мореходства затронута и в Пустошинском музее. Там среди экспонатов – лекало ХХ века, переданное из мастерской местных жителей, лоцманские мундиры, кители, предметы быта.

– У нас в районе уже не первый год в Пустоши проходят лоцманские фестивали.

– Да. В конце июня – начале июля. Они у нас стали уже традиционными. Очередной будет в этом году, он пройдет на нескольких площадках. До этого поработаем с коллегами из других музеев, мореходным училищем, Архангельским краеведческим музеем. Тема достойная. Через повседневность, историю семей постараемся передать историю лоцманства и мореходства в целом.

– Помощь сотрудникам музеев Приморского района оказываете?

– Хранитель фондов Екатерина Макарова принимает самое деятельное участие в становлении музея в Яреньге. Много было сделано для этого в 2017 году. Мы несем ответственность за находящиеся там экспонаты и проводимую работу.

А в 2015–2016 годах помогали организовывать деятельность музейной комнаты в Пустоши.

– Что уже удалось подготовить к юбилею судостроения?

– В музее Яреньги есть зал, где воссоздано побережье Белого моря, хотя оно и рядом, но в экспозиционно-выставочном пространстве смотрится по-другому. Там представлены рыболовецкие тони: есть сети, вешела, румпель с поморского судна и другие его части, а также кибасы и сети, поплавки. То есть посетитель, в основном житель Яреньги и Лопшеньги, видит и то, что связано с поморским судоходством и судостроением, а также орудия лова рыбы. Это одно экспозиционное пространство. Есть и другое, посвященное поморскому быту. В Яреньге проводится активная ротация выставок, поэтому музей пользуется успехом у местных жителей и гостей.

В Пустоши с прошлого года начала активно работать библиотека, в ее зале собираются гости. Экскурсии проходят как на улице, так и в ДК. То есть в населенном пункте создан настоящий культурный комплекс. Это и привлекает туристов.

– Местные жители участвуют в создании музеев на приморских территориях ?

– Конечно. К делу подключились неравнодушные люди, краеведы. Они значительно помогли в формировании библиотеки. Музею в Пустоши традиционно помогают и нынешние лоцманы.

– Олег Евгеньевич, наверно, приходится проводить немало времени в архивах в поисках новой информации для подготовки мероприятий?

– Поговорим о методологической базе. Не секрет, что многое уже опубликовано. У нас в музее есть архивы. Там шла активная работа на протяжении всей истории его развития. Тут всегда изучали поморское мореходство и судостроение и по документам, и по книжным источникам. Поэтому необходимая база уже есть.

Еще предстоит сотрудничество с северодвинским краеведом, преподавателем Алексеем Ивановичем Климовым, а также с работниками Архангельского краеведческого музея.

– А в центральные архивы обращаться планируете?

– Думаю, обратимся к опыту наших коллекционеров. У них есть то, что можно использовать не только в качестве экспонатов, но и в качестве источника информации: документы и прочее. А еще будем работать с Государственным архивом Архангельской области, краеведами, исследователями, с информацией, которую собирали музейные работники на протяжении
25 лет.

– Когда пройдет первое мероприятие в Музее народных промыслов и ремесел Приморья, посвященное юбилейной дате российского судостроения?

– 18 мая откроется главная выставка «По морю Белому». Она расскажет о поморском судостроении и мореходстве конца XIX – начала ХХ века.

– Это три зала районного музея: посвященный промыслам Белого моря, зал «Поморское судоходство и судостроение», есть и военный, во время экскурсий в котором рассказываем о подвиге военных лоцманов, – объясняет Олег Евгеньевич. – Очень важная и интересная площадка – Музей лоцманской славы в Пустоши. Нельзя не упомянуть и недавно созданный музей в Яреньге, где тоже есть экспонаты, рассказывающие о судоходстве и судостроении.

– Первыми вы назвали залы районного музея.

– Базовый – «Промыслы Белого моря». Рассказываем о них во время экскурсий. Там основной экспонат – карбас. Это образчик поморского судостроения. У него несколько названий: зверобойная лодка-тройник, лодка-ледянка, ведь она сконструирована так, что у нее есть шанс не оказаться раздавленной льдами. И неслучайно, так как при изготовлении карбаса использовали можжевеловый корень, ветки, кожу.

Среди экспонатов этого зала – компас-маточка – традиционный поморский, круглой формы, созданный на рубеже XIX – XX веков, являвшийся вещью не только утилитарной, но и сакральной, ведь он указывал направление движения судна. Напомню, что у сказочника, звонаря и путешественника Ивана Васильевича Данилова есть сказка про такой компас. Ударение в этом слове на «о». Так вот, говорится в той сказке, что компас-маточка путь плохим людям не указывает, а хорошим укажет обязательно. Как видим, тема мореплавания и судостроения сопряжена и с литературой.

Следующий зал посвящен судоходству и судостроению. Еще называем его лоцманским. Там представлены беломорские маячники и многое другое. Поморы следили за новинками в судостроении. По всей России с 1874 года стали организовывать небольшие мореходные школы. Появилась такая и в Патракеевке. Кстати, там теперь есть на базе местной школы музей, комплексно освящающий тему, касающуюся мореходов, судостроителей. В Патракеевской мореходной школе преподавали отставные морские офицеры, священники. Интересно, что учащиеся этой школы полученные знания по лоции, навигации передавали своим родителям. И неслучайно. Программа таких учебных заведений оказалась достаточно насыщенной: там преподавали и математику, и астрономию, и другие предметы. Обучение шло на высоком уровне. Сохранились документы, в которых говорится, что мореходная школа критиковала образовательный процесс обычных сельских школ в этой местности. Но критика – явление здоровое, которое заставляло пересматривать подход к преподаванию.

В лоцманском зале поморское судостроение нам удалось косвенно представить. Есть фото, на котором женщины заливают судно водой, чтобы проверить, хорошо ли оно проконопачено. Мне недавно пришлось побывать в Патракеевке – на родине капитанов. Хочу сказать, что Зимняя Золотица не очень уступает ей в судостроении. Так вот, потомственный помор из Патракеевки Сергей Иванович Бурков рассказал, что суда готовили к спуску на воду очень тщательно. Каждое, стоящее на стапелях, проливали водой. Делали это, как правило, женщины. И если течи не происходило, устраивали праздник. Если же обнаруживался дефект, торжество отменялось и приходилось исправлять недоработки.

Мы с научным сотрудником нашего музея Александром Лукиным свои исследования по теме судоходства и судостроения продолжим. У нас есть детали поморских судов, надо показать переход к паровому судоходству. Напомню, что поморы – не только люди, которые шили карбасы, многие являлись и судовладельцами.

– Олег Евгеньевич, в других музеях Приморского района, наверно, тоже много интересного…

– Мне бы хотелось сказать о новом музее в Яреньге. Он, конечно, еще пока в стадии становления, проходит определенные этапы. Там очень богатая экспозиция. Не секрет, что в Лопшеньге и Яреньге и теперь остались люди, которые могут сшить карбас. Руководитель ДК и музея – человек очень увлеченный, относится к делу ответственно.

В Патракеевке несколько лет назад шил карбасы местный житель Виктор Никандрович Замятин. Он передал в наш музей рубанки, коловороты и многое другое. Возвращаясь к местному музею, хочется сказать, что его руководитель Наталья Николаевна Баландина освещает также и тему российско-норвежской торговли, что свидетельствует об успехах мореходства в прошлом.

Также тема мореходства затронута и в Пустошинском музее. Там среди экспонатов – лекало ХХ века, переданное из мастерской местных жителей, лоцманские мундиры, кители, предметы быта.

– У нас в районе уже не первый год в Пустоши проходят лоцманские фестивали.

– Да. В конце июня – начале июля. Они у нас стали уже традиционными. Очередной будет в этом году, он пройдет на нескольких площадках. До этого поработаем с коллегами из других музеев, мореходным училищем, Архангельским краеведческим музеем. Тема достойная. Через повседневность, историю семей постараемся передать историю лоцманства и мореходства в целом.

– Помощь сотрудникам музеев Приморского района оказываете?

– Хранитель фондов Екатерина Макарова принимает самое деятельное участие в становлении музея в Яреньге. Много было сделано для этого в 2017 году. Мы несем ответственность за находящиеся там экспонаты и проводимую работу.

А в 2015–2016 годах помогали организовывать деятельность музейной комнаты в Пустоши.

– Что уже удалось подготовить к юбилею судостроения?

– В музее Яреньги есть зал, где воссоздано побережье Белого моря, хотя оно и рядом, но в экспозиционно-выставочном пространстве смотрится по-другому. Там представлены рыболовецкие тони: есть сети, вешела, румпель с поморского судна и другие его части, а также кибасы и сети, поплавки. То есть посетитель, в основном житель Яреньги и Лопшеньги, видит и то, что связано с поморским судоходством и судостроением, а также орудия лова рыбы. Это одно экспозиционное пространство. Есть и другое, посвященное поморскому быту. В Яреньге проводится активная ротация выставок, поэтому музей пользуется успехом у местных жителей и гостей.

В Пустоши с прошлого года начала активно работать библиотека, в ее зале собираются гости. Экскурсии проходят как на улице, так и в ДК. То есть в населенном пункте создан настоящий культурный комплекс. Это и привлекает туристов.

– Местные жители участвуют в создании музеев на приморских территориях ?

– Конечно. К делу подключились неравнодушные люди, краеведы. Они значительно помогли в формировании библиотеки. Музею в Пустоши традиционно помогают и нынешние лоцманы.

– Олег Евгеньевич, наверно, приходится проводить немало времени в архивах в поисках новой информации для подготовки мероприятий?

– Поговорим о методологической базе. Не секрет, что многое уже опубликовано. У нас в музее есть архивы. Там шла активная работа на протяжении всей истории его развития. Тут всегда изучали поморское мореходство и судостроение и по документам, и по книжным источникам. Поэтому необходимая база уже есть.

Еще предстоит сотрудничество с северодвинским краеведом, преподавателем Алексеем Ивановичем Климовым, а также с работниками Архангельского краеведческого музея.

– А в центральные архивы обращаться планируете?

– Думаю, обратимся к опыту наших коллекционеров. У них есть то, что можно использовать не только в качестве экспонатов, но и в качестве источника информации: документы и прочее. А еще будем работать с Государственным архивом Архангельской области, краеведами, исследователями, с информацией, которую собирали музейные работники на протяжении
25 лет.

– Когда пройдет первое мероприятие в Музее народных промыслов и ремесел Приморья, посвященное юбилейной дате российского судостроения?

– 18 мая откроется главная выставка «По морю Белому». Она расскажет о поморском судостроении и мореходстве конца XIX – начала ХХ века.

Поделиться
26284