Поморская HoReCa: тренды и точки роста

На третьем региональном форуме «Поморская HoReCa» обсудили вопросы улучшения придорожного сервиса и создания санитарных зон вдоль дорог с целью развития автомобильного и самостоятельного туризма.

Форум, который впервые проводился агентством регионального развития совместно с министерством культуры Архангельской области, открыла панельная дискуссия «Поморская HoReCa: тренды и точки роста», ключевой темой которой стало развитие индустрии придорожного сервиса в Архангельской области.

Сегодня всё больше и больше путешественников выбирают в качестве средства передвижения личный автомобиль, а так как в регионе расстояния между населенными пунктами большие, то люди зачастую останавливаются в дороге, чтобы отдохнуть и перекусить.

Точки вкуса

В Архангельской области насчитывается порядка 90 придорожных кафе. Трафик на федеральной трассе составляет около трех тысяч машин в сутки, на региональных дорогах – до 1,5 тысячи машин в сутки. По словам заместителя министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Светланы Зеновской, придорожные кафе являются лицом региона, поэтому важно, чтобы они оставляли хорошее впечатление у туристов.

— Наша задача, чтобы турист получил положительные яркие эмоции от путешествия по региону и возвращался к нам, – отметила Светлана Зеновская. 

Для этого необходимо улучшать придорожную инфраструктуру, и в первую очередь на трассах должны появиться чистые и уютные санитарные комнаты. Кроме того, у каждого заведения должно быть «свое лицо» – меню и дизайн интерьера, отражающий особенности той или иной территории.

Атмосфера территории

Директор туристско-информационного центра Архангельской области Светлана Корницкая наглядно показала, как сегодня выглядят кафе на трассах снаружи и внутри. Она отметила, что туристы, обращающиеся в центр, постоянно интересуются местами, где можно поесть. 

Ресторатор, аудитор и антикризисный менеджер сегмента HoReCA, организатор бизнес-тренингов Михаил Елизаров, выступающий в качестве эксперта форума, рассказал, что сам является активным автопутешественником и часто посещает разные города и регионы России. 

По его мнению, в идеальном придорожном кафе должны быть чистый, теплый и, что немаловажно, бесплатный туалет, экопродукты в меню, правильное освещение и панорамные окна, через которые можно проникнуться атмосферой заведения. В интерьере должна быть какая-то особенность, которая запомнится посетителям: даже обычный аквариум прибавляет 15 процентов к посещаемости кафе.

Дизайн, меню, продвижение

Во второй части программы форума прошла деловая игра «Модель придорожного кафе», в которой приняли участие владельцы и работники таких точек. Её цель – понять, как должно выглядеть придорожное кафе, что лучше включить в его меню, как туриста из другого региона информировать о такой точке, да так, чтобы он захотел остановиться именно здесь.

Все участники игры поделились на четыре группы: дизайн, меню, продвижение и бизнес-процессы. С каждой группой работал эксперт, который помогал определить проблемные вопросы и найти на них ответы.

Так, например, меню в кафе не должно быть раздутым, в него важно включать местные специалитеты, потому что туристам хочется не только утолить голод, но и получить гастрономическое впечатление. Дизайн помещения должен рассказывать о местности и брендах, которыми славится данная территория. Владельцы бизнеса смогли получить ценные советы и понять, каким образом можно улучшить свой бизнес.

Подводя итоги встречи, Светлана Зеновская рассказала, что в 2020 году в областном бюджете заложена субсидиарная поддержка малого бизнеса до 500 тысяч рублей на улучшение инфраструктуры придорожных кафе в рамках проекта «Автопутешествие со вкусом». Обязательным условием оказания финансовой поддержки является софинансирование со стороны владельца кафе. Кроме того, предпринимателям готовы оказать не только финансовую, но также информационную и организационную поддержку. 

Туристско-информационный центр Архангельской области