27 января 2016

Покажи зубы, дотянись до уха

«Почему вы не сказали мне, что эта «волынка» на одиннадцать лет?!» – кричит в анекдоте Вовочка, возвращаясь домой первого сентября. Действительно, натаскивая детей перед школой на чтение, письмо и математику, мы порой забываем рассказать им о важных вещах. А оценивая предметную подготовку, упускаем из виду готовность психологическую.

Педагог-психолог Татьяна Жилина рассказала, как определить готовность ребенка идти в школу, чему его нужно научить до первого класса и как помочь малышу настроиться на новый ритм жизни.

Филиппинский тест

В России в школу принимают с 6,5 лет. И многие стремятся отдать пораньше: «Читать и писать умеет, что год-то терять?!» Между тем в таком возрасте даже самый умный ребенок может быть не готов к школе физиологически. Недаром врачи советуют родителям перед тем, как принимать решение, записывать или нет чадо в первый класс, провести два теста. Во-первых, попросить ребенка показать зубы. Если смена передних верхних зубов не началась, то, скорее всего, биологический возраст малыша меньше, чем паспортный. Кстати, в средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что он «вошел в разум».

Во-вторых, попросите его закинуть одну руку через макушку головы и дотянуться до мочки уха с противоположной стороны. Этот тест называется филиппинским. Смог? Поздравляем, полуростовой скачок у вашего ребенка произошел, что говорит о зрелости мозга, обменных процессов и высоких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. Нет? Лучше год пересидеть в детском саду.

Пойду в школу, там спать не надо

Итак, вы уверены, что физиологически ребенок готов к школе. Что дальше? Проверьте зрелость психологическую.

– Спросите ребенка, куда бы он пошел: в школу или сад? Если ответ будет «В сад, потому что там кормят, гуляют и ничего не надо делать» или «В школу, потому что там не нужно спать» – ребенок еще «недозревший», – говорит Татьяна Жилина.

Готовя малыша к первому классу, мамы и бабушки всячески пытаются повысить его мотивацию: «Не будешь учиться – станешь дворником», «Закончишь первый класс на пятерки – папа приставку купит», «Там много детей, тебе будет с кем поиграть» и т. д. 

– Все это неправильная мотивация, – уверена психолог. – Есть один учебный мотив, на который стоит настраивать ребенка: «Ты пойдешь в школу получать новые знания, там узнаешь много нового и интересного».

На «домашку» четверть часа

Некоторые родители воспринимают первый класс как тест на интеллектуальную зрелость ребенка и заранее пытаются охватить все: логика, конструирование, развитие речи и многое другое. В результате у ребенка заняты все дни недели, и, как следствие, наступает перегрузка, дошколенок отказывается посещать уроки, выполнять задания, становится капризным.

– Разумным выбором для подготовишки будут занятия один-два раза в неделю плюс бассейн, танцы или любая другая физическая нагрузка, – советует Татьяна Николаевна. – И если в детском саду или на подготовке к школе не дают заданий на дом, купите тетрадки и пособия самостоятельно. Выберите те, что для детей 6–7 лет, и выполняйте по паре упражнений в день. Займет это не больше четверти часа, зато ребенок приучится регулярно выполнять «домашку».

Кроме того, помните: для дошкольника важнее иметь представления об окружающем мире как основу его будущих знаний, чем уметь считать и писать.

В любом тестировании на готовность к обучению школе будут вопросы о временах года (что идет после зимы? а что перед летом?), чем отличаются фрукты от овощей (а не просто перечисление их), назвать имя и отчество родителей, свой адрес.

Мыть пол – не обязанность ребенка

Чему еще непременно нужно научить дошколенка, так это самостоятельности.

– Ребенку, за которого все делают родители, в школе будет тяжело, ведь там все нужно уметь делать самостоятельно, – говорит педагог-психолог. – Поэтому важно, чтобы у будущего первоклашки были свои обязанности по дому, соответствующие его возрасту: заправлять кровать, убирать за собой посуду и одежду, собирать вещи на кружок или секцию. Бывает, родители на вопрос, какие у ребенка есть домашние обязанности, говорят: «Иногда моет пол» или «По настроению гуляет с собакой». Но мыть пол – не обязанности семилетки, тем более иногда.

Кроме того, если у вас медлительный ребенок, надо понимать, что это особенности его личности, но в школе есть определенный темп, за которым придется успевать. В этом случае необходимо сформировать у него конкретные навыки, заранее потренироваться делать то, что он не умеет или делает без желания, потому что не получается. О таких пробелах вы можете узнать у воспитателя, тренера или педагога кружка, который посещает ребенок. Например, воспитатель жалуется, что ваш сын плохо вырезает, аппликации не получаются. Садимся и тренируемся. Позже, столкнувшись в школе с этой задачей самостоятельно, медлительный ребенок не растеряется и будет испытывать меньше трудностей.

Ученые ФИПИ в 2014 году провели интересное исследование и проверили, как российские первоклашки готовы к школе. Вот что получилось:
– при поступлении в школу хотят учиться 90 процентов детей, в конце первого месяца обучения – только 75 процентов.
2 процента устраивают истерики, плачут и вообще не хотят идти в школу;
– среди первоклассников здоровыми можно назвать лишь 20 процентов;
– 7,5 процента детей имеют в картах диагнозы невропатологов;
– 25 процентам нужна помощь логопеда;
– 12 процентов школьников не имеют своей комнаты или даже уголка для занятий.

Вспомни годы чудесные

– В целом адаптация к школе должна начинаться так же, как адаптация к детскому саду, – подводит итог Татьяна Жилина. – Вспомните, перед тем как отдать малыша в младшую группу, вы гуляли с ним на площадке, знакомили с воспитателями и детьми, подстраивали домашний режим дня под садичный. Вот и для будущего первоклассника проведите экскурсию по территории школы, зайдите в здание, расскажите про уроки, звонки, перемены, загляните в классы. Неплохо было бы познакомиться и побеседовать с педагогом, узнать, по какой программе будет заниматься класс и какие требования к первокласснику предъявляются в рамках этой программы. Обязательно делитесь с ребенком своим школьным опытом с акцентом на то, как вы справлялись с трудностями, разрешали конфликтные ситуации, дружили, общались и занимались.

Тест

Психологи часто используют для проверки готовности к школе методику «Рисунок человека».

В 5 лет ребенок должен нарисовать голову, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот.

В 6 лет дети обычно рисуют схему человека, «собирают» фигуру. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка, пальцы, ступни, одежда.

В 7 лет в рисунке должна появиться пластика: части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность, тем больше развит ребенок.

За каждую основную деталь (голову, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) ставится по 2 балла. Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) – 1 балл. Если руки и ноги изображены не в виде схемы – палочками, а с помощью двойных линий, прибавляется еще 2 балла. Если на рисунке есть и схема – палочки, и пластичность – 4 балла. За полностью пластичное изображение прибавляем 8 баллов. Хороший результат – от 16 баллов.

nr 3 16 17 22d61

Педагог-психолог Татьяна Жилина рассказала, как определить готовность ребенка идти в школу, чему его нужно научить до первого класса и как помочь малышу настроиться на новый ритм жизни.

Филиппинский тест

В России в школу принимают с 6,5 лет. И многие стремятся отдать пораньше: «Читать и писать умеет, что год-то терять?!» Между тем в таком возрасте даже самый умный ребенок может быть не готов к школе физиологически. Недаром врачи советуют родителям перед тем, как принимать решение, записывать или нет чадо в первый класс, провести два теста. Во-первых, попросить ребенка показать зубы. Если смена передних верхних зубов не началась, то, скорее всего, биологический возраст малыша меньше, чем паспортный. Кстати, в средние века в Китае и Японии смена зубов у ребенка означала, что он «вошел в разум».

Во-вторых, попросите его закинуть одну руку через макушку головы и дотянуться до мочки уха с противоположной стороны. Этот тест называется филиппинским. Смог? Поздравляем, полуростовой скачок у вашего ребенка произошел, что говорит о зрелости мозга, обменных процессов и высоких возможностях приспособиться к новым нагрузкам. Нет? Лучше год пересидеть в детском саду.

Пойду в школу, там спать не надо

Итак, вы уверены, что физиологически ребенок готов к школе. Что дальше? Проверьте зрелость психологическую.

– Спросите ребенка, куда бы он пошел: в школу или сад? Если ответ будет «В сад, потому что там кормят, гуляют и ничего не надо делать» или «В школу, потому что там не нужно спать» – ребенок еще «недозревший», – говорит Татьяна Жилина.

Готовя малыша к первому классу, мамы и бабушки всячески пытаются повысить его мотивацию: «Не будешь учиться – станешь дворником», «Закончишь первый класс на пятерки – папа приставку купит», «Там много детей, тебе будет с кем поиграть» и т. д. 

– Все это неправильная мотивация, – уверена психолог. – Есть один учебный мотив, на который стоит настраивать ребенка: «Ты пойдешь в школу получать новые знания, там узнаешь много нового и интересного».

На «домашку» четверть часа

Некоторые родители воспринимают первый класс как тест на интеллектуальную зрелость ребенка и заранее пытаются охватить все: логика, конструирование, развитие речи и многое другое. В результате у ребенка заняты все дни недели, и, как следствие, наступает перегрузка, дошколенок отказывается посещать уроки, выполнять задания, становится капризным.

– Разумным выбором для подготовишки будут занятия один-два раза в неделю плюс бассейн, танцы или любая другая физическая нагрузка, – советует Татьяна Николаевна. – И если в детском саду или на подготовке к школе не дают заданий на дом, купите тетрадки и пособия самостоятельно. Выберите те, что для детей 6–7 лет, и выполняйте по паре упражнений в день. Займет это не больше четверти часа, зато ребенок приучится регулярно выполнять «домашку».

Кроме того, помните: для дошкольника важнее иметь представления об окружающем мире как основу его будущих знаний, чем уметь считать и писать.

В любом тестировании на готовность к обучению школе будут вопросы о временах года (что идет после зимы? а что перед летом?), чем отличаются фрукты от овощей (а не просто перечисление их), назвать имя и отчество родителей, свой адрес.

Мыть пол – не обязанность ребенка

Чему еще непременно нужно научить дошколенка, так это самостоятельности.

– Ребенку, за которого все делают родители, в школе будет тяжело, ведь там все нужно уметь делать самостоятельно, – говорит педагог-психолог. – Поэтому важно, чтобы у будущего первоклашки были свои обязанности по дому, соответствующие его возрасту: заправлять кровать, убирать за собой посуду и одежду, собирать вещи на кружок или секцию. Бывает, родители на вопрос, какие у ребенка есть домашние обязанности, говорят: «Иногда моет пол» или «По настроению гуляет с собакой». Но мыть пол – не обязанности семилетки, тем более иногда.

Кроме того, если у вас медлительный ребенок, надо понимать, что это особенности его личности, но в школе есть определенный темп, за которым придется успевать. В этом случае необходимо сформировать у него конкретные навыки, заранее потренироваться делать то, что он не умеет или делает без желания, потому что не получается. О таких пробелах вы можете узнать у воспитателя, тренера или педагога кружка, который посещает ребенок. Например, воспитатель жалуется, что ваш сын плохо вырезает, аппликации не получаются. Садимся и тренируемся. Позже, столкнувшись в школе с этой задачей самостоятельно, медлительный ребенок не растеряется и будет испытывать меньше трудностей.

Ученые ФИПИ в 2014 году провели интересное исследование и проверили, как российские первоклашки готовы к школе. Вот что получилось:
– при поступлении в школу хотят учиться 90 процентов детей, в конце первого месяца обучения – только 75 процентов.
2 процента устраивают истерики, плачут и вообще не хотят идти в школу;
– среди первоклассников здоровыми можно назвать лишь 20 процентов;
– 7,5 процента детей имеют в картах диагнозы невропатологов;
– 25 процентам нужна помощь логопеда;
– 12 процентов школьников не имеют своей комнаты или даже уголка для занятий.

Вспомни годы чудесные

– В целом адаптация к школе должна начинаться так же, как адаптация к детскому саду, – подводит итог Татьяна Жилина. – Вспомните, перед тем как отдать малыша в младшую группу, вы гуляли с ним на площадке, знакомили с воспитателями и детьми, подстраивали домашний режим дня под садичный. Вот и для будущего первоклассника проведите экскурсию по территории школы, зайдите в здание, расскажите про уроки, звонки, перемены, загляните в классы. Неплохо было бы познакомиться и побеседовать с педагогом, узнать, по какой программе будет заниматься класс и какие требования к первокласснику предъявляются в рамках этой программы. Обязательно делитесь с ребенком своим школьным опытом с акцентом на то, как вы справлялись с трудностями, разрешали конфликтные ситуации, дружили, общались и занимались.

Тест

Психологи часто используют для проверки готовности к школе методику «Рисунок человека».

В 5 лет ребенок должен нарисовать голову, туловище, руки, ноги, глаза, нос, рот.

В 6 лет дети обычно рисуют схему человека, «собирают» фигуру. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка, пальцы, ступни, одежда.

В 7 лет в рисунке должна появиться пластика: части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность, тем больше развит ребенок.

За каждую основную деталь (голову, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза) ставится по 2 балла. Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь) – 1 балл. Если руки и ноги изображены не в виде схемы – палочками, а с помощью двойных линий, прибавляется еще 2 балла. Если на рисунке есть и схема – палочки, и пластичность – 4 балла. За полностью пластичное изображение прибавляем 8 баллов. Хороший результат – от 16 баллов.

nr 3 16 17 22d61

Поделиться
12524