7 сентября 2016

Подвиг по имени «Дервиш»

История

Арктический конвой «Дервиш» (операция «Дервиш») – первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами.

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского, загруженных сырьем (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

12 августа 1941 года конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия) в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

В честь этого события в августе 2016 года прошли мероприятия, посвященные героическому прошлому Северного флота.

Отметим, что за годы Великой Отечественной войны союзники направили в СССР десятки морских конвоев, некоторые из них понесли невосполнимые потери.

Пример партнерства

В Архангельском Гостином дворе состоялся торжественный прием ветеранов северных конвоев, в котором приняли участие Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

– Мы обязаны и будем помнить ваш подвиг и подвиг ваших боевых товарищей. Я искренне желаю вам здоровья и крепости духа, вашим детям, внукам и правнукам – благополучия, а нашим народам – мира и дружбы, – сказал С. Нарышкин.

В Архангельск приехали и иностранные участники военных событий.

Губернатор Поморья Игорь Орлов приветствовал ветеранов, представителей официальных делегаций Канады, Австралии, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Исландии, Польши, Великобритании и США на гостеприимной Архангельской земле.

Он высоко оценил помощь, оказанную странами коалиции, которую СССР начал получать в конце августа 1941 года:

– Чем был для нашей страны первый конвой? Вовремя подставленным союзниками плечом, поддержкой в трудный миг, жизненно необходимой помощью. Доставляемые грузы имели неоспоримую ценность и, можно сказать, сыграли важнейшую роль в достижении стратегического перелома во Второй мировой войне.

Арктические конвои стали синонимом мужества в сражениях, которые проходили в тяжелейших погодных условиях. Игорь Орлов, обращаясь к присутствующим российским и иностранным ветеранам, поблагодарил их от имени всех жителей Архангельской области за все то, что они сделали для мира.

По словам губернатора, сегодня главное – не растерять драгоценные плоды великой Победы.

– Мы никогда не забудем дух сотрудничества, который прошел закалку в годы Второй мировой войны, и сегодня должен служить примером партнерства стран во имя справедливых целей, во имя мира на земле, – подчеркнул Игорь Орлов.

Сражались плечом к плечу

– Я был в составе конвоя PQ-16. Мы совершили переход от берегов Исландии в Архангельск. Этот морской поход снится мне по ночам. Нас бомбили без передышки пять дней подряд. Мы потеряли наш корабль, который потопили немецкие бомбы, – рассказал ветеран арктических конвоев Генри Джозеф Грю.

Конвой PQ-16 отправился в путь 20 мая 1942 года. В его состав входило 35 грузовых судов, которые везли взрывчатку, танки, самолеты и продовольствие для фронта. В пути конвой потерял семь транспортов.

Бок о бок, плечом к плечу атаки вражеской авиации отражали американские, английские, канадские и русские моряки.

– Я шел в составе каравана на торговом судне «Старый Большевик». Когда немцы начали налет, мы долго лавировали, но одна бомба все же попал в первый трюм. У нас оторвало нос, погибла пушка вместе с командой. К нам подошел английский корвет и предложил взять нас на борт. Но мы судно не бросили, погасили пожар, отремонтировали рулевое управление и прорвались в Мурманск в одиночку, – поделился воспоминаниями Тарас Гончаренко.

Наша общая победа

В 1941-1942 годы северный маршрут поставок грузов ленд-лиза являлся основным. В первый год войны по нему было доставлено около 60 процентов всей помощи союзников. Именно в Арктике разгорелись основные морские сражения, которые стоили коалиции 57 транспортов (в том числе четырех советских) и шести боевых кораблей, включая новейшие британские крейсера «Эдинбург» и «Тринидад».

Всего за годы войны по Северному морскому пути было проведено более семисот судов. Они доставили в советские порты средства связи, танки, самолеты, промышленное оборудование, металлы, нефтепродукты, продовольствие, автомобили, локомотивы, вагоны и так далее.

Благодаря этой помощи в СССР высвободились для фронта дополнительные резервы, армия в значительной степени была обеспечена продовольствием и средствами связи, удалось частично восполнить потери боевой техники, понесенные в первые месяцы войны.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков подчеркнул:

– Именно в Архангельске завязался один из самых прочных морских узлов братства по оружию между странами антигитлеровской коалиции. Сейчас мир сталкивается с угрозами терроризма, наркотрафика, пиратства. Поэтому опыт арктических конвоев, когда страны с различной политической системой, различной экономикой объединялись, чтобы достичь общих целей, востребован сегодня как никогда.

От первого лица

Владимир Путин, Президент России:

– Мы всегда будем помнить, что победа во Второй мировой войне была достигнута благодаря объединению усилий наших народов. Этот исторический опыт союзничества имеет непреходящую ценность. Сегодня перед лицом современных угроз и вызовов особенно важно оберегать правду о совместной борьбе с нацизмом, сохранять и приумножать славные традиции дружбы и взаимовыручки. Только действуя сообща, мы сможем преодолеть любые трудности, обеспечить мир и безопасность на нашей планете. От всей души желаю уважаемым ветеранам и всем присутствующим здоровья, счастья и благополучия.

Интересно

Ее Королевское Высочество принцесса Великобритании Анна передала Северному морскому музею государственную награду Соединенного Королевства – медаль «Арктическая звезда». Она вручается с 2012 года за службу в кампаниях арктических конвоев 1941–1945 годов британским ветеранам и ветеранам Содружества.

А командующий Северным флотом, вице-адмирал Николай Евменов передал музею новые экспонаты: гильзы от снарядов и прицел 76-миллиметрового корабельного орудия, поднятые с американского транспорта «Томас Дональдсон». Судно, входившее в состав одного из последних союзных конвоев, затонуло на 60-метровой глубине в Баренцевом море около острова Кильдин. Исторические предметы были подняты спасателями Северного флота.

Подвиг по имени «Дервиш»

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского, загруженных сырьем (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

12 августа 1941 года конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия) в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

В честь этого события в августе 2016 года прошли мероприятия, посвященные героическому прошлому Северного флота.

Отметим, что за годы Великой Отечественной войны союзники направили в СССР десятки морских конвоев, некоторые из них понесли невосполнимые потери.

Пример партнерства

В Архангельском Гостином дворе состоялся торжественный прием ветеранов северных конвоев, в котором приняли участие Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

– Мы обязаны и будем помнить ваш подвиг и подвиг ваших боевых товарищей. Я искренне желаю вам здоровья и крепости духа, вашим детям, внукам и правнукам – благополучия, а нашим народам – мира и дружбы, – сказал С. Нарышкин.

В Архангельск приехали и иностранные участники военных событий.

Губернатор Поморья Игорь Орлов приветствовал ветеранов, представителей официальных делегаций Канады, Австралии, Франции, Нидерландов, Новой Зеландии, Исландии, Польши, Великобритании и США на гостеприимной Архангельской земле.

Он высоко оценил помощь, оказанную странами коалиции, которую СССР начал получать в конце августа 1941 года:

– Чем был для нашей страны первый конвой? Вовремя подставленным союзниками плечом, поддержкой в трудный миг, жизненно необходимой помощью. Доставляемые грузы имели неоспоримую ценность и, можно сказать, сыграли важнейшую роль в достижении стратегического перелома во Второй мировой войне.

Арктические конвои стали синонимом мужества в сражениях, которые проходили в тяжелейших погодных условиях. Игорь Орлов, обращаясь к присутствующим российским и иностранным ветеранам, поблагодарил их от имени всех жителей Архангельской области за все то, что они сделали для мира.

По словам губернатора, сегодня главное – не растерять драгоценные плоды великой Победы.

– Мы никогда не забудем дух сотрудничества, который прошел закалку в годы Второй мировой войны, и сегодня должен служить примером партнерства стран во имя справедливых целей, во имя мира на земле, – подчеркнул Игорь Орлов.

Сражались плечом к плечу

– Я был в составе конвоя PQ-16. Мы совершили переход от берегов Исландии в Архангельск. Этот морской поход снится мне по ночам. Нас бомбили без передышки пять дней подряд. Мы потеряли наш корабль, который потопили немецкие бомбы, – рассказал ветеран арктических конвоев Генри Джозеф Грю.

Конвой PQ-16 отправился в путь 20 мая 1942 года. В его состав входило 35 грузовых судов, которые везли взрывчатку, танки, самолеты и продовольствие для фронта. В пути конвой потерял семь транспортов.

Бок о бок, плечом к плечу атаки вражеской авиации отражали американские, английские, канадские и русские моряки.

– Я шел в составе каравана на торговом судне «Старый Большевик». Когда немцы начали налет, мы долго лавировали, но одна бомба все же попал в первый трюм. У нас оторвало нос, погибла пушка вместе с командой. К нам подошел английский корвет и предложил взять нас на борт. Но мы судно не бросили, погасили пожар, отремонтировали рулевое управление и прорвались в Мурманск в одиночку, – поделился воспоминаниями Тарас Гончаренко.

Наша общая победа

В 1941-1942 годы северный маршрут поставок грузов ленд-лиза являлся основным. В первый год войны по нему было доставлено около 60 процентов всей помощи союзников. Именно в Арктике разгорелись основные морские сражения, которые стоили коалиции 57 транспортов (в том числе четырех советских) и шести боевых кораблей, включая новейшие британские крейсера «Эдинбург» и «Тринидад».

Всего за годы войны по Северному морскому пути было проведено более семисот судов. Они доставили в советские порты средства связи, танки, самолеты, промышленное оборудование, металлы, нефтепродукты, продовольствие, автомобили, локомотивы, вагоны и так далее.

Благодаря этой помощи в СССР высвободились для фронта дополнительные резервы, армия в значительной степени была обеспечена продовольствием и средствами связи, удалось частично восполнить потери боевой техники, понесенные в первые месяцы войны.

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков подчеркнул:

– Именно в Архангельске завязался один из самых прочных морских узлов братства по оружию между странами антигитлеровской коалиции. Сейчас мир сталкивается с угрозами терроризма, наркотрафика, пиратства. Поэтому опыт арктических конвоев, когда страны с различной политической системой, различной экономикой объединялись, чтобы достичь общих целей, востребован сегодня как никогда.

От первого лица

Владимир Путин, Президент России:

– Мы всегда будем помнить, что победа во Второй мировой войне была достигнута благодаря объединению усилий наших народов. Этот исторический опыт союзничества имеет непреходящую ценность. Сегодня перед лицом современных угроз и вызовов особенно важно оберегать правду о совместной борьбе с нацизмом, сохранять и приумножать славные традиции дружбы и взаимовыручки. Только действуя сообща, мы сможем преодолеть любые трудности, обеспечить мир и безопасность на нашей планете. От всей души желаю уважаемым ветеранам и всем присутствующим здоровья, счастья и благополучия.

Интересно

Ее Королевское Высочество принцесса Великобритании Анна передала Северному морскому музею государственную награду Соединенного Королевства – медаль «Арктическая звезда». Она вручается с 2012 года за службу в кампаниях арктических конвоев 1941–1945 годов британским ветеранам и ветеранам Содружества.

А командующий Северным флотом, вице-адмирал Николай Евменов передал музею новые экспонаты: гильзы от снарядов и прицел 76-миллиметрового корабельного орудия, поднятые с американского транспорта «Томас Дональдсон». Судно, входившее в состав одного из последних союзных конвоев, затонуло на 60-метровой глубине в Баренцевом море около острова Кильдин. Исторические предметы были подняты спасателями Северного флота.

Поделиться
17359