26 октября 2017

Подобрать дизайн-код

Со следующего года программа благоустройства нацпроекта «ЖКХ и городская среда» должна формироваться с учетом комплексного видения развития территорий. Выбор проектов должен быть неслучайным: «глубокомысленные», с учетом местной уникальности и самобытности заслуживают большего поощрения. Так считает заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Тамара Лемешева.

– Тамара Трофимовна, в Архангельской области заканчивается первый год реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Из-за сжатых сроков к участию в конкурсах успели подготовиться не все инициативные группы, кто в реальности мог бы это сделать, выбор территорий был стихийным. Эта проблема будет решена?

– Действительно, заявочная кампания проходила в сокращенные сроки, обдумывать идею каждого проекта времени не было. Все обошлись стандартным набором: асфальтирование, освещение, установка детского или спортивного комплекса.

Но национальный проект не ограничивается только дворовыми территориями. Проект подразумевает более глобальный, системный подход к развитию городских общественных пространств. Города и поселки должны определиться с концепцией пространственного развития своих территорий. Причем она должна быть синхронизирована с такими основополагающими документами, как Градостроительный план и Стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

По итогам последнего мониторинга Минстроя России Архангельская область занимает 11-е место в рейтинге среди всех субъектов РФ. На сегодняшний день работы по благоустройству выполнены на 124 из 170 дворовых территорий, на 41 из 53 общественных территорий, в 11 из 12 парков.

В муниципалитетах сейчас продолжается инвентаризация, которая должна завершиться 1 ноября. На ее основе нужно проанализировать состояние городской среды и определить, что в первую очередь требует благоустройства или развития, какая общественная зона или парк нуждаются в «перезагрузке» с учетом потенциальной посещаемости, населенности микрорайонов, существующих транспортных потоков, мнения общественности и т. д.

Большое значение имеет и дизайн будущего объекта благоустройства, который должен сочетаться с внешним обликом города. Вся эта работа ложится на органы местного самоуправления.

В муниципальных образованиях завершена разработка Правил благоустройства. Именно этот документ определяет требования к внешнему облику города. Здесь же можно говорить о так называемом интерьере улиц, зеленом каркасе городов и поселков, внешнем виде фасадов домов, требованиях к рекламным конструкциям и тому подобное… Все это можно и нужно учесть в рамках проекта, но для этого нужно масштабно посмотреть на территории, подобрать определенный дизайн-код или разработать свой собственный.

– Неслучайно горожане часто спрашивали, мол, почему детские площадки такие однотипные…

– Согласна, мы живем в северном регионе со своей культурой, традициями, самобытностью. С художественной точки зрения к таким объектам можно подойти творчески: например, сделать упор на деревянном исполнении, привязать к традиционным ремеслам… К сожалению, мало кто думает о брендировании территории: можно ведь и наследие Ломоносова обыграть, сказки Писахова, применить уникальную мезенскую роспись… И много чего еще – чтобы объекты благоустройства были привлекательными, интересными, индивидуальными! Здесь широкое поле деятельности как для молодых, так и состоявшихся дизайнеров, архитекторов, ландшафтников.

Важно сподвигнуть к работе не только население, а профессиональное сообщество, которое даст пищу, толчок и возможность что-то изменить. Чтобы города не были однотипными, серыми, похожими друг на друга. Наполнить общественные пространства смыслом, приспособить для общего досуга – вот задача из задач…

– То есть сейчас на первый план выходит работа органов власти и профессионального сообщества?

– Да, если в 2017 году дворовые и общественные территории включались в муниципальные программы на основе заявок граждан, то в 2018-м муниципальными образованиями будут сформированы адресные перечни дворов и зон отдыха, нуждающихся в благоустройстве. Кроме этого, должны проводиться общественные обсуждения проектов муниципальных программ на 2018–2022 годы, а также сбор предложений о включении в данные программы дворовых и общественных территорий. Именно публичная дискуссия является одним из обязательных условий реализации приоритетного проекта регионом в последующие годы.

– О каком финансировании уже сегодня можно говорить с уверенностью?

– В течение пяти лет на благоустройство дворов и общественных территорий Архангельской области необходимо около 17 миллиардов рублей. Это целевой показатель госпрограммы «Формирование современной городской среды в Архангельской области», утвержденной постановлением правительства Архангельской области.

Как появилась эта цифра? По информации муниципальных образований, в перспективе пяти лет в области необходимо благоустроить около 11 тысяч дворов площадью более 6 тысяч га, более 250 общественных территорий и 20 городских парков. Эти цифры, конечно, прогнозные, они будут корректироваться по итогам той работы, которую сейчас завершают города и районы.

Основное отличие программы благоустройства 2018 года – в механизме формирования перечня дворовых и общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве. Если в 2017 году они включались в программу на основе заявок граждан, то теперь муниципалитетам нужно сформировать адресные списки таких территорий, учитывая состояние инфраструктуры и физический износ.

Что касается стоимости благоустройства, то ее определяли, исходя из так называемого минимального набора работ. К примеру, во дворах это: ремонт дворовых проездов; установка скамеек и урн; создание новых детских игровых или спортивных площадок; обеспечение дополнительного освещения.

В среднем на один двор взята расчетная стоимость 1,3 миллиона рублей, на общественную территорию – 1,5 миллиона, городского парка – 2,5 миллиона.

Отмечу, что региональная программа – это документ, определяющий потребности региона. Конкретикой будут наполнены муниципальные программы. Если говорить о реальном размере финансирования, то на 2018 год предполагается выделить 308 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета – 241 миллион, из областного и местных бюджетов – по 26,8 миллиона, внебюджетных источников – 13,4 миллиона рублей.

– Что понимается под внебюджетными источниками?

– Это средства физических и юридических лиц. С 2018 года финансовое участие собственников в реализации мероприятий по благоустройству становится обязательным (минимум 5 процентов от стоимости проекта). Отмечу, что в этом году желание софинансировать проекты не было определяющим при отборе заявок.

Мы считаем, что порог в 5 процентов посилен любому многоэтажному дому. А верхнюю границу собственники определяют сами в зависимости от того, что они хотят видеть в своем дворе. При этом размер софинансирования будет являться одним из главных критериев при отборе заявок: чем он больше, тем выше шанс попасть в программу по благоустройству дворов в 2018 году. Думаю, что такой критерий, как денежное участие, будет способствовать формированию у граждан чувства собственности, ответственности за эту собственность. Ведь все знают – чем больше вложили, тем больше считаем своим, бережем, следим, ухаживаем. А это главная идея проекта – вовлечение в процесс благоустройства не просто жителей, а активных и ответственных собственников.

– Гражданам уже можно подавать заявки?

– Заявочная кампания уже идет. По большому счету она и не закрывалась. Самое главное, что нужно сделать собственникам, – принять решение об участии в отборе, подтвердить готовность софинансировать проект, разработать дизайн (свое видение дворовой территории) и в дальнейшем взять объект на обслуживание.

Я думаю, что все сложности со сроками и подготовкой документации останутся в 2017 году. Сейчас все уже поняли, как действовать, учли недочеты. Люди видят конкретные результаты и проявляют активность. Данный проект – это инструмент изменения облика своего двора, своего города или поселка с учетом потребности, отвечающей запросам жителей и их представлениям о современной и комфортной городской среде.

Сергей Дробов

 

Подобрать дизайн-код

– Тамара Трофимовна, в Архангельской области заканчивается первый год реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Из-за сжатых сроков к участию в конкурсах успели подготовиться не все инициативные группы, кто в реальности мог бы это сделать, выбор территорий был стихийным. Эта проблема будет решена?

– Действительно, заявочная кампания проходила в сокращенные сроки, обдумывать идею каждого проекта времени не было. Все обошлись стандартным набором: асфальтирование, освещение, установка детского или спортивного комплекса.

Но национальный проект не ограничивается только дворовыми территориями. Проект подразумевает более глобальный, системный подход к развитию городских общественных пространств. Города и поселки должны определиться с концепцией пространственного развития своих территорий. Причем она должна быть синхронизирована с такими основополагающими документами, как Градостроительный план и Стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

По итогам последнего мониторинга Минстроя России Архангельская область занимает 11-е место в рейтинге среди всех субъектов РФ. На сегодняшний день работы по благоустройству выполнены на 124 из 170 дворовых территорий, на 41 из 53 общественных территорий, в 11 из 12 парков.

В муниципалитетах сейчас продолжается инвентаризация, которая должна завершиться 1 ноября. На ее основе нужно проанализировать состояние городской среды и определить, что в первую очередь требует благоустройства или развития, какая общественная зона или парк нуждаются в «перезагрузке» с учетом потенциальной посещаемости, населенности микрорайонов, существующих транспортных потоков, мнения общественности и т. д.

Большое значение имеет и дизайн будущего объекта благоустройства, который должен сочетаться с внешним обликом города. Вся эта работа ложится на органы местного самоуправления.

В муниципальных образованиях завершена разработка Правил благоустройства. Именно этот документ определяет требования к внешнему облику города. Здесь же можно говорить о так называемом интерьере улиц, зеленом каркасе городов и поселков, внешнем виде фасадов домов, требованиях к рекламным конструкциям и тому подобное… Все это можно и нужно учесть в рамках проекта, но для этого нужно масштабно посмотреть на территории, подобрать определенный дизайн-код или разработать свой собственный.

– Неслучайно горожане часто спрашивали, мол, почему детские площадки такие однотипные…

– Согласна, мы живем в северном регионе со своей культурой, традициями, самобытностью. С художественной точки зрения к таким объектам можно подойти творчески: например, сделать упор на деревянном исполнении, привязать к традиционным ремеслам… К сожалению, мало кто думает о брендировании территории: можно ведь и наследие Ломоносова обыграть, сказки Писахова, применить уникальную мезенскую роспись… И много чего еще – чтобы объекты благоустройства были привлекательными, интересными, индивидуальными! Здесь широкое поле деятельности как для молодых, так и состоявшихся дизайнеров, архитекторов, ландшафтников.

Важно сподвигнуть к работе не только население, а профессиональное сообщество, которое даст пищу, толчок и возможность что-то изменить. Чтобы города не были однотипными, серыми, похожими друг на друга. Наполнить общественные пространства смыслом, приспособить для общего досуга – вот задача из задач…

– То есть сейчас на первый план выходит работа органов власти и профессионального сообщества?

– Да, если в 2017 году дворовые и общественные территории включались в муниципальные программы на основе заявок граждан, то в 2018-м муниципальными образованиями будут сформированы адресные перечни дворов и зон отдыха, нуждающихся в благоустройстве. Кроме этого, должны проводиться общественные обсуждения проектов муниципальных программ на 2018–2022 годы, а также сбор предложений о включении в данные программы дворовых и общественных территорий. Именно публичная дискуссия является одним из обязательных условий реализации приоритетного проекта регионом в последующие годы.

– О каком финансировании уже сегодня можно говорить с уверенностью?

– В течение пяти лет на благоустройство дворов и общественных территорий Архангельской области необходимо около 17 миллиардов рублей. Это целевой показатель госпрограммы «Формирование современной городской среды в Архангельской области», утвержденной постановлением правительства Архангельской области.

Как появилась эта цифра? По информации муниципальных образований, в перспективе пяти лет в области необходимо благоустроить около 11 тысяч дворов площадью более 6 тысяч га, более 250 общественных территорий и 20 городских парков. Эти цифры, конечно, прогнозные, они будут корректироваться по итогам той работы, которую сейчас завершают города и районы.

Основное отличие программы благоустройства 2018 года – в механизме формирования перечня дворовых и общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве. Если в 2017 году они включались в программу на основе заявок граждан, то теперь муниципалитетам нужно сформировать адресные списки таких территорий, учитывая состояние инфраструктуры и физический износ.

Что касается стоимости благоустройства, то ее определяли, исходя из так называемого минимального набора работ. К примеру, во дворах это: ремонт дворовых проездов; установка скамеек и урн; создание новых детских игровых или спортивных площадок; обеспечение дополнительного освещения.

В среднем на один двор взята расчетная стоимость 1,3 миллиона рублей, на общественную территорию – 1,5 миллиона, городского парка – 2,5 миллиона.

Отмечу, что региональная программа – это документ, определяющий потребности региона. Конкретикой будут наполнены муниципальные программы. Если говорить о реальном размере финансирования, то на 2018 год предполагается выделить 308 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета – 241 миллион, из областного и местных бюджетов – по 26,8 миллиона, внебюджетных источников – 13,4 миллиона рублей.

– Что понимается под внебюджетными источниками?

– Это средства физических и юридических лиц. С 2018 года финансовое участие собственников в реализации мероприятий по благоустройству становится обязательным (минимум 5 процентов от стоимости проекта). Отмечу, что в этом году желание софинансировать проекты не было определяющим при отборе заявок.

Мы считаем, что порог в 5 процентов посилен любому многоэтажному дому. А верхнюю границу собственники определяют сами в зависимости от того, что они хотят видеть в своем дворе. При этом размер софинансирования будет являться одним из главных критериев при отборе заявок: чем он больше, тем выше шанс попасть в программу по благоустройству дворов в 2018 году. Думаю, что такой критерий, как денежное участие, будет способствовать формированию у граждан чувства собственности, ответственности за эту собственность. Ведь все знают – чем больше вложили, тем больше считаем своим, бережем, следим, ухаживаем. А это главная идея проекта – вовлечение в процесс благоустройства не просто жителей, а активных и ответственных собственников.

– Гражданам уже можно подавать заявки?

– Заявочная кампания уже идет. По большому счету она и не закрывалась. Самое главное, что нужно сделать собственникам, – принять решение об участии в отборе, подтвердить готовность софинансировать проект, разработать дизайн (свое видение дворовой территории) и в дальнейшем взять объект на обслуживание.

Я думаю, что все сложности со сроками и подготовкой документации останутся в 2017 году. Сейчас все уже поняли, как действовать, учли недочеты. Люди видят конкретные результаты и проявляют активность. Данный проект – это инструмент изменения облика своего двора, своего города или поселка с учетом потребности, отвечающей запросам жителей и их представлениям о современной и комфортной городской среде.

Сергей Дробов

 

Поделиться
24462